Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок пятый

Технологии ремонта и обслуживания гибридных  автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок пятый

В прошлом номере мы с вами рассмотрели, как подключать сканер и в каких режимах диагностировать различные системы гибридных автомобилей.

Теперь давайте рассмотрим, какие приборы нам понадобятся для ремонта и обслуживания гибридных автомобилей.

Самый главный и самый важный прибор для диагностики гибридного автомобиля – это, конечно, сканер.

Сразу возникает вопрос (который мне почти ежедневно задают владельцы различных СТО, которые хотят ремонтировать и обслуживать гибридные автомобили) – КАКОЙ СКАНЕР САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЛЯ РЕМОНТА ГИБРИДОВ?

Сразу отвечу, что такого УНИВЕРСАЛЬНОГО сканера в природе просто не существует!

Сейчас автосканеры выпускает огромное количество производителей. И каждый расхваливает именно свой продукт. Уверяют, что именно этот сканер работает со всеми моделями гибридов, и именно у него наибольшее количество активных тестов, он самый быстрый, самый надежный и т. д.

Давайте попробуем это все немного систематизировать и разобраться с тем, какой же сканер (или сканеры) надо иметь ремонтной автомастерской, чтобы заниматься ремонтом и обслуживанием гибридов.

Начнем, пожалуй, с небольшого экскурса в историю гибридов, если конкретнее, Prius.

Первый Prius сошел с конвейера Toyota в ноябре 1997 года. Им был Prius в 10-м кузове.

Это был «первый блин» от Toyota, но он получился далеко не комом.

За пределы Японии этот автомобиль не поставлялся. Соответственно он выпускался только с правым расположением руля.

Для диагностики и ремонта электронных блоков управления этого автомобиля предназначался сканер Toyota S2000 Tecno. Вернее будет сказать, что Toyota S2000 Tecno – это дилерский сканер для праворульных Toyota 1997–2004 годов выпуска. А для диагностики Prius японцы выпустили к нему специальную карту, вставив которую в прибор, можно было войти в гибридную систему Prius и в блок управления высоковольтной батареей.

Как вы думаете, какой самый главный недостаток этого сканера?

Правильно! Основной недостаток заключается в том, что этот прибор работает только на японском языке, т. е. на иероглифах.

Конечно, для тех диагностов, кто «дружит» с японским языком, работать на таком приборе – одно удовольствие. Для остальных – полная засада… Попробуйте догадаться, какой шнурок в какой разъем вставить и для чего он нужен.

Но, как говорится, на безрыбье и рак – рыба.

Мы начинали диагностику Prius именно с такого прибора. В иероглифах путем проб и ошибок разобрались, но все равно работать с этим сканером было очень неудобно.

И тут очень вовремя эту пустующую нишу заняли корейцы.

В 2006 году фирма Nextech выпустила новое программное обеспечение для линейки своих сканеров CarmanScan.

В нее входят следующие приборы.

CarmanScan Lite
CarmanScan Lite
CarmanScan VG
CarmanScan VG

Мультимарочные сканеры стали поддерживать гибриды. При этом меню было даже на русском языке! (Чем не могут похвастаться владельцы этих же сканеров, но с новыми программами.)

Что «могли» данные экземпляры на тот момент? Это: диагностика Prius в 10-м и 11-м кузовах и Estima и Alphard в 10-м кузове. Они полноценно считывали дату по гибридной установке и высоковольтной батарее. В списке меню выбора автомобиля был только Prius. Estima и Alphard не было, но они также легко диагностировались через меню Prius. Не со всеми 11-ми кузовами сканеры связывались без проблем. Иногда они просто отказывались устанавливать связь с ЭБУ гибридной установки либо ВВБ. Однако проблема разрешалась достаточно просто – не выбирая конкретную марку автомобиля, можно было зайти в блок через общий режим, и все работало.

Что касается 10-х кузовов. Так называемые нестираемые ошибки по блоку управления ВВБ (C2679, C2579) удалить упомянутыми сканерами на тот момент было невозможно. Соответствующее меню просто отсутствовало, так же как и «обучение» КПП на Estima и Alphard. Это можно было сделать или сканером Toyota S2000 Tecno, или вручную, разобрав блок управления ВВБ.

Зато можно было запустить эквализацию ВВБ на 11-м кузове. Правда, опять же, все зависело от модификации ЭБУ, установленного на автомобиле.

Главный недостаток этого сканера состоит в том, что мы не можем прочитать подкоды к ошибкам, т. е. более точно локализовать причину неисправности автомобиля. Производитель не торопится устранять этот недостаток – подкоды ошибок с их помощью не увидеть и по сей день. 20-е кузова вообще им никогда не поддерживались.

Что может линейка сканеров CarmanScan на сегодняшний момент? Это полноценная диагностика гибридов Prius с 10-го по 20-й кузов, Estima и Alphard с 10-го по 20-й кузов, Camry, Lexus RX400h и GS450h, Honda Civic, Insight, Fit.

Нестираемые ошибки по 10-му кузову теперь легко удаляются с помощью перепрограммирования блока со сканера, КПП обучаются, но некоторые замечания все же присутствуют.

Расскажу на примере флагмана сканеров среди CarmanScan – Carman AUTO-I 700.

Это самая последняя разработка корейских специалистов, которая вышла в продажу в 2015 году. Сканер достаточно современный. Мощный, быстрый, красивая графика, отсутствие кнопок, Wi-Fi. Поддерживает диагностику транспорта с разных концов света, осуществляя диагностику от мотоциклов до грузовиков. Найти нужный автомобиль достаточно просто. Список марок автомобилей настраивается.

Что касается диагностики гибридов. Сканер по-прежнему некорректно работает с Prius 30 и более новыми моделями. Большая часть даты в 30-х кузовах по гибридной части и ВВБ – неадекватная. В некоторых моделях не все параметры считываются с ЭБУ двигателем. Например, в 20-м кузове не посмотреть ISC Learning, а в Rx400h не видит топливную коррекцию по рядам. Lite, кстати, в некоторых программах «забывает» что такое Misfire, но при этом раньше мог считывать ISC Learning.

Еще один существенный недостаток: не считывает замороженную дату. Соответственно и подкодов с помощью данного сканера мы не увидим. Напряжение на связках элементов ВВБ в 10-м кузове раскидано по дате в разные концы меню: 14 связок в начале и 6 в конце. Мелочь, но вызывает чувство неудовлетворенности и досады. Ошибки C2579 и C2679 стирает без проблем. Эквализацию ВВБ запускает. Коробки обучает. Активные тесты работают, в том числе легко можно активировать сервисный режим.

По Honda: систему IMA видит неплохо, но в Civik показания напряжения на связках почему-то стали без десятых долей V. А для полноценной диагностики ВВБ эти десятые доли очень важны. Ведь разница по напряжению неисправного в большинстве случаев составляет всего 0,1–0,2 V. Причем Lite со старой прошивкой их показывает с легкостью в полном объеме. Сервисные функции в Honda для CARMANов закрыты. Соответственно при замене блока управления ДВС, которые не отличаются надежностью, мы уже не можем привязать к иммо новый блок.

Остальные гибриды от Ford, GM и т. д. видит либо очень ограниченно (в основном хорошо только системы SRS, ABS). А гибридную систему и ВВБ совсем не видит.

В целом линейка сканеров CarmanScan достаточно корректно и эффективно позволяет работать с большей частью гибридных автомобилей марок Toyota, Lexus и Honda.

Для полноценной диагностики гибридов от Toyota и Lexus, в то время как CarmanScan еще не поддерживали 20-е кузова, пришлось обзавестись дилерским Toyota Intelligent Tester II.

Несмотря на приличный возраст, прибор смотрится все еще отлично. И не только смотрится. Соединившись с автомобилем, работает быстро и четко. В отличие от мультимарочных сканеров, данный аппарат поддерживает все сервисные функции для европейского и американского рынков. Но не все доступно для машин японского рынка. Работает со всеми современными авто, хотя последнее обновление программы датируется 2012 годом. Самый главный недостаток для автосервиса, работающего с гибридными автомобилями – совсем не работает с Prius в 10-м кузове (не может войти ни в гибридную систему, ни в ВВБ). Зато отлично считывает замороженную дату и подкоды.

Это позволяет намного точнее и быстрее установить причину неисправности автомобиля. Также поддерживает программирование ЭБУ. При помощи меню Customize можно активировать и деактивировать нужные для клиента функции некоторых систем в автомобиле (отключать пищалки ремней, алгоритм открывания центрального замка и т. д.). С Estima и Alphard в 10-м кузове работает через меню Prius. Откалибровать коробку (обучить) данным сканером не получится.

Во всем остальном – отличный вариант для диагностики гибридных Toyota и Lexus даже самых последних моделей.

Самым распространенным сканером, которым можно провести диагностику гибридов практически любого производителя, является Launch X‑431 Master. Я бы назвал его самым универсальным, но и самым неудобным.

Это недорогой мультимарочник, который поддерживает диагностику огромного количества автомобилей, в том числе и гибридных. Удобство пользования по отношению к другим сканерам я считаю минимальным. Но не забываем, что сейчас производители Launch выпустили новые гораздо более удобные версии сканеров. В большинстве случаев есть поддержка сервисных функций, но работают они далеко не всегда. Однако производители не стоят на месте, и в отличие от CarmanScan быстро устраняют недоработки и ошибки. Так по мере обновления программ некоторые сервисные функции начинают работать не хуже, чем на дилерском оборудовании.

Единственный недостаток этого сканера, замеченный нами в работе (и не только нами), это то, что иногда при подключении его к Prius в 20-м кузове слетает калибровка линейного клапана.

Наиболее перспективным разработками являются диагностические интерфейсы, при помощи которых можно связать диагностическую шину автомобиля с ПК или ноутбуком с установленным программным обеспечением.

В частности, для Toyota существует программное обеспечение под названием Techsteram. Фактически это аналог Intelligent Tester II, только программа установлена на компьютер, а не на сканер. Techstream поддерживает все гибриды от Toyota и Lexus, со всеми сервисными функциями, вне зависимости от рынка. И если на первых версиях программы были проблемы с поддержкой японских иероглифов с японским рынком, то в новых версиях программы есть поддержка английского, что значительно упрощает использование программы. Скорость работы зависит от примененного диагностического интерфейса.

Саму программу можно недорого официально приобрести у производителя. Обновление ее идет постоянно.

На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели лишь несколько основных сканеров, которые желательно иметь в автосервисе, занимающемся ремонтом и обслуживанием гибридных автомобилей. Мы намеренно не стали говорить о таких дорогих сканерах, как Autologic, Bosch KTS, G-Scan и другие, цена на которые выше всех мыслимых пределов, а рабочие функции с гибридами очень и очень ограничены.

Проанализировав эту статью, вы сможете решить для себя, какой из перечисленных вариантов подойдет именно для вашего автосервиса. Ведь не все автосервисы сейчас берут в ремонт, например Prius в 10-м кузове, выпускавшиеся с 1997 по 2000 год. Соответственно для работы с остальными Toyota и Lexus им хватит и прибора Toyota Intelligent Tester II. Но тогда они потеряют множество клиентов, которые поедут ремонтировать свои 15–17-летние автомобили к конкурентам…

На следующем уроке мы с вами рассмотрим, какое еще оборудование потребуется для автосервиса, занимающегося ремонтом и обслуживанием гибридов. Так же начнем рассматривать особенности ремонта ДВС на самых распространенных гибридах от Toyota – Prius.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены