Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторынка. Часть 5

Юридические вопросы  авторынка. Часть 5

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В прошлый раз закончили разговор на этом:

«Следует отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность соглашения между потребителем и продавцом относительно договорной подсудности – т.е. места рассмотрения судебного спора. Например, по месту нахождения продавца, а не потребителя (что очень актуально для компаний, реализующих автомобили покупателям из других регионов). Однако в качестве разъяснения данной нормы Верховный Суд РФ указывает на то, что такое соглашение с потребителем ущемляет права последнего и должно быть признано недействительным при заявлении об этом потребителя.

При этом считаю необходимым отметить, что даже после выхода упомянутого разъяснения Верховного Суда РФ я рекомендую компаниям оставлять такое положение в договоре купли-продажи автомобиля. Риск штрафа существует, однако он оправдан, что подтверждает наработанная мною судебная практика».

Теперь продолжим.

Ответственность продавца за возникновение недостатков в товаре (работе, услуге)

Потребитель в случае обнаружения в товаре (автомобиле) недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены товара на другой этой же марки (этой же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В случаях, показанных выше, возврат товара потребителем должен происходить по требованию продавца и за его счет.

Однако отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) потребитель вправе в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении 15-дневного срока указанные требования подлежат удовлетворению лишь в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Вопросы определения существенности недостатка и невозможности использования автомобиля в течение 30-дневного срока были рассмотрены нами ранее.

Что же касается нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара, то по общему правилу, признанному судебной практикой, максимальный срок устранения недостатка не может превышать 45 дней. Необходимо отметить, что данная норма имеет более сложную дефиницию, предусматривающую, что недостаток должен быть устранен незамедлительно, т.е. – в минимальный срок, объективно необходимый для устранения с учетом обычно применяемого способа. И только срок устранения недостатков товара, закрепленный соглашением сторон в письменной форме, может превышать этот срок в 45 дней.

Таким образом, в силу Закона, 45 дней относятся лишь к случаю, когда стороны письменно договорились о таком сроке. Но судебная практика упростила применение данной нормы, распространив ее на все ситуации. И это тот редкий случай, когда общепринятая судебная практика истолковала юридическую норму в пользу продавца. Теперь можно считать такое применение данной нормы права устоявшейся практикой.

Тем не менее я рекомендую компаниям-продавцам фиксировать в договоре купли-продажи указания на то, что при условии выхода из строя автомобиля устранение недостатка будет произведено в 45-дневный срок. Это и будет соблюдением письменной формы, хотя и на стадии приобретения автомобиля, т.е. до момента, когда в ТС может проявиться какой-либо недостаток. Такой подход будет вполне корректен с точки зрения Закона. Так будут защищены права продавца при отсутствии нарушения прав потребителя.

При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Продавец при предъявлении требования потребителем, обнаружившим недостаток в автомобиле, обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, а потребитель вправе участвовать в такой проверке. В случае, если по итогам проверки качества (или в отсутствие таковой) будет иметь место спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза автомобиля должна быть проведена в следующие сроки: если требованием потребителя является устранение недостатка автомобиля, то срок проведения экспертизы включается во время, определенное для устранения недостатка. Как указано выше, таким сроком следует считать 45 дней (с оговоркой о необходимости его согласования сторонами в письменной форме).

При этом следует отметить, что для товаров длительного пользования Закон обязывает продавца безвозмездно предоставлять потребителю на период ремонта аналогичный товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку его (аналогичного товара длительного пользования) за свой счет. Однако для автомобилей в этом вопросе действующее законодательство РФ предусматривает исключение.

Я рекомендую компаниям все же обращать особое внимание на то, насколько значимым для потребителя бывает наличие подменного автомобиля на период ремонта его ТС. Очень часто предоставление временного автомобиля в таких ситуациях, хотя и не предусмотрено Законом, решает вопросы лояльности и предотвращает дальнейшее развитие конфликтной ситуации.

Также необходимо отметить, что в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный срок исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара – до дня выдачи его по окончании ремонта.

При выдаче товара продавец обязан предоставить потребителю информацию в письменной форме о дате обращения с требованием об устранении обнаруженных недостатков товара; передачи товара потребителем для устранения недостатков товара; устранения недостатков товара с их описанием; выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, а также об использованных запасных частях (деталях, материалах).

При устранении недостатков товара посредством замены изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки; на новые комплектующие изделия или составную часть основного изделия – устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующие или составную часть основного изделия, если стороны не договорятся об ином. Гарантийный срок при этом исчисляется со дня передачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Иными словами, если вы отремонтировали двигатель в течение 20 дней, то гарантийный срок на весь автомобиль продлевается на 20 дней, а если заменили двигатель на новый, то гарантийный срок на автомобиль не меняется, а гарантия на двигатель будет начинаться с нуля. Если требованием потребителя является замена автомобиля, то срок проведения экспертизы включается в срок, определенный для замены товара и составляющий 7 дней со дня предъявления потребителем указанного требования. При необходимости дополнительной проверки качества товара этот срок может составлять 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует нужный для замены товар, продавец должен обеспечить его поступ­ление и выполнить все необходимые работы по его замене в течение месяца со дня предъявления требования. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в случае отсутствия необходимого для замены товара требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, который необходим для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

При замене товара гарантийный срок начинает исчисляться заново со дня передачи товара потребителю при условии, что его (потребителя) требованиями являются: соразмерные уменьшения покупной цены на товар; возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом; возвращение уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, или предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Экспертиза по этим вопросам должна проводиться в течение 10 дней со дня предъявления требования. Во всех случаях потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру расходы, затраченные на проведение экспертизы, хранение и транспортировку товара.

Рекомендую знакомить потребителя с указанным положением Закона под расписку до проведения экспертизы. Это позволит в будущем вернуть свои расходы на организацию и проведение экспертизы.

Права и обязанности продавца по отношению к потребителю на этом не исчерпываются, а по­тому вернемся к ним в следующий раз.

Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены