Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Вакантное место

Вакантное место

Автоконцерны и производители электроники нащупали новую золотую жилу – мультимедийные системы. Этот рынок будет расти быстрыми темпами в ближайшие несколько лет. Повышенный спрос на электронную начинку для транспортных средств позволит заработать не только мировым гигантам, но и автомастерским.

Такие производители, как Panasonic, Fujitsu-Ten и Pioneer смогут значительно нарастить продажи в сегменте мультимедийных систем для автомобилей. Об этом свидетельствуют данные исследовательской организации IHS Automotive.

По подсчетам компании, к 2020 году количество автомобилей с информационно-развлекательными системами достигнет 25,5 млн по всему миру. На Panasonic, Fujitsu-Ten и Pioneer пока приходится львиная доля рынка. Интересно, что количество транспортных средств с предустановленными мультимедийными системами составит к вышеозначенному периоду 23 млн единиц.

Исследователи разделяют магнитолы с дисплеем и устройства с навигационными системами. Подсчитано, что в 2014 году количество машин с развлекательными системами составит 14,4 млн единиц. Таким образом число автомобилей, оборудованных устройствами с дисплеем, будет расти ежегодно в среднем на 12%, транспортных средств, устройства которых, помимо прочего, поддерживают и навигацию, – на 7,6%.

В IHS Automotive считают, что компаниям типа Harman, Bosch и Alpine, которые в настоящее время лидируют в области поставок навигационных устройств, придется искать возможности для роста в других областях, например в производстве развлекательных систем.

«Объясняется текущая ситуация двумя вещами, – указывает аналитик IHS Automotive Кевин Хамлин. – Во-первых, с 2018 года в США вступают в силу новые требования, предусматривающие обязательную установку камер заднего вида во все новые транспортные средства. Во-вторых, поставщики оригинального оборудования внедряют все больше приложений для автомобилей. Обычно для работы с ними необходим смартфон».

Аналитики IHS Automotive отмечают, что многие производители отказываются от штатных навигационных систем или же предлагают их в качестве опции. В то же время все большую популярность набирают различные приложения из-за резкого роста продаж смартфонов. Так что оборудование транспортных средств современными мультимедийными системами позволяет привлечь больше потенциальных покупателей.

Родились старыми

Однако здесь есть один нюанс. Как видно, и автопроизводители, и сторонние компании видят огромный потенциал в предоставлении возможности хозяину машины выходить в Интернет, пользоваться навигацией и доступом к различным аудио- и видеохостингам. Правда, если у автомобильных компаний есть огромный опыт в разработке экономных двигателей, надежной подвески или комфортного салона, то с мультимедийными системами дела обстоят несколько сложнее. Нередко к моменту выхода нового автомобиля установленная в нем «голова» морально устаревает.

Собственные разработки автогигантов, пусть и с привлечением именитых разработчиков программного обеспечения, не всегда получали восторженные отклики автовладельцев, которые, к слову, уже привыкли к простоте работы с обычным планшетом.

Как показали исследования журнала «Consumer Reports», отстаивающего интересы потребителей, ряд решений вроде MyFord Touch и MyLincoln Touch оказались слишком сложными для пользователя. Проведенные в 2012 году тесты свидетельствовали о том, что помимо сложного управления системы иногда «глючили» или же вовсе отключались.

По свидетельству журнала, относительно высокое количество владельцев Ford и Lincoln сообщили о проблемах с аудиосистемой транспортных средств. В итоге издание решило провести тест среди хозяев Ford Edge, Ford Explorer и Lincoln MKX 2011–2012 модельного ряда. Владельцев попросили оценить уровень удовлетворенности и рассказать о возможных проблемах.

Треть респондентов заявили о том, что на покупку машины повлиял тот факт, что в ней присутствовала информационно-развлекательная система. И хотя две трети опрошенных отметили трудности в пользовании головным устройством, большинство из них, привыкнув за пару недель, не испытывало проблем с эксплуатацией. При этом ошибки в работе системы все равно присутствовали.

Почти половина столкнулась с неполадками в работе развлекательной, навигационной или коммуникационной системы. Две трети заявили о проблемах при пользовании MyFord или MyLincoln Touch. Из них 75% главной неисправностью назвали блокировку устройства. Более половины отметили медлительность аппаратуры, появление «путого экрана» или сбои при обработке голосовых команд.  45% респондентов указали на недолжное срабатывание кнопок. Большинство также заявили о необходимости ремонта системы, однако лишь три четверти были удовлетворены произведенным ремонтом. В то же время половина всех опрошенных указала на то, что полностью довольна работой MyFord или MyLincoln Touch.

Проведенные журналом тесты информационно-развлекательных систем в моделях Ford и Lincoln также выявили некоторые «глюки». Справедливости ради стоит указать, что в ответ на это автопроизводители выпустили несколько обновлений и улучшили условия гарантийного ремонта.

Пошли к партнерам

Как видно, попытки разработать собственную информационно-развлекательную систему натолкнулись на трудности реализации. Оно и понятно, ведь автомобильные компании выпускают надежные машины, а не планшеты или мобильные операционные системы. Поэтому подход к оборудованию в последнее время стал меняться. Для разработки головных устройств начали привлекать экспертов в области программного обеспечения.

Кроме того, собственным разработкам автопроизводителей тяжело угнаться за возможностями, которые предоставляют современные гаджеты, поэтому слабые характеристики головных устройств в дорогих транспортных средствах вызывают недоумение покупателя. Не говоря уже о владельцах машин среднего ценового сегмента. Часто проигрыватель не имеет даже разъема USB, с чем уж совсем тяжело смириться.

Также производителю необходимо тратить время на сертификацию компонентов. Одно дело, если в какие-нибудь дебри водителя завело приложение на телефоне, и другое – навигационная система машины стоимостью пару миллионов рублей. За этот период на рынке тех же смартфонов может появиться несколько новинок.

Похоже, концерны в конце концов все-таки откажутся от собственных разработок. Вместо этого будет организовано сотрудничество с ведущими игроками на рынке мобильных устройств – Google и Apple. Автолюбителю предо­ставят возможность подключать смартфон к головному устройству с экраном, на который будет выводиться информация с мобильного устройства. Так что быстродействие системы будет зависеть уже не от параметров штатного устройства, а от характеристик смартфона. Подобный подход позволит в случае возникновения проблем переложить за них ответственность на производителей ПО.

Новый альянс

Сейчас концерны активно сотрудничают с производителями устройств с операционными системами iOS (от Apple) и Android (от Google). Последняя представила недавно новую систему Android Auto. Ее с 2015 года начнут устанавливать в транспортные средства производителей, входящих в Открытый автомобильный альянс (Open Automotive Alliance). Объединение насчитывает 40 компаний по всему миру. Как и представленная ранее разработка от Apple (CarPlay), новинка не является операционной системой. Это скорее дисплей для смартфона владельца.

К примеру, в Hyundai говорят, что Android Auto позволит безопасно пользоваться функциями телефона во время движения. «Подружить» мобильное устройство владельца с транспортным средством позволит аудио-видеонавигационная система четвертого поколения.

Варианты дружбы

Таким же путем пошел и один из ведущих производителей автомобильной электроники Pioneer. Компания приступила к выпуску мультимедийных ресиверов с поддержкой новой технологии Apple CarPlay. Новая модель может воспроизводить контент как с облачного сервиса и портативных iOS-устройств, так и со смартфонов на базе Android и других устройств, поддерживающих стандарт MirrorLink.

Получившая обновленный интуитивно понятный графический интерфейс новинка была разработана специально для активных пользователей смартфонов, вобрав в себя большое количество удобных функций и режимов управления, включая систему распознавания голосовых команд Siri, Eyes Free и Google Voice Recognition, звонки hands-free и возможность управления музыкальными потоками через Bluetooth.

«Новый ресивер наилучшим образом воплощает концепцию Connected Car, обеспечивая большинство пользователей смартфонов возможностью максимально задействовать свои гаджеты в машине для совершения звонков, передачи потокового аудио, а также управления поддерживаемыми приложениями, чтобы наиболее эффективно использовать время, проводимое за рулем», – заявил Филипп Вейерс, менеджер по маркетинговым коммуникациям европейского подразделения компании.

У ресивера простой понятный дизайн с минимумом кнопок, вынесенных за пределы сенсорного дисплея, обеспечивающих водителю быстрый доступ, и большинством функций и управляющих режимов, доступных через соответствующие иконки на 6,2-дюймовом сенсорном WVGA-дисплее. Сенсорный экран используется для доступа ко всем основным возможностям ГУ, включая доступ к различным совместимым приложениям, поиску/воспроизведению аудиофайлов, AM/FM-тюнеру и функции Bluetooth.

Есть и еще один вариант, который активно развивают сторонние производители магнитол, – выпуск готового мультимедийного цент­ра для замены штатного головного устройства конкретной модели машины. Такие товары максимально интегрированы с штатным дизайном интерьера и относительно просты в установке – все разъемы выполнены по технологии Pin-to-Pin (разъем в разъем), что позволяет избежать вмешательства в штатную электрику и теоретически – проблем с гарантией при обращении к официальным дилерам.

В мире сейчас представлено большое разнообразие таких моделей, работающих под операционной системой Android 4.1.1. Этот продукт позволяет не только смотреть фильмы и ТВ, слушать музыку, но и выводить на него изображение с камеры заднего вида. В принципе можно попробовать выводить на него данные с портативного диагностического сканера.

Пожалуй, для мастерских будет иметь смысл работать с последним вариантом. Если на готовых решениях, предложенных, к примеру, Pioneer, заработать можно будет только на установке, то в случае с готовым мультимедийным центром дополнительную выгоду способна принести и сама его продажа. Для сравнения, в России на данный момент продвигается NaviPilot DROID2, ее стоимость без установки составляет около 30 тыс. руб. (данные Яндекс.Маркет). Схожая по характеристикам магнитола на Android 4.1.1 продается примерно за 17 тыс. руб. (данные aliexpress.com). Новинка от Pioner – свыше 20 тыс. руб.

Конечно, покупка китайской продукции связана с рисками, но, выбрав надежного поставщика, можно значительно увеличить прибыль. Судя по отзывам на форумах, автовладельцы еще сами не определились с преимуществами той или иной информационно-развлекательной системы. Так что у электриков есть время разобраться в их преимуществах и недостатках.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены