Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Телематикс»

«Телематикс»

Этот продукт, представленный компанией Delphi на выставке Automechanika 2012 во Франкфурте, и получил приз «Инновация года». Мы попросили регионального директора Delphi Products & Service Solutions (DPSS) на на территории России Алишера Худайбердиева подробнее рассказать о «Телематикс» и сферах его применения. И вот что он нам рассказал:

– Delphi решила представить эту разработку на Automechanika 2012, потому что наши исследования рынков Старого Света показали – «Телематикс» очень перспективна для Европы и, в частности, для России. Хотя продукт был разработан несколько лет назад в США и широко используется владельцами парков грузовых автомобилей, мы, развивая сеть Delphi Сервис-центров, увидели, что он также может успешно применяться для практически любого автотранспорта – легкового, грузового, специального и т.д.

Суть вопроса

Алишер Худайбердиев
Алишер Худайбердиев

Доля электроники в автомобилях постоянно растет, причем экспоненциально. У современной машины, если можно так выразиться, возить людей и грузы – только одна из задач. Есть и другие: например, при этом расходовать как можно меньше топлива, снижать токсичность отработавших газов, обеспечивать комфорт пассажиров (та же автоматическая коробка передач и т.д.). И при этом сохранять характеристика автомобиля на должном уровне, чтобы двигатель, например, объемом 1,6 л выдавал характеристики, сравнимые с двигателем объемом 2,5 л.

Производители автокомпонентов, такие, как компания Delphi, обеспечивают такие высокие ожидания потребителей, в частности, разрабатывая системы впрыска. Но ведь эти высокие показатели не достигаются «волшебством»: они результат усложнения систем управления.

Например, еще совсем недавно за управление впрыском топлива в автомобиле отвечало всего 8 основных элементов. А сегодня в систему впрыска интегрировано более 100 элементов. И эта система, в свою очередь, не может работать автономно, поскольку «завязана» на еще добрый десяток узлов. И все они управляются одним электронным блоком, который и «раздает задания» тому или иному узлу, чтобы двигатель работал эффективно.

Так что если мы рассматриваем только лишь систему впрыска, то ее «окружает» огромное количество элементов электроники, всевозможных узлов и систем, которые обеспечивают подачу топлива и выходные характеристики двигателя.

Но помимо этого есть еще добрый десяток систем, буквально «начиненных» электроникой, например, охлаждение двигателя, кондиционирование салона, очень сложная система безопасности. Та же подвеска также работает под управлением электроники. В общем, современный автомобиль по сложности и обилию электроники приближается к самолетам: трудно найти узел или деталь, которые ею не управляются…

Естественно, что столь сложная система, в которую превратился современный автомобиль, нуждается в квалифицированной диагностике и профессиональном ремонте. Развивая наш проект Delphi Сервис-центров, мы основной упор сделали именно на диагностике – определению ошибок и неисправностей в системах.

Но мы понимаем, что сегодня этого уже недостаточно: очень большое количество проблем возникает на дороге. Бывает так: машина встала – и ни с места. Или загорелась какая-то лампочка, а автовладелец не знает, что она обозначает.

Так вот система «Телематикс», которую мы предложили на рынке, и позволяет установить он-лайн связь между автомобилем и СТО, где он обслуживается.

Как это работает

Связь между автомобилем и автосервисом возможна в зонах покрытия GSM – то есть практически по всей территории страны.

Чтобы оборудовать автомобиль системой «Телематикс», достаточно подключить блок (который представляет собой небольшую коробочку с SIM-картой) к диагностическому разъему под приборной панелью. На СТО для подключения к системе необходимо установить особую программу на компьютер.

После этого на специальном сервере (их два: один в США, второй в Европе) на автомобиль заводится профиль, в котором указываются все данные о состоянии машины на данный момент.

Возможности системы в буквальном смысле огромны: они позволяют в он-лайн режиме удаленно мониторить состояние автомобиля – от технических неисправностей до его расположения. Причем возможны различные схемы контроля: либо постоянный, либо выборочный – по обращению автовладельца. Либо и тот, и другой, но применительно к разным системам автомобиля. В общем, выбор остается за специалистами автосервиса и владельцем автомобиля.

Что может «Телематикс»

Система может многое. Например, автовладелец в случае поломки на дороге получает возможность связаться с сервисом и сообщить, что машина встала (с привязкой к местности). Или у него, например, горит лампочка неисправности, и он не понимает, что она обозначает. А специалист на СТО сможет самостоятельно войти в систему и определить, какого рода неисправность в автомобиле и что нужно делать, чтобы решить проблему. Проще говоря, сможет ли машина доехать до сервиса или все-таки уже надо вызывать эвакуатор.

Система «Телематикс» позволяет в он-лайн режиме контролировать множество
параметров автомобиля
Система «Телематикс» позволяет в он-лайн режиме контролировать множество параметров автомобиля

Очень важно профилактическое обслуживание – это когда специалист на СТО отслеживает и сообщает заранее о необходимости замены отдельных узлов, чей ресурс выработан до «границы безопасности».

Кстати, помимо информации о неисправности, сотрудники СТО могут заранее, до приезда автомобиля на сервис, заказать вышедший из строя узел. А это значительно сокращает время ремонта.

«Телематикс» может использоваться, как локатор, чтобы автовладелец имел возможность отследить в реальном времени скорость, маршрут и величину пробега автомобиля, которым управляет другой водитель. Кроме того, есть возможность оценить манеру управления машиной, время, проведенное водителем за рулем.

И как развитие этой функции – защита автомобиля от угона: система запоминает адрес стационарной стоянки и привычных маршрутов автомобиля. И в случае выхода за их пределы отправляет сообщение автовладельцу.

Причем все функции, которые выполняет «Телематикс», имеют значительный потенциал к расширению, например, в случае поломки специалист автосервиса может не только вызвать эвакуатор, но и заранее оформить документы на ремонт. Кроме того, система может отслеживать, открыты или закрыты двери, поврежден или нет кузов, каков расход топлива и еще много факторов.

Подключаемый к автомобилю
блок «телематикс» много места не
занимает — он легко умещается
в ладони
Подключаемый к автомобилю блок «телематикс» много места не занимает — он легко умещается в ладони

Кому нужен «Телематикс»?

Руководителям и владельцам автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками как грузов, так и пассажиров. Причем данные, полученные с помощью «Телематикс», дают возможность не только контролировать «сиюминутную» ситуацию, но и провести анализ логистики, а значит, сократить расходы. Да и водители, находясь с помощью системы на связи, получают дополнительные гарантии по личной безопасности и сохранности грузов.

Страховым компаниям – для оценки всех факторов при наступлении страхового случая.

Владельцам легковых автомобилей – для повышения комфорта, сокращения времени ремонта автомобиля.

Если обобщить, то система «Телематикс» выгодна всем участникам движения и бизнеса, связанного с перевозками.

Сколько это стоит?

Сейчас говорить о конкретных цифрах рано, но система «Телематикс» по цене будет очень доступной. Причем она обладает возможностями, во много раз превосходящими возможности всех существующих (значительно более дорогих) систем контроля в России.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены