Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Ползучая революция

Ползучая революция

Электромобили и гибриды стремительно переходят из разряда дорогих игрушек в категорию автомобилей на каждый день. Бурное развитие рынка отмечается в Америке, Европе и Азии. Где-то этойтенденции способствуют меры государственной поддержки, где-то – вынужденная необходимость.

Подъему китайской автомобильной промышленности способствовал приток иностранных инвестиций. Вместе с долгожданными деньгами страна столкнулась и с новой проблемой – смогом в крупных промышленных центрах, заставляющим бежать из городов богатых граждан и экспатов.

Местные чиновники давно вынашивают идеи замещения иностранных инноваций, капитала и источников энергии местными ресурсами, что в конечном счете должно привести страну к технологическому лидерству. Очистить воздух в городах и утереть нос Западу был призван электромобиль. Однако сделать этого до последнего времени не удавалось. На конец января 2014 года в КНР в среднем за месяц реализовывалось около 600 электрокаров. Для сравнения, в США – 6000.

Однако все изменилось в последние четыре месяца прошлого года: продажи резко рванули вверх. Только в декабре китайцы купили 27 тыс. грузовиков и легковушек с электродвигателем, впервые обойдя Соединенные Штаты по этому показателю (с 2013 года в ряде крупных городов КНР ограничена продажа транспортных средств с традиционными моторами). В результате объемы реализации электромобилей выросли почти в 30 раз по сравнению с январем 2014 года.

Помогли смежникам

Спрос на электрокары тянет за собой и смежные области. Глобальный рынок суперконденсаторов оценивается экспертами в 3,8 млрд долл. Ожидается, что в ближайшие четыре года он будет расти в среднем на 21,3%. Одним из значительных игроков здесь стал Китай, где изначально этот рынок был не сильно развит. Стране не хватало технологий, и она сильно зависела от импорта. Однако, согласно подсчетам, уже в прошлом году объем продаж суперконденсаторов в КНР составил 2,86 млрд юаней (12,1% от мирового). Если раньше основными поставщиками продукции были иностранцы – Maxwell, Panasonic, NEC с долей в 90%, то теперь страна активно наращивает собственное производство.

Несколько лет назад суперконденсаторы использовались в основном в бытовой электронике, однако затем спрос на эти детали стали обеспечивать производители электромобилей, железнодорожного транспорта и тяжелой строи­тельной техники. Специалисты считают, что именно этот сектор будет способствовать росту спроса на суперконденсаторы. Китайские компании постоянно повышают уровень технических исследований, чему способствуют ряд правительственных программ. В результате доля местных фирм на рынке увеличилась до 40%.

Так может выглядеть электромобиль от Apple
Так может выглядеть электромобиль от Apple

Хотя Китай при разработке транспортных средств на альтернативных источниках энергии отдает предпочтения литий-железо-фосфатным и никель-металл-гидридным аккумуляторам, суперконденсаторы также захватили свою нишу на рынке. По состоянию на июль 2014 года КНР для машин, использующих различные технологии сбережения энергии, и транспортных средств на альтернативных источниках энергии, выпустила 129 315 аккумуляторов. 12,4% таких автомобилей были также оборудованы суперконденсаторами.

Соединенные Штаты

Стремительно развиваются технологии, связанные с электромобилями, и на другом конце земного шара. В Соединенных Штатах увеличение доли заряжаемых от розетки машин поддерживается на государственном уровне. Как заявляют в Белом доме, задача – стать первой страной, где будут производиться доступные для средней американской семьи электромобили. Их цена должна быть сопоставима с ценой транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. С 2009 года стоимость производства аккумуляторов уже снизилась на 60%. После этого в продаже появилось больше моделей электромобилей, причем их реализация неуклонно растет.

Продажи электромобилей за первые 10 месяцев 2014 года выросли почти на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Сегодня электрокары предлагают уже 13 автомобильных компаний, а число моделей достигло 19. Такое разнообразие способствует конкуренции и повышению доступности автомобилей. Кроме того, по мнению Белого дома, это также позволяет государству усиливать позиции на мировом рынке.

Развитию технологии способствует не только растущий потребительский спрос, но и инициативы энергетических компаний. Так, 70 из них взяли на себя обязательство выделять 5% средств, предусмотренных на пополнение автопарка, для закупок электромобилей и связанных с ними технологий. В совокупности на данные цели будет направляться около 50 млн долл.

Суперзарядки появятся вдоль всех оживленных трасс
Суперзарядки появятся вдоль всех оживленных трасс

...

Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в журнале "АБС-авто" № 3 (2015 г.)
  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены