Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 14

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 14

Вспомним, чем завершили прошлый, 13-й, урок: «Закончив все измерения, мы получаем заполненный диагностический лист ВВБ. На листе также, помимо параметров элементов питания, должны быть указаны гос. номер ремонтируемой машины и номер ВВБ. Для чего это нам? В первую очередь для того, чтобы защитить себя от потребительского экстремизма. Кто лично не знаком с этим явлением, тому будет легко понять, о чем идет речь, на простом, но очень показательном примере из нашей собственной практики». Поехали дальше.

В апреле 2016 года мы выполнили ремонт ВВБ автомобиля Prius в 10-м кузове, приехавшего к нам из Тюмени. ВВБ была успешно отремонтирована. В ней заменили два неисправных элемента. Гарантия на работы и элементы была установлена нами в три месяца. В июне того же 2016 года (т. е. через два месяца после ремонта) в автосервис позвонил владелец машины и со слезами в голосе начал жаловаться, что сейчас его машина на отремонтированной нами ВВБ совсем не едет и даже не заводится…

Гарантия есть гарантия. Предлагаем владельцу приехать к нам в сервис на гарантийный ремонт. Через два дня он привозит свой Prius на эвакуаторе. Это у нас сразу вызвало по меньшей мере недоумение, если точнее – нехорошие подозрения. Дело в том, что Prius в 10-м кузове может самостоятельно передвигаться даже при наличии 10–15 «мертвых» элементов в ВВБ. Подключили сканер и видим, что ВВБ очень сильно разряжена, а около 10 связок разряжены до 2–3 В, т. е. они совсем «мертвы».

Достаем наш диагностический лист (он хранится у нас вместе с заказ-нарядом). Откидываем заднюю обшивку ВВБ (в районе сервисного размыкателя) и сверяем номер ВВБ на автомобиле и в диагностическом листе (фото 1, рис. 1). Как вы уже, вероятно, догадались, между двумя номерами батарей высокого напряжения ничего общего не оказалось. Показываем это клиенту и просим объяснить, как на его машину попала абсолютно другая ВВБ? Сказать, что клиент был в шоке – значит не сказать ничего! Он бледнел, краснел, потел, хватал воздух ртом как пойманная рыба. Ну никак господин не ожидал такого поворота событий.

Фото 1. Номер ВВБ
Фото 1. Номер ВВБ
Рис. 1. Диагностический лист после ремонта
Рис. 1. Диагностический лист после ремонта

Вот такие бывают потребительские экстремисты. Воевать с ними не только можно, но и нужно! Тем более в таких ситуациях, когда минута, потраченная на защиту от экстремиста, может защитить автосервис от больших неприятностей и возможных существенных финансовых потерь. А дел-то всего ничего – записать номер ремонтируемой ВВБ. Про номера элементов, составляющих батарею, мы поговорим чуть позже.

Начинаем разбираться с другими показателями, которые следует заносить в диагностический лист. Обратите внимание на комментарии внизу листа. Там записано время промеров обоих блоков. Напомню, что оно не должно превышать одной минуты на каждый блок. Наши мастера справились с этой задачей соответственно за 24 и 26 секунд. Значит, показания измерений корректны, и с ними можно работать. Отметим, что 32-й элемент выделен, потому что у него плохо читается в листе последняя цифра. А нам для правильного ремонта как раз она и нужна, так как показывает сотые доли вольта.

Первое, с чем нам надо определиться, – это выбрать самый хороший элемент в батарее, от которого мы будем отбраковывать неисправные элементы ВВБ для замены. Многие опять скажут: а какая с этим проб­лема? Самый хороший элемент и так хорошо видно – это элемент № 17. И снова ошибутся. А такая ошибка может, как в данном случае, привести к замене в батарее семи исправных элементов! Умножив семь таких элементов на их стоимость, вы можете легко прикинуть цену ошибки. Мы же с вами спешить не будем. Для начала осмотрим этот элемент. А что мы на нем сможем увидеть, спросите вы? Давайте не будем забегать вперед паровоза, а для начала разберем оба блока ВВБ на элементы.

Что представляет из себя разборка блоков? Физически – ничего сложного. Нужно открутить от каждого элемента с каждой стороны блока по одному болту и по одному маленькому винту. А вот боковую контактную крышку мы открутим и снимем только с одной стороны. Догадались, с какой? Правильно: со стороны, где на данном блоке расположены температурные датчики! Вот они у меня на ладони вместе со специальными защелками (фото 2). О защелках тоже будем говорить, но чуть позже – при сборке блоков.

Фото 2. Температурные датчики и защелки
Фото 2. Температурные датчики и защелки

Сняв боковую крышку, начинаем вынимать элементы. Тут тоже есть свои технические сложности и особенности. Первая из них заключается в том, что, вытаскивая каждый элемент из блока, мы должны его пронумеровать. То есть нанести на корпус элемента порядковый номер. Это очень важно! Даже если вы будете раскладывать извлеченные элементы по порядку на столе или на полу, велика вероятность их перемешивания. А перепутав место даже одного элемента, починить ВВБ вы уже не сможете. Как и чем подписывать элементы? Тут тоже есть небольшая хитрость, наработанная годами.

Самым лучшим инструментом для этого будет не известный всем (несмываемый) маркер на спиртовой основе, как многие подумают, а наоборот – водный, т. е. легко смываемый (стираемый) маркер. Почему? Потому что перед установкой элемента на новое место при сборке блока вы должны номер стереть. Такой подход говорит в первую очередь о культуре вашей работы.

Фото 3. Подписываю последний элемент, вынутый из ВВБ
Фото 3. Подписываю последний элемент, вынутый из ВВБ

А во‑вторых, если у вас по каким-то причинам не получилось отремонтировать ВВБ с первого раза, то при последующей разборке этот элемент будет иметь уже другой порядковый номер «своей квартиры». Очень редко при ремонте ВВБ все элементы остаются на том же месте, где они «жили» до этого. Маркер же на водной основе стирается легким движением руки, тем самым серьезно упрощает работу по сборке элементов в блоки.

Теперь мы можем, точнее, должны осмотреть все извлеченные из ВВБ элементы. На что нужно обращать внимание при осмотре? Первое: на порядковые номера элементов. Иногда это нам может дать почти 100%-ю информацию о том, ремонтировалась эта ВВБ раньше или нет. На заводской батарее все порядковые номера элементов совпадают с номером наклейки на ВВБ. Если вы будете действовать согласно показанной схеме, то еще раньше впишите номер высоковольтной батареи в диагностический лист. Отличаются они только двумя последними цифрами. А в батарее элементы должны находиться согласно этому порядку. Второе, на что следует обратить внимание: нет ли под оранжевой пленкой на элементах следов вытекшего электролита, т. е. окислов. Внешне эти следы очень напоминают белый кристаллический порошок.

Если вы их заметили, то этот элемент подлежит замене в обязательном порядке, даже если он демонстрирует хорошую емкость (т. е. не «просел» ниже минимума под нагрузкой). Зачем же тогда нужно менять такой элемент? А вот зачем. Дело в том, что при неисправности ВВБ высвечивается еще одна интересная ошибка: С2678. По-русски она звучит так: «утечка высокого напряжения на корпус». Так вот, эти следы вытекшего электролита и являются «мостиком», по которому ток «утекает» на корпус.

Фото 4. Пронумерованные элементы. Когда вы разложите все
элементы, то это должно выглядеть примерно так
Фото 4. Пронумерованные элементы. Когда вы разложите все элементы, то это должно выглядеть примерно так
Фото 5. Часть пронумерованных элементов
Фото 5. Часть пронумерованных элементов

Об этой ошибке (С2678) можно говорить еще долго. И мы будем ее подробно разбирать, когда станем заниматься поиском различных видов утечек тока, а пока продолжим ремонт ВВБ. Итак, мы смотрим на самый хороший элемент в ВВБ (он под номером 17) и видим, что элемент имеет номер, отличный от всех остальных в батарее. Теперь мы знаем, что батарея уже где-то ремонтировалась и данный элемент в ней – результат замены. При этом все остальные элементы находятся в ВВБ по порядку, т. е. на своих «заводских» местах. Все это говорит нам о том, что на самом деле был выполнен не ремонт батареи, а тупая замена неисправного (а может, и исправного) элемента.

Мы же с вами будем выполнять именно ремонт батареи и пойдем совсем другим путем. На основании осмотра мы определили, что элемент № 17 появился в ВВБ путем замены «родного» аналога. И хотя промер его емкости показал самый лучшие параметры среди остальных в батарее, мы на него обращать внимания не будем. Для определения неисправных элементов мы должны найти самый хороший, но из «родных» элементов. Этот момент очень важен, так как, не соблюдая его, мы можем приговорить на замену множество исправных элементов! Из родных же элементов самым хорошим оказался элемент № 29. Он выдает напряжение в 7,12 В.

У вас опять может возникнуть вопрос: почему самым хорошим элементом мы называем элемент № 29, а не № 1, у которого мы нашли точно такое же напряжение? Или, например, элементы № 5 или № 19: напряжение на них одинаковое и равно 7,11 В. Но остаточная емкость первого из них ГОРАЗДО больше, чем у второго. Почему? Ответ на этот весьма непростой вопрос можно будет получить на наших 5-дневных курсах по ремонту и обслуживанию гибридных машин или узнать из большой книги по ремонту гибридных автомобилей, которая готовится к изданию в 2017 году. В ней мы очень подробно будем рассматривать особые тонкости при ремонте ВВБ. А сейчас продолжим по сегодняшнему плану.

Фото 6. Окислившийся элемент
Фото 6. Окислившийся элемент

Итак, определен самый сильный элемент в ВВБ – № 29. Согласно нашей технологии, по нему мы и будем отбраковать все неисправные элементы. Какие считать неисправными? Все, которые под нагрузкой показывают напряжение на 0,3 В ниже самого сильного. Какие элементы в нашем случае мы должны отправить на свалку? Не буду никого мучить и сразу назову их номера. Это № 12, 18 и 35. Но вы, вероятно, скажете, что с этими элементами и так все понятно. А вот почему не забраковали элементы № 4, 8 и 31 – непонятно. Их параметры напряжения по отношению к самому сильному элементу в батарее тоже ведь превышают 0,3 В?

Тут надо обратить внимание на то, что это так называемые «усредненные» элементы батареи. Таких в батарее несколько, и все они показывают примерно одинаковое напряжение, которое ненамного превышают пределы допуска. В этих элементах начался процесс сульфатации активной массы. Но он еще не сильно «запущен». После ремонта ВВБ и разблокировки аварийного режима работы батарея начнет принимать и отдавать заряд, как ей положено. Таким образом элементы обычно приходят в норму, т. е. десульфатируются.

Вот «ближайший» к ним элемент № 18 «оторвался» на целых 0,18 В. Это уже слишком много для того, чтобы процесс десульфатации пошел успешно. С вероятностью в 70–80% можно сказать, что вместо десульфатации этот элемент будет преобразовывать поступающую на него энергию в тепловую, проще говоря – он начнет греться. После чего скоро выйдет из строя. Ну а по элементам № 12 и 35 вопросов, думаю, ни у кого не будет. Если немного вернуться назад и посмотреть, какое напряжение у нас было на первом и втором блоках ВВБ в сборе, то увидим, что на первом оно было ниже, чем на втором.

Фото 7. «Мостик» через который утекает электрический ток
Фото 7. «Мостик» через который утекает электрический ток

Выводы исследования элементов батареи обосновали разницу в параметрах напряжения: в первом блоке оказалось два неисправных элемента, а во втором только один. Но так бывает не всегда. Иногда в одном блоке оказывается всего один неисправный элемент, но он совсем не имеет остаточной емкости и просаживается до 2–3 В. В другом блоке два неисправных элемента, но они дают просадку каждый всего по 1 В. Поэтому повторюсь: величина напряжения блока батареи в сборе нам практически ни о чем не скажет.

Для упрощения процедуры ремонта ВВБ мы «рисуем» в диагностическом листе цветными маркерами. Обычно применяем два цвета: зеленый и красный. Первое, что мы отмечаем зеленым маркером, – это самый сильный НОВЫЙ элемент, который находится в батарее, – обводим его овалом. Для чего нам это нужно? Главным образом для того, чтобы ориентироваться на величину его емкости при установке новых элементов вместо № 12, 18 и 35. То есть мы, условно, емкость новых элементов принимаем за емкость самого сильного (и самого нового) элемента в ВВБ!

Если вы не запомните это правило, то подобрать правильно элементы в связки по емкости не сможете.

Второе, что отмечаем зеленым маркером, – это «точку отсчета», от которой мы отбраковываем неисправные элементы. В данном случае им стал элемент № 29). Мы отмечаем его, закрашивая кружок с номером. Красным маркером первым делом обводим овалом «трупы», т.е. те элементы, которые мы будем менять на новые безоговорочно. В нашем случае это элементы № 12,18 и 35.

Также красным маркером ставим точки напротив тех элементов, которые могут у нас вызывать сомнения в исправности. Это элементы с номерами 4, 8 и 31. Их нужно будет еще раз внимательно осмотреть на наличие окислов под пленкой.

Теперь переходим к самому сложному и важному моменту в процессе ремонта ВВБ – мы должны эти 40 элементов сгруппировать парами таким образом, чтобы в каждой паре получилось по два элемента с суммарной остаточной емкостью, равной всем остальным парам! Это основное, наиважнейшее требование. С самим процессом подбора элементов в пары можно будет также разобраться, прочитав будущую книгу или посетив наши курсы. Если вы хотите проверить, сможете ли это сделать самостоятельно, то попробуйте собрать 20 пар из представленных элементы по остаточному напряжению. Например, берем элементы № 1 и 10. Получаем общее остаточное напряжение пары 7,00 В. Теперь нам нужно подобрать из оставшихся 38 элементов такую же пару: например, элементы № 2 и 30. Получаем на них 7,00 В. Следующая пара: элементы 3 и 5. В сумме они дадут те же 7,00 В.

На этом важном месте мы пока прервемся. Продолжим на следующем уроке.

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены