Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Взгляд в будущее

Взгляд в будущее

В начале года специалисты из исследовательских компаний пытаются понять, в каком направлении будет двигаться рынок автосервисных услуг. Согласно их прогнозам, отрасль ждут как новые испытания, так и новые возможности для развития. Ремонтникам остается только вовремя распознать, когда начнет проявляться та или иная тенденция.

По мере выхода отрасли из кризиса и старения автопарка рынок постгарантийного обслуживания в 2014 году сможет использовать новые возможности для роста, хотя появление новых проблем также не исключается. Такое мнение высказал высокопоставленный представитель отраслевой исследовательской организации IHS Automotive/ Polk Марк Сенг. По его словам, в текущем году будут выделяться пять ярких тенденций. Среди них – продолжающаяся глобализация на рынке оригинального оборудования, а также изменение в автомобильной линейке производителей.

Рынок продолжит восстановление

Как прогнозирует Сенг, количество зарегистрированных новых автомобилей в США составит 15,5 млн штук. Данный показатель будет зафиксирован впервые с 2007 года. По сравнению с 2012 годом рост должен составить 8,5%. Причем уже в текущем году количество регистраций вырастет до 16 млн. Для большинства производителей оригинальных запчастей и оборудования это выльется в рост показателей, особенно с учетом резкого роста количества новых моделей.

Так, по данным IHS/Polk, в период с 2010 по 2012 год производители вывели на рынок 150 новых моделей транспортных средств. Ожидается, что за 2013-2015 годы число новинок составит 260. Таким образом, выбор станет богаче на 70%.

Автопарк продолжает стареть

Растет и средний возраст автомобилей, по крайней мере, в прошлом году эта тенденция сохранялась. На данный момент показатель среднего возраста автопарка находится на рекордно высоком уровне – 11,3 года для пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта. По сравнению с 2007 годом типичный автомобиль постарел на 14%. За пять лет до рецессии средний возраст транспортных средств увеличился всего на 4%.

«В ближайшие несколько лет ситуация может измениться, – полагает Сенг. – Рынок начнет ощущать последствия 40-% падения в 2009 году. Тогда рынок нащупал дно, при этом зарегистрировано было 10,3 млн транспортных средств».

Глобализация приведет к сокращению складских запасов
Глобализация приведет к сокращению складских запасов

В Polk ожидают, что средний возраст машин достигнет 11,4 лет к 2015 году, после чего в течение трех лет темпы роста данного показателя замедлятся. Лишь к 2018 году средний возраст автомобиля может достигнуть 11,5 лет.

В то же время количество машин, колесящих по дорогам Соединенных Штатов, будет расти в течение ближайших пяти лет и достигнет 260 млн к 2018 году. Срок службы транспортных средств будет также увеличиваться. Таким образом у игроков на рынке постгарантийных услуг будет больше клиентов, чем сейчас.

Правда, по словам Сенга, старение автопарка повлияет и на набор услуг, который должен будет предоставить афтемаркет. Так, все больше владельцев машин возрастом от 6 до

11 лет будут обращаться за услугами к специалистам. Водители автомобилей старше 12 лет предпочтут проводить обслуживание и ремонт самостоятельно. Для этой категории производителем придется сделать упор на продуктах в сегменте подвесок и силовых установок. Также, подметили в Polk, период владения как новыми, так и подержанными авто увеличился на 22 месяца в 2013 году, составив в среднем 60,9 месяца.

Изменения в линейках

Исследователи считают, что появление новых моделей в линейках автопроизводителей будет оказывать огромное влияние на отрасль в ближайшие годы. Очевидно, что на рынке будут доминировать четыре основных типа транспортных средств, которые займут 60%: среднеразмерные седаны (на них придется 17% новых регистраций), компактные седаны (16%), компактные кроссоверы (14%) и полноразмерные пикапы (12%).

Интересно также, что среди покупателей пикапов все большей популярностью пользуются современные 4-цилиндровые двигатели, которые могут выдать желаемую мощность и не тратить много топлива. В 2012 году, по данным Polk, такие моторы занимали 50% рынка, в прошлом – уже 55%. Так что изменение в размерах машин и силовых установок также окажет значительное влияние на афтемаркет.

Марк Сенг из Polk выделяет пять 
тенденций
Марк Сенг из Polk выделяет пять тенденций

Усиливающаяся глобализация OEM

Бизнес производителей оригинальных запчастей, оборудования и продуктов становитсявсе более глобальным. Количество машин, колесящих по дорогам планеты, стремительно растет. В 2013 году их число выросло на 74 млн, в текущем году оно может увеличиться еще на 77 млн единиц. В среднем ежегодный прирост в ближайшие 6-7 лет составит, по оценкам экспертов, 4% и к 2020 году на Земле будет насчитываться 1,5 млрд транспортных средств.

В Polk подчеркивают, что производители все больше тяготеют к использованию универсальных платформ. Так, 12 ведущих автопроизводителей, по прогнозам, сократят количество платформ с 212 до 147 через шесть лет.

Быстрее всех в этом направлении движется Ford Motor Co., она собирается сократить количество платформ на 50%. General Motors Co., Volkswagen A.G. и Hyundai намерены уменьшить их число на 40%. В результате количество моделей, использующих одну и туже основу, резко вырастет. Соответственно при выработке стратегии работы участникам рынка постгарантийного обслуживания необходимо будет учитывать данные тенденции.

Они приведут к тому, что одни и те же компоненты, запчасти и услуги можно будет предлагать потребителям в разных регионах мира. Для независимых игроков афтемаркета это выльется в сокращение производства, складских запасов и даже приведет к снижению расходов на каталогизацию.

Новые технологии

Новые технологии, применяемые при производстве современных машин, также предоставляют новые возможности (как и новые трудности). Марк Сенг из Polk выделяет пять тенденцийдля афтемаркета. OEM-компании продолжают эксперименты с альтернативной силовой установкой. За август 2013 года на гибриды в США пришлось 3,6% регистраций всех новых транспортных средств, что стало рекордным показателем, зафиксированным Polk. Для сравнения, на автомобили с дизельным мотором пришлось 2,9% регистраций, на электромобили – 0,3%.

«Как машины с дизельным двигателем, так и гибриды стали более привлекательными и доступными для потребителей, – объясняет Сенг. – За последние пять лет продажи новых машин с дизельными моторами оставались примерно на одном уровне, тогда как гибриды увеличили свою долю на 64%. Одна из причин этого – резкий рост доступных моделей. Сейчас покупатель может выбрать понравившийся гибрид из 45 различных вариантов. Если за 2008-2013 годы количество моделей с дизельным мотором увеличилось на 21%, то гибридов – на 125%».

Двигатели внутреннего сгорания по-прежнему доминируют на рынке. Однако афтемаркет должен быть готов к работе с новыми технологиями, которые внедряют автопроизводители. Это и изменения в трансмиссиях, и способы впрыска топлива, а также другие ноу-хау. Здесь можно выделить и такое новшество, как индикатор замены масла на панели приборов. Он сильно облегчает жизнь автовладельцу и усложняет работу сервисов. Теперь уговорить потребителя заменить масло будет не так-то просто.

Почти 52 млн автомобилей в США оборудованы таким индикатором, это 21% от всех машин, колесящих по дорогам страны. Новые технологии и использование синтетического масла способствовали тому, что интервал между заменой смазочных материалов значительно увеличился. Если раньше автовладельцы заливали новое масло каждые 5 тыс. км, то сейчас пробег между заменой составляет около 12 тыс. км.

Из всего транспорта только 400 тыс. машин (0,2%) обслуживаются по старой схеме, владельцам 165 млн транспортных средств рекомендована замена смазочных материалов после 8 тыс. км пробега. Обычно автосервис может продать дополнительные услуги клиенту непосредственно во время ремонта, и до недавнего времени замена масла была самой распространенной.

«Увеличение интервалов потенциально может иметь несколько последствий для отрасли, – указывает Сенг. – Во-первых, автовладельцы будут реже посещать станции технического обслуживания. Во-вторых, новые технологии позволят OEM-компаниям найти новый способ взаимодействия с клиентами непосредственно в автомобиле. Так, дилер может с помощью телематических систем предложить водителю замену масла в одном из своих сервисов на выгодных условиях». Участникам рынка постгарантийного обслуживания необходимо, пока не поздно, предложить аналогичные решения, чтобы не растерять клиентов, полагает Сенг.

Занимательная телематика

О том, насколько глубоко электроника проникла в современный автомобиль, говорится в исследовании ABI Research. Согласно полученным данным, количество новых машин с телематическими системами безопасности вырастет во всем мире с 11,5 млн штук в 2013 году до 50,8 млн в 2018-м. Соответственно в среднем это количество будет расти на 34,5% в год.

«Традиционные телематические системы безопасности, включая услуги eCall, bCall, отслеживание местонахождения автомобиля и удаленная диагностика, будут пользоваться все большей популярностью в мире», – считает вице-президент ABI Research Доминик Бонте. По его словам, только недавно подобные системы анонсировали в США (Car-Net от Volkswagen), Мексике (OnStar от General Motors) и в Китае.

В то же время не все анонсированные ранее системы были введены в строй. Так, проблемными остаются проекты европейской eCall, российской «ЭРА ГЛОНАСС» и бразильской системы по определению местоположения угнанных автомобилей CONTRAN. Ряд экспертов сомневается в эффективности этих систем, считая их устаревшими. Больше перспектив имеется у телематических систем, помогающих оплачивать проезд по дорогам.

Хотя такие комплексы безопасности остаются главным компонентом «умных» машин, ряд автопроизводителей, включая Ford, BMW и Daimler, пошли еще дальше и сделали ставку на развитие различных систем помощи водителю, а также автономного управления транспортного средства.

Таким образом, OEM-компании намерены повысить общий уровень безопасности ТС, сделав акцент на системах, позволяющих избежать дорожно-транспортных происшествий. В конечном счете вероятность ДТП вообще может быть сведена к нулю. На фоне все большего проникновения электроники и роста «интеллекта» авто в ABI Research особенно отмечают важность разработки вариантов защиты всевозможных вспомогательных программ машины от действий кибер-преступников.

Запчасти из принтера

Технический прогресс не только делает машины умнее, он вполне способен оставить не у дел производителей автокомпонентов или, по крайней мере, оставить их без части покупателей. Речь идет о 3D-принтерах и сканерах. Устройства, использующие метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели, применяются уже давно, однако относительно недавно их стоимость заметно упала, сделав технологию доступнее.

По словам представителя исследовательской компании Verdict Ричарда Брауна, некоторые модели 3D-принтеров уже сейчас стоят не больше 1 тыс. долл. Все это может привести к тому, что часть потребителей начнет просто-напросто печатать необходимые запчасти для автомобиля у себя в гараже. В этом случае многие афтемаркет-ритейлеры рискуют растерять клиентскую базу. Больше всего могут пострадать независимые игроки и магазины запчастей, у которых нет прав на интеллектуальную собственность.

Уже сейчас 3D-принтер способен печатать работающее оружие
Уже сейчас 3D-принтер способен печатать работающее оружие

Такой способ производства вполне может привести к падению стоимости деталей. Понятно, что даже напечатанные автокомпоненты надо кому-то устанавливать, так что услуги автомехаников по-прежнему будут пользоваться спросом. Другое дело, что независимые участники рынка (во всяком случае, на Западе) испытывают все больше давление со стороны авторемонтных сетей, которые переманивают под свои флаги частников. Для последних продажа запчастей остается одной из важных статей дохода, а 3D-принтеры и сканеры способны лишить независимые мастерские части прибыли.

В то же время, считают в Verdict, массовому распространению технологии может помешать неопределенность в законодательной области. Действительно, напечатанные детали должны отвечать требованиям, предъявляемым и к компонентам, выпускаемым традиционным способом на заводе. Если установка запчасти из 3D-принтера приведет к поломке, не ясно, кто должен нести за это ответственность: производитель принтера, программист, ремонтник или кто-то еще?

Тем не менее производителям автокомпонентов уже сейчас стоит задуматься о выработке стратегии на будущее, заключает Браун.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены