Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Весной цветут сады и кузова

Мы ходим по граблям. Это национальный вид спорта такой, и особенно он развит в Москве. Впрочем, это нормально – столица.

Каждый год в конце зимы Интернет и бумажные СМИ пестрят заголовками один страшнее другого: «Столичные автомобили сгниют к весне», «Дорожные реагенты отравят москвичей весной» и т.д. Это по поводу антигололедных реагентов, щедро рассыпаемых на наших дорогах. Мы писали об этом в прошлом году, писали и ранее... И не только мы.

Вот мнение специалистов (нужны ссылки? – обращайтесь, предоставлю, а сейчас обобщенное мнение): дороги наши поливаются смесью, состоящей из технической соли, хлорида кальция, формиата натрия, хлорида калия и других ингредиентов. Кое-что из этого «букета» входит в состав удобрений, запрещенных к использованию на городской территории.

Да, жить и быть свободным от экологии нельзя. Это справедливо не только для человека, но и для автомобиля. А окружающая среда – явление рукотворное. Что сеем, то и пожинаем. Что разбрызгиваем под колесами, то и возим на кузове. И в щелях и сочленениях кузова тоже.

Мне могут возразить: зима проходит, тема не актуальна... Это не так. Льда на дорогах хватает и в марте, и в апреле. Да причем тут лед, сам неоднократно видел, как городские улицы поливали антигололедной смесью в конце мая! Видно план недовыполнили, отчетность хромала...

Нет, друзья, реагенты на дорогах были, есть и будут. Спасибо, что не круглый год. Ядреный раствор, электролит, запускающий нехитрый механизм электрохимической коррозии. Массированная коррозионная атака на автомобильный кузов.

Вот, как комментирует ситуацию специалист по кузовному ремонту одной из дилерских СТОА: «Та каша, что образуется на дорогах, однозначно является агрессивной средой. И ее агрессивность резко возрастает, когда вместе с химреагентами используется песок – это особенно актуально для загородных трасс, где его сыплют немилосердно. Песок оказывает грубое абразивное воздействие на кузов; антикоррозийная защита и лакокрасочное покрытие довольно быстро стираются до подложки, а то и до металла. Под воздействием «химии» кузовная краска мутнеет, металл ржавеет, разъемы и клеммы окисляются, что приводит к замыканиям; резиновые уплотнения сгнивают; обивка салона, куда слякоть неизбежно попадает, покрывается трудновыводимыми пятнами...».

А как борются с обледенением дорог на Западе? Например, в Скандинавии, где климат самый суровый, применяют гранитный и мраморный щебень. Дорожное полотно очищают от снега, оставляя слой 2 см – его-то и посыпают каменной крошкой. После укатывания крошка уплотняется и уже не разносится по дороге. Весной гравий собирают специальными пылесосами, промывают и складируют для использования будущей зимой. В особо тяжелых случаях для борьбы с гололедом применяют техническую соль, но посыпанный ею снег быстро убирают и утилизируют.

Нам такие изыски недоступны. И выход видится один, впрочем, тоже основанный на скандинавском опыте: периодическая антикоррозионная обработка автомобиля на сервисной станции. Кстати, менталитет у населения Норвегии, Швеции и Дании соответствующий: машина – вещь дорогая, покупается надолго, надо ее беречь. Потому и число специализированных СТОА в расчете на «автомобильную душу» в этих странах самое высокое в Европе.

Путешествуйте с картой

Если вы решили заняться антикоррозионным бизнесом, знайте: без технологических карт высокого качества услуги не обеспечить. Технологические карты – это составная часть информационного обеспечения профессиональной антикоррозионной защиты. Такая же, как обучение персонала, описание технологий и методик работы, контроль, гарантии, работа с клиентурой. В картах указана вся необходимая мастеру информация: в какой последовательности, какими материалами, каким инструментом, какие участки автомобильного кузова обрабатывать. Причем не какого-то абстрактного автомобиля, а конкретной марки, модели и года выпуска. И даже если он давно снят с производства – карта для него найдется!

Продемонстрируем типовую антикоррозионную обработку на примере бюджетного городского автомобиля. Марка и модель в данном случае не важны, нам интересен подход, принцип. Вот что сделали с машиной на профессиональной станции.

Стыки панелей, молдинги, ручки дверей и тому подобные проблемные места обработали препаратом Dinitrol ML с очень высокой проникающей способностью и мощными ингибиторами. И хотя он предназначен главным образом для подержанных автомобилей, мастер уверил, что хуже не будет. Это превентивный барьер: сильный и активный материал заползет в малейшие щели, затаится там и коррозию к металлу не подпустит.

В полостях распыляли препарат Dinitrol 1000. Он применяется для защиты новых автомобилей, обеспечивает длительную защиту от коррозии, тиксотропен, содержит «долгоиграющие» ингибиторы. При нанесении образует прозрачную воскообразную пленку бежевого цвета с водоотталкивающими свойствами.

Здесь важно следующее замечание. Внутренние полости кузова можно обрабатывать как воздушным, так и безвоздушным методом. Так вот: в Швеции нередко применяют именно безвоздушное «полостное» распыление. Иными словами, материал подается к пистолету насосом высокого давления «Asalub 1:26». Цифры означают следующее: если на входе 8 бар, то на выходе – 26х8=208.

Тут же отметим, что при воздушном способе обработки давление увеличивается всего лишь в три раза, а подаваемый материал смешивается с воздухом непосредственно в пистолете. Безвоздушный способ считается более экономичным и экологичным, поскольку материал используется эффективнее, не загрязняя окружающую среду.

И в том, и в другом случае применяются пистолеты марки Sata. Отличить «безвоздушный» пистолет от «воздушного» легко: к первому подводится один шланг (с материалом), а ко второму – два (с материалом и сжатым воздухом).

Что касается днища и колесных арок, то они традиционно обрабатываются безвоздушным способом. В нашем случае их покрыли проверенным, если угодно – классическим препаратом Dinitrol 4941. Этот материал исключительно тиксотропен, устойчив к повышенным температурам, а значит, не теряет своих защитных свойств даже в окрасочных и сушильных камерах.

Пленка Dinitrol 4941 – черная, твердая, эластичная, не боится деформаций и вибрационных нагрузок. Что касается ингибиторов, упоминать их еще раз даже неприлично: антикор без них – не антикор.

Расход материалов составил:

Пока автомобиль сушился после мойки, лючок бензобака, мол­
динги, шильдики и тому подобные участки обработали матери­
алом Dinitrol ML из баллончика. Вода препарату не страшна: он 
обладает отменными влаговытесняющими свойствами
Пока автомобиль сушился после мойки, лючок бензобака, мол­ динги, шильдики и тому подобные участки обработали матери­ алом Dinitrol ML из баллончика. Вода препарату не страшна: он обладает отменными влаговытесняющими свойствами
Особенно тщательно «пролили» стыки между панелями. 
Автомобиль тем временем почти полностью высох
Особенно тщательно «пролили» стыки между панелями. Автомобиль тем временем почти полностью высох
Баллончик в сторону, наступает очередь профессионального обо­
рудования. Надо ли сверлить отверстия для обработки скрытых 
полостей? После осмотра машины мастер выносит вердикт: свер­
лений не требуется, достаточно заводских отверстий. Вот только 
вынем все пробки, например, резиновые буфера из пятой двери
Баллончик в сторону, наступает очередь профессионального обо­ рудования. Надо ли сверлить отверстия для обработки скрытых полостей? После осмотра машины мастер выносит вердикт: свер­ лений не требуется, достаточно заводских отверстий. Вот только вынем все пробки, например, резиновые буфера из пятой двери
 открывшиеся отверстия прекрасно входит насадка­крюк для 
обработки скрытых полостей. Метод безвоздушный, поэтому писто­
лет имеет единственный подводящий шланг
открывшиеся отверстия прекрасно входит насадка­крюк для обработки скрытых полостей. Метод безвоздушный, поэтому писто­ лет имеет единственный подводящий шланг
Аналогично обрабатываются полости арок колес. Заводские 
отверстия обеспечивают легкий доступ в эти важные зоны
Аналогично обрабатываются полости арок колес. Заводские отверстия обеспечивают легкий доступ в эти важные зоны
Нижняя часть двери обрабатывается через дренажное отверстие, 
а верхняя — через замок. Одновременно «проливаются» нахлесты 
кромок
Нижняя часть двери обрабатывается через дренажное отверстие, а верхняя — через замок. Одновременно «проливаются» нахлесты кромок
Но самая проблемная кромка у кузова «хэтчбэк» находится в ниж­ней части задней двери. Ее надо «пролить» особенно тщательно
Но самая проблемная кромка у кузова «хэтчбэк» находится в ниж­ней части задней двери. Ее надо «пролить» особенно тщательно
Антикоррозионная обработка полостей усилителя капота важна 
чрезвычайно: здесь и повышенная температура, и вибрации, и 
агрессивные пары практически всех эксплуатационных жидкостей
Антикоррозионная обработка полостей усилителя капота важна чрезвычайно: здесь и повышенная температура, и вибрации, и агрессивные пары практически всех эксплуатационных жидкостей
Перед нами левая задняя колесная арка, и смотрим мы на нее «с 
кормы» автомобиля. Два заводских отверстия ведут в две раз­
дельные области левого порога, каждая из которых должна обра­
батываться самостоятельно. Аналогичные отверстия находятся в 
правой колесной арке. Значит, для грамотной обработки порогов 
требуется четыре операции
Перед нами левая задняя колесная арка, и смотрим мы на нее «с кормы» автомобиля. Два заводских отверстия ведут в две раз­ дельные области левого порога, каждая из которых должна обра­ батываться самостоятельно. Аналогичные отверстия находятся в правой колесной арке. Значит, для грамотной обработки порогов требуется четыре операции
Пороги «проливаются» с помощью длинной жесткой насадки с 
углом распыла 360°. Мастер вводит ее в порог до упора, включает 
подачу материала и медленно вытаскивает — а кольцевой «факел» 
материала тем временем делает свое благородное дело
Пороги «проливаются» с помощью длинной жесткой насадки с углом распыла 360°. Мастер вводит ее в порог до упора, включает подачу материала и медленно вытаскивает — а кольцевой «факел» материала тем временем делает свое благородное дело
Передние поперечные короба обрабатываются с помощью длин­
ной гибкой насадки. Так можно нащупать все изгибы тоннеля
Передние поперечные короба обрабатываются с помощью длин­ ной гибкой насадки. Так можно нащупать все изгибы тоннеля
Аналогичные операции проводятся в задней части кузова. Хорошо, 
когда на кузове много заводских технологических отверстий!
Аналогичные операции проводятся в задней части кузова. Хорошо, когда на кузове много заводских технологических отверстий!
Для обработки внутренностей лонжеронов применяется уже 
знакомая нам насадка­крюк
Для обработки внутренностей лонжеронов применяется уже знакомая нам насадка­крюк
И вот настает очередь материала Dinitrol 4941. Видите границу 
между светлым PVC и черным антикором?
И вот настает очередь материала Dinitrol 4941. Видите границу между светлым PVC и черным антикором?
Она особенно заметна в колесной арке. Несколько движений 
пистолетом, и арка станет черной
Она особенно заметна в колесной арке. Несколько движений пистолетом, и арка станет черной
Вот и все: материалом Dinitrol 4941 обработано все днище. 
Осталось поставить на место подкрылки и колеса
Вот и все: материалом Dinitrol 4941 обработано все днище. Осталось поставить на место подкрылки и колеса

• Dinitrol ML («проливка» стыков панелей, ручек, ободков фар, лючка бензобака и тому подобных «узких мест») – 0,5 л;

• Dinitrol 1000 (обработка скрытых полостей, нахлестов, отбортовок, подкапотного пространства, «припыление» днища) – 2,5 л;

• Dinitrol 4941 (покрытие днища и колесных арок) – около 4 л.

Через год владелец автомобиля приедет на гарантийный осмотр, который будет весьма серьезным. Мастер заглянет в полости с помощью бороскопа, осмотрит днище и арки, и, если потребуется, обновит защиту. И это мы тоже назовем шведским подходом к антикоррозионной защите кузова.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены