Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

В Италии режут по-американски

В Италии режут по-американски

Дело было на выставке Autopromotec 2015, что проходила в Болонье в конце мая. Около одного из стендов мое внимание привлекла группа оживленно беседующих людей. Казалось бы, ничего удивительного – для того и выставка. Но здесь в руках стендиста я увидел инструменты и руководства с хорошо знакомым красным логотипом Equalizer. Тут же стояло учебное пособие – передняя часть кузова с ветровым стеклом.

Техас – далее везде

Когда вклеенные автомобильные стекла утвердились на сборочных конвейерах, перед СТОА и владельцами машин встал вопрос: что делать, если стекло треснуло? Оно ведь по определению деталь уязвимая, а камни на дорогой летают хоть и «низенько», но с завидной регулярностью. С креплением стекол на уплотнителях все было ясно, разбитое вынул, новое вставил, и порядок, а тут… Не менять же автомобиль, в конце концов?

Пробравшись сквозь толпу
посетителей, я понял, что
итальянские дилеры фирмы Equalizer
демонстрируют технологию
вырезания стекла с помощью
набора Pithon
Пробравшись сквозь толпу посетителей, я понял, что итальянские дилеры фирмы Equalizer демонстрируют технологию вырезания стекла с помощью набора Pithon

Об этом задумались многие компании, связанные с автобизнесом. Правда, они добавили еще один вопрос, ключевой: как сделать замену и ремонт стекол рентабельными? Несмотря на кажущуюся простоту, индустрия стекольных услуг потребовала особого инструмента и высококачественных расходных материалов.

Парадокс «сложной простоты» завел в тупик ряд фирм, пытавшихся освоить выпуск ремонтной оснастки. Что-то получалось, но рентабельностью и не пахло… И тут за дело взялся американец Рэй Эсбери, в то время менеджер по продаже автостекол с 25-летним опытом работы.

Знавший стекольное дело не понаслышке, Рэй пришел к лаконичному и точному решению: нужна специализированная компания. Он и девиз для нее придумал: «Лучшее комплексное решение для замены и ремонта стекол, и ничего кроме этого». Так в 1987 году на свет появилась фирма Equalizer, о которой мы не раз рассказывали.

Этот инструментальный набор позволяет аккуратно и быстро вырезать стекло силами
одного человека
Этот инструментальный набор позволяет аккуратно и быстро вырезать стекло силами одного человека

Напомним: сегодня это мощная и авторитетная компания – профильные заводы, испытательные лаборатории, увлеченные специа­листы… Основное предприятие находится в Техасе, а филиалы расположены в Швейцарии и Германии, и каждый из них ориентирован на свой сегмент мирового рынка. Кроме того, Equalizer владеет практически всем патентным фондом по автостекольной тематике.

Сам Рэй Эсбери ушел из жизни совсем недавно, в 2011 году. А Equalizer – остался. Инструментами этой марки пользуются практически во всех станах, включая Россию. Вот и сейчас в Болонье итальянские дилеры Equalizer демонстрировали современные методы замены поврежденного ветрового стекла.

Арсенал стекольного хирурга

Автомобильное стекло благодаря трехслойной конструкции не разбивается вдребезги. Оно покрывается сеткой трещин, но остается на месте и даже сохраняет форму. Дальнейшее выдавливание стекла, выковыривание осколков, ручное соскабливание клея недопустимо – после такой «подготовки» новое стекло качественно не вставишь.

абор Pithon комплектуется стальными (слева)
и полимерными струнами. Вторые бережно
относятся к лакокрасочному покрытию рамки
и могут использоваться многократно.
Специалисты полагают, что за ними будущее
абор Pithon комплектуется стальными (слева) и полимерными струнами. Вторые бережно относятся к лакокрасочному покрытию рамки и могут использоваться многократно. Специалисты полагают, что за ними будущее

Значит, стекло надо аккуратно вырезать по клеевому шву. Это можно делать как снаружи, так и изнутри автомобиля, причем последний вариант предпочтительнее: он гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия при неверном движении. Кроме того, внешняя резка исключается для автомобилей с «заглубленными» стеклами, а таких моделей становится все больше и больше. Правда, бывают и прямо противоположные ситуации, когда наружная резка не только необходима, но и неизбежна. Что же предлагает для удаления дефектного стекла фирма Equalizer? Оказывается, много чего.

пециальное шило для
прокола старого клеевого
слоя и протаскивания
концов струны внутрь
салона. Так создается
петля, которая будет
затягиваться и резать
слой клея
пециальное шило для прокола старого клеевого слоя и протаскивания концов струны внутрь салона. Так создается петля, которая будет затягиваться и резать слой клея

Быстро и легко удалить старое стекло помогут отрезные машинки с пневматическим или электрическим приводом. Отметим, что среди электрических машинок имеются модификации с питанием от сети 220 или 12 В. Список вырезающей оснастки дополняют пневматические ножи, а также более простые и дешевые приспособления вроде ручных ножей (обычных и силовых) и специальных струн – вариантов здесь множество.

Вот уже более 30 лет практически без изменений выпускается нож CK‑304. Столь большой стаж говорит об удачной конструкции: режущее лезвие покрывают неопреном – так американцы называют хлоропреновый каучук. Такая «скользкая» защита исключает случайное повреждение лакокрасочного покрытия кузова.

Тем, кто предпочитает резать струной, стоит присмотреться к классике. Например, можно приобрести тонкую (всего 0,56 мм в диаметре) и прочную струну TW‑72, скрученную из трех стальных проволочек, – такая уж точно не порвется и срежет полиуретан без огрехов. Еще лучше режет струна SSW‑508 – она не витая, а сплошная; и в сечении не круглая, а прямоугольная. Когда ее протягивают через слой полиуретана, струна самопроизвольно поворачивается и начинает работать острой кромкой.

А это фото из российского опыта – прокол клеевого слоя для «заряжания» струны
А это фото из российского опыта – прокол клеевого слоя для «заряжания» струны

Для работы со струнами рекомендуется обзавестись специальными рукоятками с зажимами, предохраняющими руки от травмирования, а также набором шил, без которых ввести струну в слой полиуретана трудно, а в некоторых типах креплений стекол и невозможно.

Указанными струнами стекло вырезают вдвоем – один человек находится в кабине, а второй снаружи. Сплошной струной работают, надавливая вдоль линии склейки (так ножом режут сыр), а витой совершают пилообразные движения.

А можно ли струной вырезать стекло в одиночку? Можно, отвечают специалисты Equalizer. Например, если воспользоваться набором Pithon, собравшим столько народа у стенда Equalizer в Болонье.

Не тянем, а крутим…

Итак, набор Pithon для удаления стекол. Получается, что эта оснастка – в какой-то мере возврат к истокам, к классике. Перед нами не суперсовременный электрический или пневматический нож, а старая добрая струна. Но комплектуется она не привычными рукоятками, за которые надо тянуть, а особыми присосками со шкивами. Принцип вырезания – «затягиваю­щаяся петля». Именно благодаря этой механике вырезать стекло может один человек.

Сама струна может быть четырехгранной металлической или полимерной. Специалисты считают более перспективным полимерный вариант, и вот почему. Во-первых, такая струна не повредит лакокрасочное покрытие рамки кузова. Во-вторых, может использоваться многократно.

Еще одно фото с российского сервиса, где освоили инструментарий
Pithon. Та самая затягивающаяся петля. По мере необходимости
шкив переставляется
Еще одно фото с российского сервиса, где освоили инструментарий Pithon. Та самая затягивающаяся петля. По мере необходимости шкив переставляется

Работают с набором так. Внутри салона на стекле устанавливают те самые шкивы с присосками. Один из шкивов оснащен рычагом для вращения – запомним, сейчас пригодится. А пока нужно тщательно подготовиться к операции.

Важно! Если стекло на автомобиле заменяется впервые, в слое заводского клея на рамке могут быть пластиковые подкладки. Они служат «маяками» при конвейерной вклейке, чтобы стекло встало строго в заданный периметр рамки.

Прежде чем вырезать стекло, эти подкладки надо удалить. Они твердые, струна их не возьмет. Для обнаружения подкладок Equalizer предлагает специальный прибор, позволяющий «прозвонить» старый клеевой шов. Двигаемся по периметру рамки, смотрим на маленький дисплей: так, клей, клей… вот она, прокладка! Удаляем…

Потом демонтируем молдинги, теперь слой старого клея виден снаружи. Снизу, сверху и по бокам к нему есть доступ. Крепим в середине стекла первую присоску со шкивом и рычагом. Теперь надо зарядить струну.

Заряжается струна следующим образом. Прокалывается слой полиуретанового клея. В прокол снаружи последовательно вставляются концы струны и специальным шилом протаскиваются внутрь. Концы скрепляются, петля остается снаружи. Теперь укладываем эту петлю по периметру стекла вплотную к слою старого клея.

Нож для подравнивания
прежнего клеевого слоя
после вырезания. Старая
полиуретановая полоска
на рамке послужит
отличной подложкой для
свежего монтажного
клея
Нож для подравнивания прежнего клеевого слоя после вырезания. Старая полиуретановая полоска на рамке послужит отличной подложкой для свежего монтажного клея

Крепим вторую присоску со шкивом. Первая присоска останется на месте до конца процесса вырезания, а вторая будет переставляться вдоль рамки.

Струна охватывает оба шкива. Начинаем вращать рычаг на первой (центральной) присоске. Следим за струной: петля снаружи затягивается, процесс вырезания идет! Нижняя часть стекла фактически вырезана. Сейчас будем делать перестановку второго диска.

Диск переставлен, вырезание продолжается. Всего требуется от трех до пяти перестановок в зависимости от размеров стекла. Вот и всё, разбитое стекло вырезано. «Доктор сказал – в морг, значит, в морг!» – т.е. на утилизацию. Теперь можно переходить к вклеиванию нового стекла, но это отдельный разговор.

Так итальянские мастера осваивают новые стекольные технологии. Но и мы не лыком шиты. Pithon нам уже знаком, процесс вырезания поврежденного стекла с подробными фотографиями представлен в «АБС-авто» № 11/2013. Дело лишь за широким распространением. Ну как, обгоним итальянцев?

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены