Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические орбиты авторынка. Часть 2. Что такое недостаток автомобиля, что делает его «существенным» и каковы

Юридические орбиты авторынка. Часть 2. Что такое недостаток автомобиля, что делает его «существенным» и каковы

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмотрением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок: Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуаций, связанных с деятельностью автобизнеса.

Подавляющее большинство конфликтных ситуаций между потребителями и автосервисами, как известно, возникают вследствие появления в автомобиле какого-либо недостатка. Для более глубокого понимания последствий возникновения недостатков, необходимо знать, что понимает действующее законодательство под термином «недостаток» и какие они (недостатки) бывают. Это ключевой вопрос, который заслуживает самого пристального внимания со стороны сотрудников технических центров по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Эксперты автотехники для определения неработоспособности автомобиля используют термин «дефект», который трактуют по-разному – в зависимости от документа, на который ссылаются. Так, в соответствии с Техническим регламентом это – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям. В связи с ГОСТ Р ИСО 9000–2008 – как невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

Ссылаясь на ГОСТ 15467–79, это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям, несоответствие требованиям технического задания или неустановленным правилам разработки (модернизации) продукции (конструктивный дефект) либо несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции (производственный дефект).

Однако такого понятия, как «дефект», Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) не содержит. Вместо этого Закон оперирует понятием «недостаток». Под ним понимаются разнообразные несоответствия товара (работы, услуги): обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке; условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий, обычно предъявляемым требованиям) либо целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется; целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора образцу и/или описанию при продаже товара по образцу и/или по описанию. Как видно, понятие «недостаток», установленное в Законе, гораздо шире чисто технического термина «дефект», употребляемого специалистами автотехниками.

Обнаружение в автомобиле недостатка в пределах гарантийного срока позволяет потребителю потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его исправление потребителем или третьим лицом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В отношении технически сложного товара, к которым относятся автомобили, потребитель в случае обнаружения в нем (в автомобиле) недостатка вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю этого товара.

Однако по истечении 15-дневного срока с момента покупки автомобиля потребитель уже не вправе предъявить указанные выше требования при наличии недостатка. Для их удовлетворения необходимо, чтобы такой недостаток был уже «существенным». «Существенность» является исключительно правовой категорией и определена Законом следующим образом: существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Более детального определения каждого из аспектов существенности Закон не дает, и тут необходимо обратиться к разъяснениям Верховного суда РФ, который дал соответствующие пояснения по каждому из критериев существенности.

Итак, рассмотрим каждый из них.

А. Согласно п. А ст. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» неустранимым является недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

В своей юридической практике мне не приходилось сталкиваться с недостатками автомобиля, которые не могут быть устранены специа­лизированным автосервисом, однако судебные экспертизы и решения судов, признающие недостаток неустранимым, встречались мне не раз. Поэтому о таком парадоксе следует знать и строить свою позицию с учетом обозначенной возможности.

Б. В соответствии с п. Б ст. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – это такой недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. Несколько лет назад несоразмерность определялась Методическим руководством для экспертов и судей. Оно (руководство) позволяло признавать недостаток существенным, стоимость устранения которого незначительно превышает процент от стоимости товара. В настоящее время ситуация в этом отношении существенно изменилась, но все еще требует внимательного участия юриста в доведении указанной позиции до судов.

В. По положениям п. В ст. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени – это недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный срок в 5 дней, закрепленный соглашением сторон в письменной форме. А если такой срок сторонами не определен – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом. Данный критерий остается все еще не до конца отрегулированным и позволяет субъективное толкование «минимального необходимого срока».

Г. Как указано в п. Г ст. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17, недостаток товара, выявленный неоднократно, – это различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

Д. Согласно п. Д ст. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 недостаток, который проявляется вновь после его устранения, – это недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Подытоживая изложенное, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Необходимость понимания термина «недостаток» с правовой точки зрения имеет ключевое значение для понимания последствий его возникновения. Юридическое определение «недостаток» шире технического термина «дефект».

2. Само по себе наличие в автомобиле недостатка (за пределами 15-дневного срока его покупки) не дает его владельцу права на весь спектр правовых последствий, включающих право требования возврата денежных средств, уплаченных за товар. Однако соответствие недостатка критериям существенности, установленным Законом, значительно расширяет объем прав потребителя и потенциальные потери автодилера.

3. Понимание критериев существенности, определенных законодательством и его толкованием судами, может критически уменьшить возможные потери автодилера, связанные с возникновением недостатка автомобиля.

Желаю вам удачи!

Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены