Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Техосмотр умер. Да здравствует техосмотр!

Техосмотр умер. Да здравствует техосмотр!

Прежняя система государственного технического осмотра (ГТО) «приказала долго жить». Новый порядок контроля технического состояния автомобилей только формируется. Одно из главных его отличий от предшествующего заключается в том, что автосервисы получают право проводить техосмотр. Предприятиям, намеренным всерьез и надолго закрепиться в этом бизнесе и работать прибыльно, компания «Эквинет» предлагает комплексные, проверенные на практике решения по оснащению пунктов ГТО.

Новые правила прохождения ГТО вступили в действие с 1 января текущего года. Основные новации, прописанные в законе, известны. Система техосмотра передана из ведения ГИБДД Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Союз должен аккредитовать и контролировать так называемых операторов техосмотра – коммерческие организации, осуществляющие проверку транспортных средств и выдачу талонов ГТО. Отныне оператором может стать и независимый автосервис, и авторизованный техцентр при условии наличия комплекта диагностического оборудования, хотя бы одного технического эксперта и возможности вносить данные в единую информационную базу ГТО. Последнее важно потому, что иначе будет невозможно реализовать узаконенное право автовладельцев проходить техосмотр в любой точке нашей необъятной Родины. Операторы будут не только получать маржу, но и делить ответственность со страховыми компаниями, если причиной аварии станет техническая неисправность машины, не выявленная при техосмотре.

Автосервисы привлечены к установлению нового порядка с тем, чтобы кардинально увеличить количество пунктов и устранить сумасшедшие очереди. Ранее это было запрещено: считалось (и пожалуй, не без оснований), что проводить технический осмотр автомобилей должны организации, не заинтересованные в их ремонте. Законодатели наивно полагали, что так удастся устранить почву для коррупции и злоупотреблений.

Все компоненты диагностического
комплекса объединяются в сеть
и работают под управлением общего
программного обеспечения
Все компоненты диагностического комплекса объединяются в сеть и работают под управлением общего программного обеспечения

Хотели как лучше…

Итак, новые правила уже действуют, но это отнюдь не означает, что новая система выстроена и нормально функционирует. Техническая и методическая составляющие ГТО не претерпели серьезных изменений. В приказе Минэкономпромразвития РФ, посвященном этим вопросам, отмечены два новшества. Во-первых, время на обследование автомобиля сокращено с 50 до 39 минут. Неизвестно, откуда взялась эта цифра и за счет чего должно произойти ускорение процесса, но если проводить контроль систем автомобиля так, как положено по стандарту, в меньшее время уложиться вряд ли удастся. Во-вторых, ужесточены требования по газоанализу – теперь предписывается проверять автомобили стандарта Евро-4 и выше газоанализаторами и дымомерами нулевого класса точности, а не первого, как было принято ранее. В этом же приказе приведен и список диагностического оборудования, но очень неопределенный и расплывчатый. В то же время ГОСТ, который четко определяет перечень оборудования и детальные требования к нему, никто не отменял.

Наиболее серьезная проблема состоит в том, что до сих пор не определен порядок контроля операторов техосмотра: кто, как и в какие сроки будет проверять квалификацию персонала, наличие оборудования, его работоспособность, выполнять поверку средств измерений и т.д. Ранее эти функции выполняли подразделения Ростеста. Понятно, что это должны делать технические специалисты, но непонятно, откуда они возьмутся у РСА.

Такая «мутная» ситуация подталкивает предприятия, стремящиеся любой ценой попасть в систему ГТО, получить лицензию и «срубить бабла» на торговле талончиками, к непродуманным действиям. Некоторые покупают неизвестно какое оборудование, совершенно не соответствующее требованиям ГОСТа, лишь бы подешевле. Как только выйдет следующий приказ, в котором будет указано, что оно должно соответствовать стандарту, это «оборудование» останется лишь выкинуть. Более того, по неофициальным данным сейчас лицензию можно получить, не имея вообще никакого оборудования. Тут и там возникают фирмы-однодневки, представляющие собой конторы по продаже талонов. Если дело так пойдет и дальше, на дорогах резко увеличится количество автохлама и неминуемо возрастет аварийность. Власть одумается и будет вынуждена вернуться к ГОСТу и разумному механизму контроля за его исполнением.

Требования российского стандарта останутся неизменными, поскольку до последних перипетий он практически соответствовал европейским нормам и даже считался одним из самых жестких. Он был чуть менее требователен в отношении экологических характеристик. Зато предписывал проверку ряда специфических параметров, которые в Европе не контролируются, например, светопропускание стекол и суммарный люфт рулевого управления.

Приборы газоанализа МАНА способны
контролировать токсичность
по методике, соответствующей
российскому ГОСТу
Приборы газоанализа МАНА способны контролировать токсичность по методике, соответствующей российскому ГОСТу

Строго по ГОСТу

Компания «Эквинет» предлагает комплексное решение задачи оснащения участка ГТО. Оно включает комплект оборудования, программное обеспечение для автоматизации работы диагностического комплекса и оптимальные планировочные решения для его размещения. Рассмотрим подробнее составляющие «пакета».

Комплект для оснащения пункта ГТО формируется на базе продукции немецкого концерна MAHA Maschinenbau Haldenwang, знаменитого своим диагностическим оборудованием класса премиум. При покупке такого комплекта предприятие без проблем пройдет любой технический аудит. Все входящие в его состав средства измерений, которые должны иметь строго определенные характеристики, точность и периодически поверяться (тормозной стенд, прибор проверки света фар, газоанализатор/дымомер и шумомер) – оборудование производства МАНА, соответствующее российскому ГОСТу на 101%.

Тормозные стенды немецкого производителя далеко опережают всех конкурентов по качеству и надежности. Для контроля тормозной системы на пункте техосмотра оптимальным вариантом является использование роликового тормозного стенда серии IW 2. Стенд, выпущенный в количестве более 75 тыс. штук, имеет проверенную временем конструкцию, которая позволяет тестировать автомобили с нагрузкой на ось до 3,5 т. В эту категорию входят легковые автомобили, микроавтобусы и легкие грузовики. Стенд укомплектован патентованной системой управления электроприводом для тестирования внедорожников с любой схемой полного привода. В его конструкции применяются встроенные весы и ролики с износостойким покрытием, подходящим для автошин любой конструкции, в том числе шипованных. Испытание автомобиля полностью автоматизировано, результаты измерения тормозных усилий представляются в графическом и цифровом виде.

Прибор для проверки фар LITE 3 может контролировать характеристики головных фар любого типа – галогенных и ксеноновых, а также «противотуманок». Уникальность этого прибора в том, что он также рассчитан на обслуживание машин с перспективными светодиодными фарами, которые появятся в конструкции автомобилей в ближайшем будущем. В отличие от аналогов прибор измеряет не силу света, а реальную освещенность, отображает на дисплее полную информацию о светораспределении и сравнивает ее с эталоном.

С прибором для проверки фар LITE 3 можно тестировать любые фары, как существующие,
так и перспективные светодиодные
С прибором для проверки фар LITE 3 можно тестировать любые фары, как существующие, так и перспективные светодиодные
Испытание автомобиля на
тормозном стенде IW 2 полностью
автоматизировано, результаты
измерения тормозных усилий
представляются в графическом
и цифровом виде
Испытание автомобиля на тормозном стенде IW 2 полностью автоматизировано, результаты измерения тормозных усилий представляются в графическом и цифровом виде

Для проверки экологических параметров в состав комплекта включены многокомпонентный газоанализатор MGT 5 нулевого класса точности и дымомер MDO 2. Газоанализатор способен проверять состав выхлопных газов моторов, работающих как на бензине, так и на газе. Дымомер позволяет измерять дымность выхлопа дизелей, оснащенных современными системами впрыска высокого давления. Уникальная особенность приборов – способность контролировать токсичность в автоматическом режиме по методике, соответствующей действующему ГОСТу.

Все измерительные приборы диагностического комплекса объединяются в сеть и работают под управлением общего программного обеспечения. Измеряемые параметры фиксируются, сравниваются с нормативами, делается заключение «прошел/не прошел». Результаты техосмотра автоматически заносятся в диагностическую карту, которая хранится в базе в электронном виде вместе с данными по всем проверявшимся автомобилям. В любой момент они могут быть затребованы для административных и судебных разбирательств. По новым правилам, итоги проверки автомобиля должны быть отправлены в РСА в течение суток. ПО комплекса позволяет легко решить эту задачу и полностью исключает необходимость ручной бумажной работы.

Измерение суммарного люфта
рулевого управления — специфическое
требование российского стандарта.
Для его выполнения в состав
комплекта включен люфтомер
Измерение суммарного люфта рулевого управления — специфическое требование российского стандарта. Для его выполнения в состав комплекта включен люфтомер

Оборудование пункта ГТО должно работать долго и без сбоев. Поэтому важно тщательно выбирать компанию, осуществляющую его поставку и монтаж. Желательно ознакомиться с ранее выполненными проектами и убедиться в том, что подрядчик имеет опыт работы с линиями технического осмотра и обладает ресурсами для обеспечения сервисного обслуживания оборудования. Ведь при грамотном подходе оно может приносить прибыль более 10 лет.

МАНА – популярный бренд, давно присутствующий на российском рынке. Запчасти для диагностических приборов всегда есть на складе компании «Эквинет». В крайнем случае они могут быть оперативно доставлены из Германии. Если предприятие уже использует какое-то оборудование МАНА (тормозной стенд или диагностическую линию), «Эквинет» может дооснастить его до уровня комплекса ГТО. Если линия ГТО организуется вновь, специалисты «Эквинет» предложат готовые, проверенные решения, позволяющие использовать ее также в качестве активной приемки автомобилей. Таким образом, клиенты могут и сэкономить, и разом получить «два в одном». Приобретая оборудование в «Эквинете», клиенты могут рассчитывать на поддержку сертифицированных сотрудников сервисной службы.

Нужно отметить, что качественное оборудование недешево, хотя и не баснословно дорого – комплект стоит примерно как хороший автомобиль. При рекомендованной стоимости проведения ГТО в 680 руб. и проходимости 10 машин в день окупить затраты на хорошее оборудование сложно. Для этого нужно пропускать поток в 50–100 машин, характерный для специализированных пунктов ГТО и требующий оптимизации компоновки оборудования. Однако нужно учитывать, что коммерческая эффективность линии ГТО не ограничивается прямой выгодой. Она служит притягательной приманкой для клиентов сервиса, которые приедут ремонтировать автомобиль с расчетом заодно пройти ГТО. Поэтому качественное оснащение пункта ГТО интересно прежде всего крупным станциям, которые хотят привлечь к себе клиентов. И сотрудничество с компанией «Эквинет» – самый прямой путь к этой цели.

  • Сергей Самохин

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены