Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторынка. Часть 4.

Юридические вопросы  авторынка. Часть 4.

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

Продолжаем разговор о правовых взаимоотношениях продавцов автомобилей и владельцев ТС. В прошлый раз я остановился на таком моменте:

«Помимо прочего, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Закон гласит, что такой вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, однако Верховный суд РФ разъяснил указанную норму в пользу потребителя, указав судам на то, что они обязаны взыскивать моральный вред автоматически, при удовлетворении иска, поскольку признание законными требований потребителя автоматически влечет, по мнению высшей судебной инстанции, признание вины продавца в причинении морального вреда. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда».

Сегодня продолжаю.

Ограничения при заключении договора. Нюансы оплаты

Вот еще несколько правил, которые необходимо соблюдать продавцу. 1. Продавец не вправе указывать в договоре с потребителем условия, ущемляющие права последнего по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Такие положения договоров будут признаны судом недействительными. При этом, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у того возникли убытки, они подлежат возмещению продавцом в полном объеме.

Например, если продавец при заключении договора указывает на то, что потребитель не вправе предъявлять претензии к продавцу в связи с приобретением автомобиля или какими-либо нюансами сделки – такое положение будет судом безусловно признано недействительным, причем независимо от того, что такое положение было подписано самим покупателем автомобиля. Законодатель исходит из принципа максимальной защищенности прав потребителей и страхует их (потребителей) даже от таких поступков, которые хотя и совершены без какого-либо принуждения, но ограничивают возможности самого потребителя по сравнению с зафиксированными такими нормами в законе.

Проще говоря, если потребитель по каким-то причинам решит самостоятельно или под влиянием других лиц внести в договор пункт или пункты, которые понижают его (потребителя) некоторые правовые возможности, то суд почти автоматически лишит такие пункты в договоре законной силы.

2. Запрещается связывать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Пример. Одним из наиболее ярких и одновременно распространенных примеров этого положения является продажа автомобиля при условии приобретения на него дополнительного оборудования. Такие ситуации возникают, например, когда по каким-либо причинам иностранные изготовители ограничивают поставку автомобилей определенной модели на рынок страны. В данном случае на такую модель может возникнуть ажиотажный спрос, когда количество желающих ее приобрести существенно превышает предложение.

В такие моменты начинают работать законы рынка и продавцы могут обусловить возможность приобретения автомобиля одновременной покупкой дополнительного оборудования на него, стоимость которого, к примеру, применительно к люксовым брендам нередко достигает стоимости бюджетного автомобиля. Вот, в частности, от таких ситуаций Закон и вводит протекционистские меры по отношению к потребителям. Если компания обладает сильной правовой поддержкой, то в ряде случаев ей удается (в зависимости от конкретной ситуа­ции) уйти от ответственности, однако сама по себе норма довольно существенно защищает права потребителей.

3. Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме.

Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Однако обязанность обес­печить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, у которых доход от осуществ­ления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий. На момент подготовки данного интервью предельные значения дохода составляют следующие суммы: микропредприя­тия – 120 млн руб.; малые предприятия – 800 млн руб.; средние – 2 млрд руб.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (суб­агенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

Иными словами, риск непоступления денежных средств на расчетный счет продавца (исполнителя) по вине организации, принимающей денежные средства, лежит на продавце (исполнителе). Выражаясь еще проще – продавец (исполнитель) отвечает за действия/бездействие как банка потребителя, так и своего банка. На мой взгляд, такая норма ущемляет права продавца, поскольку он не может контролировать выбор потребителем банка для своих транс­акций, но законодатель рассудил иначе.

При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. За все убытки, возникшие у потребителя с нарушением перечисленных требований, ответственность несет продавец (исполнитель).

Необходимо иметь в виду, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Судебная защита прав потребителя

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд как по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), заключения или исполнения договора, так и по месту жительства или пребывания потребителя. Такими возможностями потребители активно пользуются, освобождаясь при этом от уплаты государственной пошлины за подачу иска при его величине до 1 млн руб.

Следует отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность соглашения между потребителем и продавцом относительно договорной подсудности – т.е. места рассмотрения судебного спора. Например, по месту нахождения продавца, а не потребителя (что очень актуально для компаний, реализующих автомобили покупателям из других регионов). Однако в качестве разъяснения данной нормы Верховный Суд РФ указывает на то, что такое соглашение с потребителем ущемляет права последнего и должно быть признано недействительным при заявлении об этом потребителя.

При этом считаю необходимым отметить, что даже после выхода упомянутого разъяснения Верховного Суда РФ я рекомендую компаниям оставлять такое положение в договоре купли-продажи автомобиля. Риск штрафа существует, однако он оправдан, что подтверждает наработанная мною судебная практика.

На этом сегодняшний разговор закончим. В следующий раз начнем с «ответственности продавца за возникновение в товаре (работе, услуге) недостатка».

Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены