Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Тюнинг Его Величества – Автомобиля! Часть 2. Тюнинг двигателя: просто о сложном

Тюнинг Его Величества – Автомобиля! Часть 2. Тюнинг двигателя:  просто о сложном

Этап 1. С чего начать?

Как и любое дело, начинать следует с формулировки требований к проводимым работам. В конструкторских разработках этот этап носит название «Выдача технического задания (ТЗ)». Итак, давайте подумаем, чего мы хотим от тюнинга нашего двигателя? Многие тут же дадут ответ: хочу, чтобы мой автомобиль «летал, как реактивный истребитель» и «не жрал». Простите, но это жаргонные выражения, абсолютно не отражающие целей, которые мы хотим достичь. Помним – неправильно сформулированные желания неизбежно приведут не к тому результату, который ожидался. Как тут не вспомнить Золотой Шар из повести Стругацких, который исполнял не то, что говорилось ему вслух, а то, что человек хотел на самом деле. К тому же указанные параметры невозможно замерить, тем самым проконтролировать результат проведенных работ. А как известно, наука начинается там, где начинаются измерения. Поэтому переведем эту фразу на правильный технический язык. Правильно сказать так:

1. Я хочу увеличить мощность двигателя.

2. Я хочу добиться снижения расхода топлива.

Но уже на этом этапе начинаются некоторые неясности. Более продвинутые специалисты тут же внесут поправку по первому пункту. Они уточнят, что именно требуется повысить – мощность в лошадиных силах (л. с.) или крутящий момент в ньютонометрах (Нм)? Чем поставят менее искушенных специалистов, плохо понимающих разницу в этих понятиях, в некоторое затруднение. По второму пункту тоже не все так однозначно. Многие возразят – как можно совместить эти два, с виду взаимоисключающих, понятия? Ведь бытует распространенное мнение, что мощный двигатель должен быть прожорливым. И тут же приводят в пример друга, который купил мощный «Феррари» с турбонаддувом и с тех пор отъехать далеко от заправки уже не в состоянии. Ибо при нажатии на педаль газа указатель уровня топлива у него падает с такой же скоростью, с какой поднимается стрелка тахометра.

Чтобы разобраться со всеми этими вопросами, давайте выясним, чего же мы хотим на самом деле. Что такое мощность и крутящий момент. И в чем разница между ними. А также, из чего складывается расход топлива и что нам с этим делать. Следует отметить, что доработка двигателя – очень сложная инженерная задача. Она под силу только высокоподготовленным профессионалам. Требует очень сложных математических расчетов, создания опытных образцов и проведения тестовых испытаний. Высшим звеном в этом направлении следует считать королеву гонок «Формулу‑1». Кроме самих гонок, как зрелищных спортивных соревнований, она подразумевает очень серьезные технические разработки. Конструкторов «Формулы‑1» смело можно отнести к «небожителям» – их работа достойна самого высшего уважения. Они являются передовым отрядом в разработке новейших решений в построении автомобилей вообще и двигателей в частности. И их наработки через какое-то время начинают применяться и в обычных, «гуляльных» версиях изделий мирового автопрома. На них мы обязательно будем обращать внимание как на направление, в котором следует двигаться. Но следует не забывать, каких материальных, трудовых и прочих вложений требует это направление! Точную их цифру назвать затруднительно. Автор этих строк астрономией увлекался в школе, тогда эти значения запоминались легко. А вот сейчас у него, а также и у большинства других людей с восприятием таких больших цифр наблюдаются некоторые сложности.

Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в бумажной версии
журнала "АБС-авто" № 2 (2020 г.)
  • Федор Рязанов, преподаватель, технический тренер

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены