Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Взгляд назад

Взгляд назад

Участники американского рынка авторемонтных услуг решили узнать, произошли ли за последние пару лет серьезные изменения в отрасли. Как оказалось, произошли. А ряд из них грозит серьезными проблемами авторемонтникам.

Ассоциация участников рынка постгарантийного обслуживания США (Automotive Aftermarket Industry Association) проанализировала тенденции в области кузовного ремонта, производимого после попадания транспортных средств в ДТП. Выяснилось, что общее количество дорожных происшествий снижается, особенно это заметно в развитых странах, таких как США.

Оно и понятно: с каждым годом автомобили становятся все совершеннее в техническом плане, прощая водителю ошибки, которые раньше бы стали результатом серьезной аварии. Больше всего таких транспортных средств будет в государствах с относительно богатым населением.

Водитель автомобилю требуется все меньше
Водитель автомобилю требуется все меньше

Достаточно сказать, что современные дорогие автомобили напичканы всевозможными системами, позволяющими избежать катастрофы. Уже мало кого удивляют адаптивный круиз-контроль, система контроля «мертвых зон», удержания автомобиля на полосе, камеры заднего вида и прочие прелести технического прогресса.

Рынок в целом

Как показывают данные статистики AAIA, рынок кузовного ремонта в США вырос в 2011 году на 3,3% до $38,7 млрд. Это при том, что американцы стали меньше проводить времени за рулем, а количество ДТП снизилось.

Правда, несмотря на рост рынка в стоимостном выражении, количество независимых автомастерских продолжило снижаться. Если в 2001 таких автосервисов в Соединенных Штатах насчитывалось 46700, то в 2011 – 40279.

На этом фоне авторемонтники столкнулись с несколькими тревожными тенденциями. В 2008 году впервые за последние 20 лет американцы стали совершать меньше поездок на автомобиле. В 2011 году в общей сложности жители США проехали 2,96 трлн миль, что оказалось на 1,2% меньше по сравнению с 2010 годом.

Искать потребителей ремонтникам все чаще приходится в интернете
Искать потребителей ремонтникам все чаще приходится в интернете

Как для независимых игроков, так и для официальных дилеров кузовной ремонт является одним из главных источников дохода. Обычно на выбор места ремонта транспортного средства влияет и возраст автомобиля. В AAIA подсчитали, что чуть больше трети автомобилей, возрастом не старше года, ремонтируются у дилеров после аварии. Если автомобиль старше, количество обращений к «официалам» резко сокращается. Учитывая, что средний возраст автомобилей в США последнее время повышался, это следует считать хорошей новостью для независимых игроков.

Резюмируя написанное выше, можно сказать, что в настоящее время в области авторемонта наметились как положительные, так и тревожные тенденции. С одной стороны, машины служат своим владельцам дольше, следовательно, количество обращений к независимым СТО будет выше. С другой стороны, число аварий снижается, что негативно сказывается на выручке автомастерских.

По данным ассоциации, в 2010 году 86,3% всех услуг по ремонту ТС в результате ДТП пришлось на независимые сервисы (13,7% – на дилеров). На выбор поставщиков услуг влияли в основном такие факторы, как «предыдущий опыт посещения» и «удобство».

Тревожные звоночки

О том, что за последние несколько лет рынок услуг по ремонту автомобилей, пострадавших в ДТП, столкнулся с рядом проблем, говорится и в исследовании отраслевого журнала BodyShop BUSINESS за 2011-2012 гг.

Несмотря на позитивные сигналы в экономике, значительная часть автовладельцев после получения денежной выплаты от страховщиков эксплуатирует автомобиль с повреждениями, предпочитая потратить полученные деньги на другие нужды.

На снижение количества обращений к ремонтникам влияют и другие, малозначительные на первый взгляд факторы. Так, все больше американцев работает на дому и, соответственно, меньше пользуется автомобилем, выросло число тех, кто попросту не покупает страховку. Вносят свой вклад и современные технологии коммуникации. Молодые люди откладывают получение прав на потом. Им незачем ездить друг к другу в гости, ведь обсудить последние новости можно и в социальных сетях.

На этом фоне увеличивается средний возраст водителей, на дорогах появляется все больше аккуратных автолюбителей, что снижает риск аварий. И таких факторов можно привести еще с десяток.

Все это выливается в постепенное сокращение количества автосервисов. Но даже с уходом игроков предложение превышает спрос на авторемонтные услуги. Ряд экспертов прогнозирует ежегодное сокращение количества сервисов на уровне 1000 или даже 2000 в год.

Новое мышление

Новые реалии заставляют участников рынка играть по-новому. Если в предыдущие годы авторемонтники практически не забивали голову вопросами маркетинга, то теперь ситуация меняется. Страховщики постепенно сокращают пул сервисов-партнеров. Оставшимся в гордом одиночестве приходится самим искать себе клиентов. Причем делать это не только с помощью традиционных каналов типа радио и телевидения, но и посредством Интернета и социальных медиа.

Во всяком случае с 2007 года число СТО, продвигающих услуги через Интернет выросло с 34% до 48%. Изменился и сам алгоритм поиска подходящего сервиса. Большинство автовладельцев ищут подходящую СТО не в газетах, а в поисковиках. Набрав в строке поиска «автосервис», они видят список компаний, которые заранее потратили средства на поисковую оптимизацию (SEO) и попали на верхние позиции в результатах поиска. Еще несколько лет назад подумать, что кузовной ремонт будет тесно связан с вопросами SEO, не представлялось возможным.

Кроме того, западные страховщики предпочитают работать с СТО, которые легко могут количественно оценить результаты работы и эффективности и доказать свое превосходство над конкурентами. А раз станция может оценивать эффективность, значит, она может и повысить ее, считают страховщики. (Вообще, поиск способов количественного измерения эффективности капиталовложений – тренд последнего времени, например, научную статью на эту тему публиковала известная школа менеджмента MIT Sloan.)

Ушлый клиент

Меняются не только привычные методы работы, но и сам потребитель. Можно сказать, что он стал более разборчивым, опять же благодаря развитию коммуникационных технологий. Человек, готовящийся сдать машину в ремонт, предварительно проштудирует с десяток форумов в Интернете и будет точно знать, какой объем услуг ему должны будут предоставить, и, сколько это будет стоить.

Рост популярности социальных сетей заставил авторемонтников думать и о репутации предприятия в Интернете, а также быстро реагировать на изменившиеся запросы клиента. Как говорится в исследовании BodyShop BUSINESS, уже сейчас автовладелец может сфотографировать повреждения автомобиля, выложить фото в сеть и получить сразу несколько предложений о ремонте от заинтересованных СТО.

Другими словами, потребитель услуг стал еще и нетерпелив. Он хочет знать, какая конкретно операция выполняется в данный момент с автомобилем и требует оповещения об этом по СМС или по электронной почте. Особенно это характерно для американских семей, в которых работают и муж и жена, соответственно, каждый владеет собственным автомобилем.

Более того, вопросами ремонта все чаще занимаются женщины. По свидетельству ряда автосервисов до 60% клиентов, обращающихся за услугами ремонта автомобиля. Попавшего в ДТП, являются представительницами прекрасного пола.

Игра на нервах

Интересно, что новые технологии, применяемые в автомобилях, заставляют нервничать игроков и в смежных областях, в частности автостраховщиков. Так, уже появились пессимистические прогнозы о том, что в ближайшие десять лет участники рынка недосчитаются значительной части прибыли именно из-за снижения аварийности на дорогах.

Аналитик консалтинговой фирмы Celent Роберт Лайт опубликовал работу, озаглавленную «Один прогноз: Конец автострахования или что произойдет, если автомобили (почти) не будут попадать в ДТП». Хотя автор и оговаривается, что его прогноз не обязательно сбудется, будущее страховых компаний рисуется безрадостным.

В 2011 году на страховые взносы от владельцев легкового и легкого коммерческого транспорта в США пришлось 39% всех премий выплачиваемых компаниям, страхующим от повреждения имущества и несчастных случаев. Массовое внедрение систем безопасности в автомобиле может снизить этот показатель до 13% к 2022 году, считает Лайт.

Правда, другие эксперты не склонны сгущать краски и говорят о том, что, скорее всего, поменяется конечный приобретатель страховки. В будущем аварии будут происходить уже не по вине водителя, а в результате сбоя электроники. Соответственно полис станут приобретать производители ТС и дилеры, а не водители.

Независимо от того, сбудутся или нет пессимистические прогнозы, эксперты сходятся в одном: для того, чтобы остаться на плаву бизнес должен быть гибким, а владельцы станций технического обслуживания – готовым к новым реалиям.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены