Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технология защиты

Технология защиты

Интересный, но не радостный факт – мы в России значительно уступаем в области антикоррозионной обработки автомобилей такой стране, как Дания. А если уж быть совсем честным, то в Дании бизнес по «антикору» отлажен прекрасно (лучший в Европе!). А у нас, если уж говорить правду, его вообще нет.

Количество автомобилей на «душу населения» у нас с ними примерно равное (хотя пока что они немного впереди). Автопарк легковых автомобилей также похож: средний возраст машин приближается к 12 годам. Кроме того, у них природные условия в чем-то совпадают с российскими: влажность, перепады температуры, посыпание дорог зимой антигололедными реагентами. В общем, условия эксплуатации автомобилей в Дании и России похожие.

Но у них есть специализированные компании по антикоррозионной обработке автомобилей, а у нас их практически нет (отдельные исключения лишь подтверждают правило). В Дании есть система: с гарантией, регулярными ежегодными осмотрами, серьезной научно-технической базой. А у нас ничего подобного не существует.

И виной тому – не недостаток на российском рынке препаратов, оборудования и технологий. Все это есть, причем самого передового уровня и высочайшего качества. Однако ситуация «на местах» в подавляющем числе автосервисов складывается в стиле анекдота – микроскоп плохой, потому как им неудобно забивать гвозди.

Сотрудник концерна Dinol Свен Ларсен приехал в Россию, чтобы собрать данные по конструкциям наиболее распространенных марок автомобилей
Сотрудник концерна Dinol Свен Ларсен приехал в Россию, чтобы собрать данные по конструкциям наиболее распространенных марок автомобилей

То есть чаще всего происходит следующее – когда в руки «дяди Васи», который «и так все знает, поскольку занимается этим делом уже много лет», попадают современные препараты и оборудование, он делает все, как привык. То есть «побрызгает» одним препаратом по-быстрому, куда дотянется, а потом снимет машину с подъемника. Правда, авто­владелец через год-полтора начинает замечать следы коррозии – и говорить, что препараты плохие и вообще деньги потрачены зря. Но бывает и так, что машина начинает барахлить уже сразу после выезда из гаража…

На самом деле правильная обработка современными препаратами, в частности произведенными концерном Dinol, позволяет гарантированно защитить автомобиль на несколько лет. Причем не только от самой коррозии, но и от повреждений, вызванных песком и гравием (которые служат «основой» для появления коррозии).

А кроме того, профессиональная антикоррозионная обработка автомобилей – это достаточно эффективный бизнес, способный приносить регулярную прибыль СТО: ведь практически нет автовладельца, который откажется защитить свою «ласточку», или руководителя компании, которому не важен срок эксплуатации транспортных средств. Однако эта услуга, чтобы она была эффективной для автосервиса, требует от персонала знаний и умений.

Начинается все с карты

Технологические карты антикоррозионной обработки автомобилей – это документ, снабженный подробными рекомендациями. На этих картах указываются точные места на корпусе автомобиля, через которые надо наносить препараты в скрытые полости – пороги, лонжероны, двери и т.д. Также места, где защиту надо наносить аккуратно. А куда вообще не наносить. И какими материалами пользоваться в той или иной зоне корпуса, а где вообще защитный слой не нужен.

Гибкий щуп бороскопа с телекамерой и встроенными лампочками позволяет заглянуть в самые недоступные места машины
Гибкий щуп бороскопа с телекамерой и встроенными лампочками позволяет заглянуть в самые недоступные места машины

Не стоит думать, что все эти сложности – просто перестраховка. Например, современный автомобиль буквально «начинен» электронными блоками и датчиками. И попадание препарата даже на один из них может надолго вывести авто из строя. Или если, проделывая технологическое отверстие, попасть сверлом в жгут проводов, стоимость ремонта после этого может стать сравнимой со стоимостью самой машины.

Однако «одной-единственной на все случаи» технологической карты не бывает. Сегодня в разных странах выпускается огромное количество автомобилей различных брендов и моделей, различных конструкций.

Бороскоп — незаменимый прибор при осмотре автомобиля и оценке уровня коррозии
Бороскоп — незаменимый прибор при осмотре автомобиля и оценке уровня коррозии

Но сделать карты на все существующие и выпускаемые модели машин тоже невозможно: брендов очень много, и их модельные ряды меняются очень быстро. А создание таких документов – занятие долгое, муторное и, чего уж скрывать, достаточно дорогое, поскольку требует труда высококвалифицированных специалистов.

Соответственно компании – производители антикоррозионных препаратов стремятся этот процесс упростить и формализовать. Наиболее интересно и логично делают это в концерне Dinol, производящем знаменитую серию препаратов Dinitrol. Здесь совместно со своими партнерами в разных странах на регулярно проводимых совещаниях определяют, какие бренды и модели пользуются наибольшим спросом в тех или иных регионах.

Знакомьтесь: Свен Ларсен

В мае в автоцентре «Чехов-Авто» датский специалист Свен Ларсен из компании Dinol в течение нескольких дней изучал автомобили. Для того чтобы впоследствии составить на них технологические карты обработки.

Список этих машин включал: УАЗ Hunter, УАЗ Patriot, Kia Rio, SsangYong Aсtyon, LIFAN Solano, LIFAN X60, LIFAN Smily, Chery Tiggo, КАМАЗ, «Лада Гранта».

Такой список марок и моделей объясняется тем, что названные марки на сегодняшний день пользуются наибольшим спросом в России и восточнее, часть из них собирается у нас, а в Европе их очень мало. И потому разработка карт антикоррозионной обработки для них была признана самой рациональной в данное время.

В скрытых полостях машин заложены технологические отверстия, которые можно использовать для антикоррозионной обработки. Но не во всех — так что иногда приходится сверлить
В скрытых полостях машин заложены технологические отверстия, которые можно использовать для антикоррозионной обработки. Но не во всех — так что иногда приходится сверлить

Работа Ларсена представляла собой тщательное обследование каждого автомобиля. Он изучал скрытые полости с помощью бороскопа (проще говоря, видеокамеры на гибком щупе, позволяющем заглядывать в скрытые полости). Также Ларсен определял, есть ли в конструкции автомобиля технологические заглушки для обработки полости, или для этого надо сверлить специальное отверстие и где его можно сверлить, чтобы не нанести вред автомобилю. Кроме того, он отмечал место каждого электронного блока и датчика на каждом автомобиле. Затем фотографировал все существующие технологические отверстия, а также места, где такое отверстие придется сверлить. Изучал моторный отсек, багажник, отмечая точки, какие надо обрабатывать, а также такие, что не надо. Или надо – но определенным составом: в автомобилях есть некоторые детали из пластиков, разрушающиеся под воздействием уайт-спирита, который является основным растворителем. Поэтому некоторые детали необходимо обрабатывать препаратами на водной основе. И таких вопросов было несколько десятков по каждой машине.

Затем Ларсен отправился в Данию, чтобы вместе с другими специалистами создать технологическую карту обработки каждой из моделей. С точным указанием – чем и как обрабатывать, каким инструментом и т.д.

Например, появившаяся относительно недавно «Лада Гранта» имеет конструкцию порогов такую же, как и у ВАЗовской «девятки» – двухсекционную. Причем каждая из секций закрыта собственной заглушкой. Соответственно каждый из порогов возможно обработать лишь насадкой-«копьем». А вот конструкция дверей «Гранты» разработана таким образом, что необходимо шесть отверстий, чтобы качественно обработать полости всех четырех дверей. Поэтому в задних дверях необходимо просверлить два дополнительных отверстия.

В общем, всего у «Гранты» – 35 точек обработки. Примерно столько же и у других моделей легковых автомобилей. Правда, расположены они в разных местах. И потому ни один даже самый «продвинутый» и ответственный специалист без карты качественно обработать машину не сможет.

Юрий Климин, генеральный директор компании «ЮВК»:

Сегодня наличие на СТО участка по антикоррозионной обработке является своего рода «дополнительной услугой». Однако такой участок может стать и одним из основных – поскольку потребность в антикоре постоянно растет. Единственное условие – такая обработка должна проводиться с соблюдением технологии. Фирмы, поставляющие качественные материалы и оборудование для такой обработки – в частности, компания ЮВК, представляющая на российском рынке продукты Dinitrol и оборудование для его нанесения, готовы предоставить своим партнерам не только их, но и технологии.

Так что остается только одно – желание СТО зарабатывать…

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены