Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Увезу тебя я в «Тундру»

Увезу тебя я  в «Тундру»

О Total и почему «Тундра»

Цель визита была – познакомиться с блендинговым заводом Total в Эртвельде. Познакомиться, чтобы оценить новый проект компании, а именно строительство подобного завода в Калужской области. Нас пригласили и сказали: хотите узнать, как все будет? Тогда смотрите и слушайте. Потом расскажете – там, у себя.

Рассказываю. Российский завод практически достроен, торжественный пуск состоится осенью. У проекта любопытное название – «Тундра». И от этого становится еще интереснее. «Тундра» – это не Крайний Север. Это мостик из Эртвельда в Калугу.

К нашему заводу я еще вернусь, а сейчас подержим руку на пульсе концерна Total. Когда еще удастся получить уникальную информацию из первых уст? Спикеры – вот они, справа на фото. Но описывать их доклады придется крупными мазками – цифр и фактов в десятки раз больше, чем может вместить журнальная площадь.

Итак, год 1924-й – создание Французской нефтяной компании (CFP) по указу президента Франции Р. Пуанкаре. В 1954 году родилась торговая марка Total, ставшая в 1991 году названием компании. 1967 год ознаменовался рождением торговой марки ELF. А уже в новом веке, в 2003 году после реорганизаций и слияний на свет появился концерн Total Group.

Бизнес-статистика на конференции была обширной и разнообразной. Нам предоставили данные за 2017 год. Более 800 производственных объектов, 17,5 млрд долл. инвестиций, подтвержденная чистая прибыль – 8,3 млрд долл.

Терминал для приемки сырья. В данный момент выгружаются присадки. А на заднем плане крутятся ветряки – предтечи альтернативной энергетики. Но Total готов к любому повороту событий
Терминал для приемки сырья. В данный момент выгружаются присадки. А на заднем плане крутятся ветряки – предтечи альтернативной энергетики. Но Total готов к любому повороту событий

Цифры эти ощутить непросто. Совет: зайдите в Google и посмотрите годовые бюджеты некоторых стран – и картина немного прояснится.

Впрочем, можно посмотреть и с другой точки зрения. Продукты Total продаются в 150 странах. Число сфер применения – 400. Разделение по отраслям? Никакого секрета: автотранспорт – 66%; индустрия – 20%; судоходство – 14%.

Ах, вы привыкли считать в канистрах? Извольте: 200 млн канистр в год. А это значит 200 млн защищенных двигателей ежегодно. А ведь канистры – лишь часть выпускаемых объемов, смазочные материалы отбывают к потребителям и бочками, фурами, баржами.

Всего в активе Total 41 завод. Строящийся под Калугой станет 42-м. А если смотреть в мировом масштабе, то концерн занимает среди коллег четвертое место. Но вынашивает честолюбивые планы перекочевать на третье, а в будущем и вообще стать абсолютным лидером.

И ведь при этом – романтики! Искренне заботятся о защите планеты от глобального потепления, ищут альтернативные источники энергии в условиях роста населения.

Впрочем, довольно дифирамбов. Пора надевать защитную обувь, каску, специальные очки и идти на завод.

О заводе в Эртвельде

Это предприятие расположено на участке площадью 117 650 м2. Совсем немного, если мерить площадями АВТОВАЗа. Но размер не всегда имеет значение! Важнее другое: перед нами первое по величине производство Total в Бельгии и второе – в Европе.

Завод открылся в 1923 году. В 1991-м прошел глубокую модернизацию. Поэтому здесь говорят – нам 27 лет. Но так или иначе, завод сегодня является важнейшим производственным, логистическим и аналитическим центром смазочных материалов.

Основные потребители продукции – автомобильная промышленность и транспорт, а также индустриальный сектор Западной, Восточной и Северной Европы.

Если посмотреть на карту, сразу видно уникальное расположение завода – рядом канал Гент – Тернёзен. Вы поняли, да? Логистика! Подвози сырье фурами и баржами, увози продукцию ими же. Удобная площадка, удобная инфраструктура – что еще нужно, чтобы спокойно работать, не забывая, впрочем, и об инновациях?

И не забывают! И работают! Начинают в понедельник в 5:00 и заканчивают в пятницу в 23:00. Около 190 сотрудников обеспечивают бесперебойное производство, неукоснительно соблюдая стандарты безопасности и контролируя качество. Моторные и трансмиссионные масла, гидравлические жидкости и специальные продукты – вот плоды их труда. К слову, завод обеспечивает выпуск 180 тыс. т различных смазочных материалов в год.

Сегодня на заводе используется 320 формул (рецептур) масла, а ведь совсем недавно их было всего 20. Применяются базовые масла всех пяти групп – минеральная (первая и вторая группа), гидрокрекинговая, полиальфаолефиновая (ПАО) и эстеровая (на основе сложных эфиров
Сегодня на заводе используется 320 формул (рецептур) масла, а ведь совсем недавно их было всего 20. Применяются базовые масла всех пяти групп – минеральная (первая и вторая группа), гидрокрекинговая, полиальфаолефиновая (ПАО) и эстеровая (на основе сложных эфиров
Перед нами «свинка» для очистки труб перед сменой продукта. Этот «ершик» прогоняется по трубам под давлением 3,5 бара. Обратите внимание на кольцевые манжеты из упругого полимера. Металлическая начинка позволяет определить точное местоположение «свинки»
Перед нами «свинка» для очистки труб перед сменой продукта. Этот «ершик» прогоняется по трубам под давлением 3,5 бара. Обратите внимание на кольцевые манжеты из упругого полимера. Металлическая начинка позволяет определить точное местоположение «свинки»

На предприятии происходит приемка и хранение сырья, а также пустой тары. Смешивание компонентов. Это только звучит просто. На деле это тончайшее дозирование базового масла и присадок, загрузка сырья в смеситель, собственно смешивание, отбор образцов и перекачка продукта в танк для хранения. И все это под строжайшим контролем системы JIT (Just In Time) – «Точно Вовремя».

Затем фасовка в канистры 1 л, 4 л, 5 л, 20 л, бочки и контейнеры. Хранение на складе максимум 8 дней, да и то – все эти бочки и канистры уже проданы. Одновременно идет налив цистерн грузового транспорта и емкостей паромов.

Некоторые подробности я привел в подписях к фотографиям – это поможет оживить рассказ. А закончу раздел вот чем.

На заводе в Эртвельде работает программа мониторинга смазочных материалов ANAC. Она включает анализ изменения реологических свойств масел, состояние пакета присадок, определение наличия загрязнений и по­элементный состав продуктов износа. Очень интересно. Значит, идем в лабораторию.

О лаборатории ANAC

Мне понравилось образное сравнение, с которого начался рассказ об ANAC: есть анализ крови, и есть анализ масла. Первый отражает состояние здоровья пациента, второй – состояние «здоровья» автомобильного агрегата.

В принципе диагностика двигателя по пробе масла известна давно. Спектральный анализ показывает содержание в масле продуктов износа – мельчайших частиц черных или цветных металлов. Вот и делайте вывод: у вас непорядок со вкладышами, или с цилиндропоршневой группой, или с парой кулачок – толкатель.

Но редко где такая диагностика поставлена на столь мощную научно-техническую основу, как в Эртвельде. Ну и на коммерческую, разу­меется – стесняться тут нечего, клиенты голосуют за такой сервис обеими руками.

Главная изюминка сервиса – управление парками. То есть клиент не ждет, когда двигатели его LCV или магистральных траков выдут из строя. У агрегатов его автомобилей берут пробы крови… простите, масла в процессе эксплуатации. Это дает возможность мониторить износ и устранять неисправности, не доводя до капитального ремонта или замены дорогого агрегата. А еще снизить общие затраты, увеличить срок службы техники, оптимизировать интервалы замены масла.

Это святая святых, центр управления производством и складом, «мозг предприятия». Операторам подвластно все – от приема сырья и технологических процессов до прочистки труб «свинками» и заливки продукта в фуры и в емкости на баржах
Это святая святых, центр управления производством и складом, «мозг предприятия». Операторам подвластно все – от приема сырья и технологических процессов до прочистки труб «свинками» и заливки продукта в фуры и в емкости на баржах

Фантастическая лабораторная база, квалифицированный персонал, уникальная система обработки данных, персонализация клиента – вот далеко не все визитные карточки ANAC.

Таких лабораторий всего 23 в мире. А та, что мы посетили, является центральной лабораторией Европы. Ее штаб-квартира находится в Генте, а одно из подразделений работает в Санкт-Петербурге. Так мы плавно переходим к российской тематике.

О заводе в России

Так вот, проект «Тундра». Блендинговый завод в России. Подобный тому, что мы посетили в Эртвельде. Кстати, правильное название предприятия – завод «ТОТАЛ ВОСТОК» по производству смазочных материалов в Калуге.

Это очень хорошо для ценообразования на внутреннем рынке. Потому как в Россию ввозится не готовый продукт, а компоненты – базовое масло отдельно, присадки отдельно. На них таможня дает добро с меньшей пошлиной, чем на ввоз товарного масла. А качество конечного продукта – то же. Total, он и под Калугой Total.

Завод строили с нуля, отказавшись от типовых решений. Это позволило оптимально использовать площадку и без особых проблем вписаться в инфраструктуру.

Как нам сказали, все, что на складе уже продано! Сам склад полностью автоматизирован
Как нам сказали, все, что на складе уже продано! Сам склад полностью автоматизирован
Шланги для быстрой заливки готового продукта в фуры. Принцип подсоединения – как в «Формуле 1». Вот что значит сотрудничать со спортом!
Шланги для быстрой заливки готового продукта в фуры. Принцип подсоединения – как в «Формуле 1». Вот что значит сотрудничать со спортом!

Завод занимает участок площадью 7 га на территории Фрейт Вилладж Ворсино. Это 70 000 м2 – примерно в 1,5 раза меньше, чем в Эртвельде. Но там, на минуточку, второе производство в Европе. И потом, кто сказал, что невозможно расширение?

Уже сейчас российский завод связан с сетью железных дорог и автомагистралей. А это означает легкую поставку смазочных материалов не только на наш рынок, но и на экспорт: например, в Центральную Азию и Республику Беларусь.

Несколько цифр, может пригодиться. Общая сумма инвестиций – 50 млн долл. США. Производственная мощность завода составит 40 тыс. т в год, а с ростом объемов продаж может быть увеличена до 75 тыс. т. А о том, что в производстве будут применяться строгие стандарты безопасности и самые современные технологии, даже говорить излишне.

Хорошо, а что именно будут выпускать? Пожалуйста: широкую гамму смазочных материалов для автомобильного сегмента, химической промышленности, энергетики, черной металлургии, горнодобывающей промышленности и других отраслей.

Заливка в фуры производится как через горизонтальную, так и через вертикальную
систему подачи продукта. Скорость заливки 100 л/мин. Но это не предел – на заводе есть
системы со скоростью заливки 1000 л/мин
Заливка в фуры производится как через горизонтальную, так и через вертикальную систему подачи продукта. Скорость заливки 100 л/мин. Но это не предел – на заводе есть системы со скоростью заливки 1000 л/мин

Перечислим и конкретные продукты. Это хорошо известная потребителю линейка Quartz для легкового транспорта, грузовая гамма Rubia, гидравлические масла Azolla и Equivis, индустриальные масла Seriola и Carter, а также линейка смазочных материалов Fuel Economy, снижающих расход топлива.

И еще. Строительство завода полностью соответствует российскому курсу на локализацию. Завод обеспечит 50 новых рабочих мест. Но это пока. Ведь первоначально работа пойдет в две смены, а позднее в три, как в Эртвельде.

Вот и закончилась наша экскурсия. Что сказать на прощание? До встречи осенью в «Тундре». То есть, простите, во Фрейт Вилладж Ворсино. Там, на торжественном открытии завода, я продолжу свой рассказ.

Фото автора и Виктории Гайгер

Москва – Эртвельд – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены