Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Звездная болезнь

Звездная болезнь

В августе один из ведущих производителей электромобилей, Tesla Motors, рассказала о результатах краш-тестов, проведенных чиновниками. Обычно компании, продающие дорогие автомобили, отправляют машины на испытания крайне неохотно – процедура слишком дорога. Однако седан Tesla пришлось протестировать из-за новой полностью электрической трансмиссии. Похоже, что сопутствующие затраты полностью оправдали себя.

Независимые испытания автомобиля Tesla Model S, проведенные Национальным управлением по безопасности движения автотранспорта США (National Highway Traffic Safety Administration), показали, что безопасность модели оценивается в пять звезд из пяти возможных. При этом наивысшие показатели зафиксированы во всех подкатегориях. Как отмечают в компании, пяти звезд удостаивается примерно 1% тестируемых машин.

NHTSA официально не присуждает больше пяти звезд автомобилям, однако, отмечают в Tesla Motors, если безопасность машины все-таки оказалась выше установленной планки, управление предоставляет соответствующие данные производителю. В случае с Tesla S общий уровень безопасности транспортного средства (Vehicle Safety Score) был оценен в 5,4 звезды.

Рекорд на рекорде

Среди всех испытанных ранее моделей, допущенных к эксплуатации на территории Соединенных Штатов, Tesla Model S установила рекорд как автомобиль, пассажиры которого меньше всего рискуют получить травмы при дорожно-транспортном происшествии. При том, что компания представила на тестирование седан, он обошел по показателям все SUV и минивэны. Это касается вероятности получения увечий при фронтальном, боковом ударе, ударе сзади, а также в случае опрокидывания автомобиля.

ближе к задней оси автомобиля. Там, где у традиционного автомобиля находится капот, у модели S – дополнительный багажник.

Модель единственная из всех пятерочников справилась с заданием на «хорошо» при имитации удара о столб
Модель единственная из всех пятерочников справилась с заданием на «хорошо» при имитации удара о столб

Во время испытания на глубину деформации кузова при боковом ударе о столб, который обычно считается самым сложным тестом, модель оказалась единственной из всех «пятерочников», справившаяся с заданием на «хорошо». К примеру, еще один отличник – Volvo S60 – при таком типе удара сохраняет 7,8% минимально необходимого пространства для водителя, Tesla – 63,5%. Этого удалось добиться благодаря большому количеству специальных экструдированых алюминиевых профилей, используемых при сборке кузова. В результате энергия удара распределяется по всей машине целиком, причем транспортное средство либо остановится до того, как столб заденет водителя, либо сломается сам столб.

Дело в том, что у Tesla есть одно преимущество: в отличие от других автомобилей под капотом отсутствует огромный мотор. Таким образом кузов лучше гасит фронтальный удар на большой скорости. Ведь чем больше зона деформации, тем больше вероятность того, что при ДТП пассажиры автомобиля не пострадают.

Для большей наглядности инженеры компании приводят аналогию с прыжками в воду. Чем глубже бассейн, тем меньше шансов удариться о дно. Диаметр двигателя у Tesla составляет около 30 см и располагается он чем транспортное средство либо

Особенно важным для Tesla был тест на удар сзади. Заказчик автомобиля может заказать модель с компоновкой 5 + 2. В этом случае машину оборудуют на заводе дополнительными двумя детскими сидениями. Если клиент заказывает ТС с третьим рядом сидений, машина получает дополнительный бампер. Таким образом компания надеется защитить сидящих сзади пассажиров от травм, способных привести к инвалидности. Как подчеркивают инженеры, третий ряд в машине – также самое безопасное место при фронтальном или боковом ударе.

Кроме того, модель S обошла конкурентов в тесте на опрокидывание автомобиля. Создатели Tesla уверяют, что их детище справляется с заданием на 50% лучше ближайших конкурентов. интересно, что опрокинуть автомобиль с помощью традиционного оборудования, применяемого для этих целей, не удалось. Экспертам пришлось задействовать дополнительные ресурсы. Дело в том, что под полом авто спрятаны тяжелые батареи, а центр тяжести расположен очень низко, что повышает управляемость машины и снижает риск перевернуться.

Оказалась не по зубам

Не менее интересными оказались испытания жесткости крыши седана. При попытке выяснить, насколько она прочна, вышло из строя измерительное оборудование. В компании заявляют, что оборудование не смогло оказать достаточного давления для деформации кузова. известно лишь, что крыша Tesla может спокойно выдержать еще четыре таких же модели S с полной нагрузкой. Достигается такой результат за счет усиленной средней стойки. Причем крепеж для этого позаимствован из аэрокосмической отрасли – он прочен и легок.

Машина отлично выдержала и боковой удар
Машина отлично выдержала и боковой удар

В Tesla говорят, что производители иногда могут слегка обмануть технику, с помощью которой производятся испытания автомобилей. Поскольку изначально известно, на какой именно участок кузова будет оказано воздействие, компании усиливают этот участок. разработчики модели S, проведя внутренние испытания, поняли, что Tesla так или иначе получит свои пять звезд. Затем были определены наиболее уязвимые области кузова. Потом были усилены и эти участки. В результате удалось добиться того, что вне зависимости от настроек тестового оборудования машина получала твердую «пятерку» за безопасность.

О чем в Tesla Motors не расскажут

Не все производители, выпускающие автомобили класса «люкс», готовы тратить деньги на испытания. Зачастую такие машины не участвуют в рейтинге – процедура и так дорогая, а в случае с премиальными авто стоимость теста становится неоправданно высокой. Сейчас NHTSA оценивает безопасность примерно 85% всех моделей, представленных на рынке США. Пару лет назад показатель был еще меньше – 65%.

Управление отдает приоритет наиболее покупаемым моделям, таким как Toyota Camry или Ford F-150, а также новинкам или машинам с новыми системами безопасности. Собственно, Tesla пришлось пройти испытания из-за применения в автомобиле полностью электрической трансмиссии.

В то же время прямые конкуренты Tesla – Audi A8, BMW 7-й серии и Mercedes S-класса – не подпадают под критерии отбора авто для проведения краш-тестов по методу NHTSA. Конечно, производитель может заплатить управлению за проведение испытаний. Однако с экономической точки зрения такой подход не оправдан. Компании, продающей 10 тыс. машин в год, дополнительные расходы не нужны. Тем более, что ее машины и так оборудованы системами безопасности, значительно превышающими правительственные стандарты.

Две большие разницы

Безопасность безопасности – рознь, считает глава отраслевой организации Кларенс Дитлоу. «Одно дело, как ведет себя автомобиль на стенде, другое – на дороге», – подчеркивает эксперт. Краш-тест показывает, что будет с автомобилем, случись реальная авария. Но ведь есть системы, которые просто не дадут машине попасть в ДТП.

В качестве примера Дитлоу приводит такую ситуацию: управляя автомобилем Tesla на скорости около 60 км/ч, водитель отвлекся, чтобы написать sms, и «догнал» остановившуюся перед ним машину. Двухтонная Tesla с большими зонами деформации поглотит удар, спасет от травм пассажира, но будет сильно повреждена.

В аналогичной ситуации прямой конкурент Tesla, Mercedes-Benz S-класса, просто не попадет в аварию. Даже если водитель отвлечется и будет жать на педаль газа, автоматика сама остановит транспортное средство. Как и многие другие премиальные авто, Mercedes оснащен системой предотвращения столкновения, причем Tesla похвастаться подобной опцией не может. «Модель S явно показала лучший общий результат при проведении краш-тестов, однако подозреваю, что в реальной дорожной ситуации она проявит себя не так хорошо, как немецкая марка», – указывает Дитлоу.

Cедан обошел по показателям все SUV и минивэны
Cедан обошел по показателям все SUV и минивэны

По словам эксперта, у немцев есть куча опций, которые не учитываются при проведении испытаний. Сюда относятся и адаптивный круиз-контроль, который отслеживает скорость впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию, и система уличного освещения, которая может самостоятельно принимать решения, какое количество света необходимо, и другие системы безопасности.

Ход конем

Итак, неужели Tesla Motors зря позволила разбивать свои дорогущие машины? Похоже, что нет. Заявление о том, что модель компании набрала 5,4 звезды на испытаниях, привлекло всеобщее внимание. Только новостная система Google на 27 августа выдала почти 13 тыс. новостей по запросу «Tesla crash test». На этом фоне заявление NHTSA о том, что управление официально не присуждает больше пяти звезд ни одной машине, выглядит бледно.

Наблюдатели в один голос говорят, что данные об испытаниях будут использовании при выстраивании маркетинговой политики авто производителя. За 2013 год Tesla Motors планирует выпустить 21 тыс. седанов и удвоить эту цифру в следующем. Во всяком случае мощности завода позволяют сделать это.

Кроме того, пишет Forbes со ссылкой на главу компании Илона Маска, Tesla Motors подумывает о запуске производства в других регионах мира, в частности в Азии и Европе. «Мы постараемся открыть заводы ближе к потребителям, – сказал Маск. – Это позволит минимизировать затраты на доставку. В долгосрочной перспективе производства могут появиться в Европе, Азии, а также в других регионах США».

Так что компания хорошо подготовилась к будущей экспансии. Западные покупатели сейчас «повернуты» на вопросах экономии топлива и экологичности автотранспорта. Tesla Motors удалось добиться того, чтобы ее детище ассоциировалось у потребителя с экологичностью и топливной экономией. Теперь, очевидно, производитель добавит к этому ассоциативному ряду и безопасность.

Что такое Tesla Model S

Model S считается первым в мире премиальным седаном, с самого начала проектировавшимся как электромобиль.

Характеристики

Длина - 499 см

Время разгона 0–100 км/ч - 5,4 с

Максимальная скорость - 201 км/ч

Мощность двигателя - 85 кВт•ч

Дальность поездки на одной зарядке - 426 км

Время зарядки от розетки 240 В (дальность 100 км) - 1 час

Время зарядки на станции компании (дальность 213 км) - 0,5 часа

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены