Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Экспертиза АКП. Когда экспертное исследование становится ремонтом

Экспертиза АКП. Когда экспертное исследование становится ремонтом

Механикам по ремонту автомобилей, безусловно, известны случаи из практики, когда поиск неисправности ничего не дает, а дефект пропадает как будто сам. В сегодняшнем случае было примерно так же: были претензии к работе АКП, была произведена ее разборка с поиском причины неисправности. Она так и не была найдена. Но после сбора и установки агрегата назад на автомобиль АКП вдруг стала работать исправно.

Но в отличие от вышеназванных специалистов сегодняшними ремонтниками стали эксперты по АКП во время проведения судебного экспертного исследования автомобиля Lexus RX 350. Опустим формальные процедуры судебных практик и сразу перейдем к разговору об АКП.

Вопросы эксперту

1. Имеются ли в автомобиле неисправности АКП?

2. В случае, если имеются, то каковы причины их возникновения? Являются ли они производственными или эксплуатационными (возникли вследствие нарушения правил эксплуатации автомобиля, либо его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы)?

3. При наличии недостатков АКП автомобиля, являются ли они устранимыми? Если да, то какова примерная стоимость работ по их устранению и в течение какого периода времени данные недостатки могут быть устранены с учетом обычно применяемого способа?

Объекты, представленные к осмотру

1. Автомобиль Lexus RX 350.

2. Копии акта исследования (осмотра) автотранспортного средства на четырех листах.

Использованные нормативные и информационно-справочные материалы, техническая литература

1. Гордон Дж. Автоматические коробки передач и раздаточные коробки. Диагностика и ремонт. СПб.: Алфамер Паблишинг, 2004.

2. Устройство, обслуживание, диагностика и ремонт автоматических трансмиссий: учеб. пособие. Руководство № 179. СПб.: РОКО, 2006. (Серия «Арус»).

3. Birch Т., Rockwood C. Automatic Transmission and Transaxles. 2nd ed. Prentice Hall, 2001.

4. Харитонов С.А. Автоматические коробки передач. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Другие источники информации, всего 18.

Термины и определения

В соответствии с Техническим регламентом

Дефект – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.

В соответствии с ГОСТ 27.002–89

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

Исправное состояние – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неисправность – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

В соответствии с ГОСТ 53480–2009

Работоспособное состояние – состояние изделия, при котором оно способно выполнить требуемую функцию при условии, что предоставлены необходимые внешние ресурсы.

Неработоспособное состояние – состояние изделия, при котором оно неспособно выполнить требуемую функцию по любой причине.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» № 234-ФЗ

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Исследование

Перед исследованием АКП на автомобиле необходимо изучить историю автомобиля. История автомобиля была составлена на основании приложенных документов.

На исследование был представлен автомобиль Lexus RX 350. На момент осмотра пробег автомобиля составлял 2829 км. При контрольной диагностике в электронном блоке управления АКП, а также во всех других блоках автомобиля никаких диагностических кодов неисправности зафиксировано не было.

Необходимо пояснить, что коды неисправности задаются конструктором в процессе проектирования автомобиля или узла (ДВС, АКП), и их отсутствие никак не доказывает, что в автомобиле все исправно. Однако если коды фиксируются, это указывает на присутствие какого-то недостатка в системе управления агрегата или узла. Причем этот недостаток может быть вызван как механическим дефектом агрегата или узла, так и электрическим или программным дефектом. Расшифровка кода неисправности позволяет выявить, какой дефект присутствует в агрегате или узле, возможные его причины и какой порядок предлагает конструктор для его устранения.

Далее экспертом был произведен осмотр автомобиля на подъемнике с целью оценки технического состояния его агрегатов и узлов, их герметичности, а также на предмет внешних воздействий. Никаких замечаний и отклонений обнаружено не было (фото 1–6). Произведена проверка уровня трансмиссионной жидкости в АКП. Уровень соответствовал технической документации производителя. Таким образом, по результатам общей диагностики никаких препятствий к проведению дорожных испытаний выявлено не было.

Дорожные испытания проводились по дорогам общей сети в городе Оренбург. При этом на протяжении всех испытаний для контроля за работой АКП был подсоединен диагностический комплект GTS с контролем основных параметров работы АКП в реальном времени: заданная передача, обороты различных валов, температура трансмиссионной жидкости, статус включения блокировки, положение дроссельной заслонки и т. п. Замечаний по работе АКП на всех режимах отмечено не было.

Однако при положениях дроссельной заслонки двигателя в диапазоне от 15 (полностью отпущенная педаль акселератора) до 20% и увеличении скорости движения автомобиля переключение с 1-й передачи на 2-ю происходило не плавно, вызывая чувство дискомфорта (ощущение неудобства, тревоги, беспокойства).

Кроме того, на остановленном (заторможенном) автомобиле, при установке контроллера АКП в положение R из любых других положений включение передачи заднего хода происходило ощутимо, но не дискомфортно. Других замечаний по плавности переключений АКП ни на каких режимах ее работы отмечено не было.

Исходя из результатов дорожных испытаний было принято решение о демонтаже поддона АКП и ее гидравлической системы управления (панели). При этом также были демонтированы привода передних колес, для их осмотра на предмет наличия следов повышенного буксования автомобиля. Никаких следов буксования на приводах обнаружено не было (фото 7 и 8). Таким образом, в процессе эксплуатации автомобиль не подвергался чрезмерному буксованию. В поддоне АКП и на его магнитном уловителе было зафиксировано некоторое количество мелких частиц (фото 9).

Однако ощущение наличия твердых продуктов износа («катышков») при растирании между пальцами жидкости и частиц с магнитного уловителя не было зафиксировано, что свидетельствует о размерах этих частиц менее 40 мкм. Учитывая то, что зазоры в пастелях золотников гидравлической панели управления составляют 15…30 мкм, было принято решение о ее частичной разборки (фото 10 и 11). В результате разборки были проверены все золотники панели управления на их свободное перемещение в постелях. Никаких замечаний к их перемещению обнаружено не было.

Далее была проведена проверка функционирования всех соленоидов панели управления, никаких отклонений от технической документации производителя отмечено не было. Таким образом, никаких дефектов производства в гидравлической панели управления АКП обнаружено не было. Дополнительно была произведена проверка свободного хода штока поршня тормозной ленты, так  как после демонтажа гидравлической панели управления к этому исполнительному элементу появился доступ. Свободный ход штока поршня составил 5,3…5,4 мм.

Затем гидравлическая панель управления была собрана согласно технической документации производителя и установлена на АКП. Перед установкой поддона АКП на свое место с него была сделана фотографическая копия компенсационного кода трансмиссии (фото 12). После установки поддона АКП и заправки ее трансмиссионной жидкостью автомобиль был готов к повторным дорожным испытаниям.

Дорожные испытания проводились аналогично предыдущим. В результате было установлено, что переключения передач с 1-й на 2-ю происходит плавно во всех режимах работы АКП. А вот плавность включения передачи заднего хода не изменилась. С помощью диагностического комплекса GTS был проверен занесенный в блок управления компенсационный код трансмиссии (фото 13). Этот код не соответствовал коду трансмиссии, указанному на поддоне АКП (фото 12).

Учитывая то, что пробег трансмиссии был незначительный, а состояние трансмиссионной жидкости по прозрачности, практическому отсутствию металлических включений и т. д. соответствовало качеству жидкости нового агрегата, в электронный блок управления трансмиссией был введен компенсационный код, указанный на поддоне АКП (фото 12).

В результате плавность включения передачи заднего хода улучшилась и стала сопоставимой с включением передач движения вперед. Дальнейшие дорожные испытания показали нормальное функционирование АКП во всех режимах, замечаний к плавности переключения передач не возникло. Таким образом, АКП исследуемого автомобиля была полностью исправной.

Анализ

На автомобиле Lexus RX 350 используется автоматическая (гидромеханическая) коробка передач U881F производства японской фирмы Aisin AW Corporation. Эта АКП имеет 8 передач вперед и встроенный элемент блокировки гидродинамического трансформатора (ГДТ), позволяющий жестко (без проскальзывания) соединить двигатель автомобиля с его колесами (как на механической коробке передач). Всеми переключениями в этой АКП, а также и их плавностью управляет компьютерный модуль управления АКП.

В процессе проведения исследования было установлено, что АКП исследуемого автомобиля полностью выполняет свою функцию. Однако было отмечено неплавное, вызывающее дискомфорт, переключение передач 1–2 при малом нажатии на педаль акселератора и ощутимое включение передачи заднего хода на остановленном автомобиле. Пересмотр и проверка гидравлической панели управления в совокупности с занесением в компьютерный блок компенсационного кода установленной трансмиссии полностью устранили эти замечания. К сожалению, установить точную причину указанных замечаний не представляется возможным.

Наиболее вероятной причиной является некоторое заедание какого-то золотника панели управления в своей постели, так как все замечания в работе АКП относятся к режимам минимального главного давления. При осмотре панели управления это заедание было устранено, и поэтому АКП в дальнейшем начала работать без замечаний. Для точной локализации некорректно работающего золотника необходима гидравлическая схема управления работой АКП.

Эта схема в настоящее время отсутствует в технической документации производителя. Возможной причиной некорректного перемещения золотника может быть наличие некоторого количества мелких частиц, обнаруженных в поддоне и на его магнитном уловителе, которые в дальнейшем были удалены.

В дополнение необходимо указать, что если в дальнейшем будут происходит аналогичные замечания к работе АКП, то для их устранения необходимо произвести замену гидравлической панели управления АКП.

Выводы

1. В исследованной АКП автомобиля Lexus RX 350 неисправности отсутствуют. Однако отмечено неплавное, вызывающее дискомфорт, переключение передач 1–2 при малом нажатии на педаль акселератора и ощутимое включение передачи заднего хода на остановленном автомобиле.

2. Причиной указанных замечаний в работе АКП автомобиля Lexus RX 350 является некорректное перемещение (заедание) какого-то золотника панели управления в своей постели на режимах минимального главного давления.

3. Отмеченные замечания АКП автомобиля Lexus RX 350 являются устранимыми, что и произошло в результате проведенного исследования. Если в дальнейшем на этом ТС будут происходить аналогичные замечания к работе АКП, то для их устранения необходимо произвести замену гидравлической панели управления АКП.

  • Владимир Дроздовский, директор ООО «АТГ», эксперт

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены