Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Вал – пополам, турбина – вдребезги…(окончание)

Вал – пополам, турбина – вдребезги…(окончание)

Окончание, начало в № 10 и 12/2011

Продолжая знакомиться с работой эксперта, мы попутно разберемся с некоторыми вопросами, чаще всего озадачивающими покупателей турбокомпрессоров – автовладельцев и сервисеров.

В прошлый раз мы остановились на этапе определения люфтов ротора. Надо сказать, что люфты – это особая история, которая вызывает недоумение и сомнения у каждого второго покупателя турбокомпрессора: «А что это вал так болтается?» Этот вопрос придется прояснить.

Без этого турбине – крышка

Аксиома такова: без люфтов ротора (радиального и осевого) турбина работать не может – они должны быть. Припомним, что вращающийся вал ротора удерживается в центральном корпусе подшипниками скольжения: двумя радиальными (иногда они изготавливаются в виде единой детали – «патрона») и одним упорным. Все пары трения смазываются гидродинамическим способом. Масло поступает в зазоры между вращающимися деталями под давлением. В зазоре образуется прочная пленка, так называемый масляный клин. Пленка разделяет смазываемые детали, исключая контакт металлических поверхностей, и одновременно центрирует вал в подшипниках. Образно говоря, вращающийся вал «плавает» в масляной ванне. Нет зазоров – нет пленки. Нет пленки – «кирдык» турбине.

Зазор, необходимый и достаточный для формирования масляного клина, составляет несколько сотых долей миллиметра. Каково это на ощупь, можно почувствовать, если пальцами смещать ротор в осевом направлении, где его люфт определяется единственным зазором между валом и упорным подшипником. Можно убедиться в том, что люфт в несколько «соток» едва ощутим. Если же ротор покачать за кончик вала в радиальном направлении, смещение будет хорошо заметно и на ощупь, и визуально. Почему?

Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в бумажной версии
журнала "АБС-авто" № 2 (2012 г.)
  • Сергей Самохин
  • Игорь Ермоленко, эксперт фирмы «Турбо Инжиниринг»

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены