Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автомобильные отношения под прикрытием. Юридическим

Автомобильные отношения под прикрытием. Юридическим

Тема юридических взаимоотношений участников автомобильного рынка для редакции новая. К ней нас привели недавние публикации о досудебных и судебных автотехнических экспертизах. Напомним: в тех статьях рассказывалось о технических нюансах споров между автовладельцами и их ответчиками – производителями транспортных средств, импортерами, дилерами. Однако там отсутствовали важные фигуры, без которых судебные истории не обходятся. Как вы уже догадались, речь о юристах. Чтобы разобраться во всей «кухне» судебных и досудебных процессов по поводу экспертных конфликтов, мы обратились к опытнейшему представителю юридической профессии, чья специализация – защита интересов представителей автосборочных производств.

Иными словами, наш гость представляет группу юристов, стоящих по одну сторону правового барьера. Позже мы познакомим читателя и с его оппонентами – юристами, защищающими интересы автовладельцев. Только так, выслушав обе стороны, можно получить объективную картину сложного процесса выяснения истины в отношениях и спорах между теми, кто изготавливает автомобили, и теми, кто ими управляет или владеет. Поехали?

АБС. Для начала расскажите о себе. Как получилось, что Вы стали заниматься именно такой юридической практикой?

– Разрешите представиться: Барышев Сергей Александрович, в 2003 году окончил юридический факультет Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва). С 2002 по 2005  год работал в юридическом отделе аудиторской компании. С 2005 года по настоящее время сопровождаю автобизнес одного из старейших мультибрендовых дилерских автомобильных центров г. Москвы. С 2008 года представляю интересы импортеров и изготовителей автомобилей в судах на всей территории Российской Федерации. Поначалу основным видом моей деятельности являлось представление интересов компаний в судах в связи с обжалованием решений фискальных органов по результатом налоговых проверок. Этим я занимался как в период работы в аудите, так и в автобизнесе. Позже мой опыт лег в основу кандидатской диссертации. Однако с течением времени стало ясно, что вопросы, связанные с защитой интересов автомобильных компаний (как досудебные, так и судебные), становятся в автобизнесе все более актуальными. Для их эффективного решения требуется постоянное внимание.

АБС. Считаете ли Вы, что количество судебных или досудебных споров, посвященных техническому состоянию ТС, имеет тенденцию к увеличению? Если да, то какова история этого процесса и его сегодняшние особенности? Каковы тому причины? – Количество и «глубина» вопросов, имеющих отношение к обращениям покупателей автомобилей и услуг, связанных с их ремонтом и техническим обслуживанием, безусловно, имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Этому, на мой взгляд, способствует ряд факторов, занимающих в разное время разную долю на рынке. К главным из них (за период с 1990‑х годов) я бы отнес следующие. • Глобальный рост роли автомобилей в нашей повседневной жизни, в том числе их использования для бизнеса. Стремительное увеличение национального автопарка потянуло за собой вопросы, связанные как с покупкой и эксплуатацией автомобилей, так и с их ремонтом и техническим обслуживанием. Такая ситуация, естественно, обусловлена ростом покупательской способности наших сограждан и значительным расширением возможностей кредитования с обилием большого количества предложений в разных ценовых сегментах рынка. • Более серьезный подход к купле-продаже транспортного средства. Как следствие – общее повышение требовательности к качеству товаров (работ, услуг), к срокам ожидания запасных частей и ремонта и к точности предоставляемой информации обо всем этом. Иными словами, налицо нормальные последствия многолетнего проникновения в нашу повседневную жизнь рыночных отношений, когда люди убеждаются, что могут проявлять большую требовательность к тому, что ими приобретается за собственные или более дорогие заемные средства. • Стимулирование государством такого поведения граждан, которое направленно на использование механизмов, прописанных в нормативных актах и посредством института судов и органов Роспотребнадзора для защиты законодательно закрепленных прав потребителей.

Роль государства в этом вопросе заключается также в стимулировании граждан к созданию и деятельности общественных объединений по защите их прав как потребителей. Обязательные для применения толкования норм правоприменительной практики и норм законодательства в сфере защиты прав потребителей в пользу последних имеют общую направленность (в том числе со стороны судей) на защиту именно этой стороны спора. Они (суды) нередко определяют ее в мотивировочной части решений как «экономически слабую сторону правоотношений». И это несмотря на то, что процессуально в судебном споре, стороны являются равными – независимо, в том числе, и от их экономического положения (ст. 6 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в бумажной версии
журнала "АБС-авто" № 2 (2015 г.)
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены