Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Всегда готов

Всегда готов

Аналитики решили узнать, какая из стран на планете готова к внедрению автономных транспортных средств лучше всего, составив соответствующий рейтинг. В него были включены 20 государств. Первое место досталось Нидерландам, второе — Сингапуру, а третье Соединенным Штатам. Россию поместили на 18-ю позицию.

Мир находится на пороге транспортной революции. Развитие технологий приводит к трансформации отрасли, и темпы инноваций ускоряются. Тенденция затронет каждого на планете, считают в KPMG. Тренд не только изменит привычные способы передвижения, но и саму жизнь, включая поездки на работу и отдых в свободное время.

Изменения затронут схемы импорта материа­лов, дистрибуции продуктов и найма персонала. Электрические транспортные средства, мобильность по требованию, цифровые железные дороги, доставка товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов и сверхскоростные поезда – лишь некоторые компоненты этой революции.

Светлое будущее

Однако именно технология беспилотного вождения действительно перевернет нашу жизнь. Впервые в истории свобода передвижения будет доступна для всех, во всем мире. За последние пару сотрудники организации провели немало встреч с представителями властей и бизнеса во многих странах мира, во время которых обсуждались возможности, предоставляемые автономными транспортными средствами.

Хотя большинство полагает, что пройдет много лет, прежде чем полностью автономные путешествия станут общедоступными, почти все, с кем беседовали сотрудники, признают, что потенциальные плюсы автономной революции огромны.

Внедрение беспилотных автомобилей прежде всего сулит экономические выгоды. Время, которое люди в настоящее время тратят на вождение, можно использовать для работы или для сна. Еще одним плюсом для общества станет значительное сокращение аварий, в которых по всему миру ежегодно гибнет 1,3 млн человек.

Вождение станет доступным для тех, кто в данный момент не может управлять автомобилем в силу возраста или инвалидности. В то же время появление на дорогах автономных транспортных средств несет и потенциальные минусы.

Пока непонятно, приведет ли появление беспилотников к ухудшению ситуации с пробками в больших городах. Не будут ли автономные машины использованы злоумышленниками в преступных целях? Какие системы общественного транспорта нам понадобятся в будущем?

Как оказалось, подобными вопросами задаются власти во всем мире. Это и натолкнуло KPMG на идею создать индекс готовности той или иной страны к внедрению беспилотного транспорта.

При составлении рейтинга специалисты учитывали четыре основных критерия: политику местных властей и законодательство, использование технологий и инноваций, дорожную инфраструктуру, а также готовность населения покупать беспилотные автомобили.

Голландия

Нидерланды – явный лидер в индексе готовности к использованию автономных транспортных средств. Государство занимает по каждому показателю не ниже четвертого места. При этом Голландия имеет наивысший балл по уровню развития инфраструктуры. На это повлияла широко используемая и поддерживаемая в хорошем состоянии дорожная сеть, оцененная как одна из лучших в мире Всемирным экономическим форумом и Всемирным банком.

Страна также может похвастать самой высокой плотностью точек зарядки электрических транспортных средств. Их было 26 789 в 2016 году, во всяком случае такие данные приводились в Глобальном прогнозе по перспективам Международного энергетического агентства.

Эксперты оценили качество дорог в Голландии
Эксперты оценили качество дорог в Голландии

Количество точек для зарядки больше, чем в Японии. При этом дорожная сеть данного азиатского государства превышает голландскую в 8 раз по размерам. В Нидерландах также есть высококачественные беспроводные сети.

Помимо наличия большой инфраструктуры, страна уступает лишь Сингапуру в области готовности потребителей пересесть на новый транспорт. Данные опроса голландцев показывают, что жители страны меньше других готовы к беспилотникам. Возможно, их устраивает и существующее положение дел.

Сингапур

Сингапур занимает топ индекса по двум показателям – благоприятности политики местных властей и законодательства, а также по уровню готовности населения пересесть на беспилотный транспорт.

Второе место обусловлено отставанием в вопросах технологий и инноваций. В Сингапуре нет штаб-квартир технических компаний, стране не принадлежат патенты в области создания электротранспорта, отмечается меньший уровень инвестиций в отрасль, кроме того, электромобиль в государстве пока еще редкость.

Сингапур хорошо подготовился к внедрению беспилотников
Сингапур хорошо подготовился к внедрению беспилотников

В то же время государство выступает парт­нером ведущих университетов, тестирует сервис беспилотных такси и имеет высокий рейтинг Всемирного экономического форума по доступности новейших технологий.

Соединенные Штаты

Третью строчку индекса занимают Сое­диненные Штаты. Страна – лидер по инновациям в области автономного транспорта и занимает ведущие позиции в деле развития технологий транспорта будущего. В США огромное количество отраслевых партнерств, научно-исследовательских центров, здесь находятся штаб-квартиры ведущих компаний, занимающихся беспилотниками.

Соединенные Штаты признаны Всемирным экономическим форумом как одно из ведущих государств в области привлечения инвестиций, доступности технологий и возможностей для инноваций. В стране, безусловно, находится наибольшее количество компаний, так или иначе связанных с автономными автомобилями. Достаточно отметить, что на территории государства присутствуют 163 головных офиса таких фирм.

Американские беспилотники тестируют на тихих улицах
Американские беспилотники тестируют на тихих улицах

Для сравнения Германия, занимающая второе место индекса по количеству головных офисов компаний-разработчиков беспилотного транспорта, может похвастаться только 22 штаб-квартирами.

Компании, в том числе большая тройка автопроизводителей из Детройта, а также фирмы типа Uber и Lyft, все участвуют в разработке технологий будущего. При этом в работы вовлечены производители со всего света. К примеру, Toyota, которая вложила в исследовательский центр в Мичигане миллиард долларов и проводит испытания автономных машин на полигоне в Калифорнии.

Беспилотники-невидимки

Между тем США отстают от лидеров индекса по ряду ключевых показателей. С одной стороны, перспектива внедрения беспилотников вызывает большой энтузиазм у населения, с другой – порождает много вопросов. В целом автомобилисты в курсе, что подобные транспортные средства проходят испытания на многочисленных полигонах по всей стране.

Однако четкого понимания относительно фактических возможностей этих транспортных средств нет. К тому же четко не определены сроки, когда беспилотники допустят на дороги общего пользования.

Страна в целом имеет хороший потенциал готовности потребителей принять новую технологию. Об этом свидетельствуют высокие рейтинги индекса готовности к изменениям KPMG и Всемирного экономического форума.

Однако, несмотря на 23 испытательных полигона, большинство из них расположено в малонаселенной местности. Что касается дорожной инфраструктуры, то в США имеется относительно небольшое количество станций зарядки электромобилей.

При этом большая дорожная сеть не всегда может похвастаться высоким качеством. Отстают Соединенные Штаты от лидеров в вопросе государственных инвестиций в транспорт. Кроме того, страна имеет низкий рейтинг Всемирного экономического форума за эффективность законотворчества.

Россия

Россия получила самый низкий рейтинг из 20 стран как в области технологий, так и в области инноваций с инфраструктурой. Сказались недостаточное количество головных офисов высокотехнологичных компаний, отсутствие патентов, небольшой процент электротранспорта в стране. Низкие позиции обусловлены также плохой дорожной инфраструктурой, неразвитостью сетей 4G, малым количеством зарядных станций.

В то же время исследователи отметили желание российских властей улучшить ситуа­цию. Как заявлял премьер-министр России Дмитрий Медведев, внедрение передовых технологий открывает новые возможности для городского планирования, для улучшения экологической обстановки. Россия должна по максимуму эти инновации использовать для экономического роста, для развития социальной сферы. По словам Медведева, нужно добиться того, чтобы новые виды автомобилей из предметов технологической роскоши превратились в практичный массовый транспорт, продвигать их, чтобы повседневная жизнь людей становилась удобнее и безопаснее.

Аналитики оценили российские успехи в области беспилотного транспорта
Аналитики оценили российские успехи в области беспилотного транспорта

В 2017 году правительство предоставило более 600 млн руб. субсидий российским производителям транспортных средств с дистанционным и автономным управлением. В текущем Медведев также пообещал поддержку.

«Яндекс» и КАМАЗ

Кроме того, аналитики отметили достижения российских компаний в области создания беспилотного транспорта. В частности, проводимые «Яндексом» и КАМАЗом испытания. Так, совместно с Научно-исследовательским центром НАМИ КАМАЗ разработал беспилотный автобус ШАТЛ. Новинка, которую можно вызвать со смартфона, была презентована на выставке «ИННОПРОМ‑2017» в Екатеринбурге. Техника может самостоятельно развезти пассажиров, получив в электронную систему только данные о пункте назначения и желаемых остановках.

Однако прогресс в области технологий и инноваций со стороны российских компаний не поддерживается. Отсутствие законодательства, разрешающего использование беспилотников на дорогах общего пользования и дорожной инфраструктуры называется разработчиками основным препятствием.

Из 20 стран, представленных в рейтинге, Россия смогла обойти по готовности к внедрению автономного транспорта только Мексику (19) и Индию (20), пропустив вперед Китай (16) и Бразилию (17).

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены