Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторынка. Часть 13. Изготовитель и потребитель – взаимные права и обязанности

Юридические вопросы  авторынка. Часть 13. Изготовитель  и потребитель –  взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В прошлой статье остановились на этих словах: «Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

Теперь продолжим.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным организациям.

Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он (вред) причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если на товар должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если изготовитель не установил на товар срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно – с даты изготовления товара.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

Изготовитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Бремя доказывания

Как и другие субъекты ответственности перед потребителем, изготовитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом.

При этом Законом установлено, что Изготовитель отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, изготовитель отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Иными словами, бремя доказывания отсутствия вины в нарушении прав потребителя лежит на изготовителе в пределах гарантийного срока.

Возможные требования к изготовителю и порядок их предъявления

Потребитель вправе предъявить изготовителю требования:

– о замене на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

– незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

На это указание Закона следует обращать самое пристальное внимание, поскольку в такой формулировке содержится довольно существенный механизм защиты прав изготовителя и заключается он в следующем. Зачастую потребители, предъявляя по отношению к Изготовителю требование о взыскании денежных средств в размере стоимости автомобиля (и иных, вытекающих из основного требования сумм), продолжают эксплуатировать автомобиль, который считают товаром ненадлежащего качества (например, в автомобиле дважды проявлялся недостаток лакокрасочного покрытия, однако это не мешает использовать товар по назначению).

Указанный в Законе правовой механизм предъявления требований по отношению к изготовителю довольно редко и крайне не охотно применяется судами на практике. В ряде регионов РФ он принципиально отвергается судами даже после разъяснения этой позиции и ссылок на практику правоприменения судами указанной нормы. Тем не менее он (Закон) позволяет изготовителю настаивать на том, что требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств может быть предъявлено именно к изготовителю, но только после возврата автомобиля или одновременно с возвратом.

В отношении случая предъявления требования к продавцу Закон предусматривает, что в случае отказа от исполнения договора купли-продажи и предъявления требования о возврате уплаченной за товар суммы, «по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками». То есть в отношении предъявления требования к продавцу автомобиля Законом обязанность потребителя вернуть автомобиль обусловлена наличием такого требования со стороны продавца, и только после предъявления такого требования.

В отношении же изготовителя Законом установлен иной порядок: потребитель обязан сначала (или одновременно) возвратить товар изготовителю (который не должен требовать такого возврата, так как потребителя это обязывает сделать Закон, на который он ссылается), а затем (или одновременно) предъявить требование о взыскании денежных средств.

Автомобиль на момент рассмотрения дела в суде потребителем, как правило, изготовителю не передается – а это безусловная обязанность потребителя. Таким образом, потребитель в такой ситуации не исполняет ту обязательную, предусмотренную Законом, на который он ссылается, процедуру возврата автомобиля для возможности предъявления требования о выплате стоимости автомобиля в отношении изготовителя. А это означает, что он не вправе рассчитывать и на выплату ему денежных средств без соблюдения указанного в Законе порядка.

Однако, если потребитель передает товар изготовителю, то последний обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой вправе участвовать и потребитель.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара изготовитель обязан провести экспертизу товара за свой счет. Она (экспертиза) проводится в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами может оспорить заключение в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец или изготовитель, потребитель обязан возместить изготовителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Для реализации механизма взыскания расходов за такую экспертизу рекомендую предварительно получить от потребителя в письменной форме согласие на ее проведение и уведомление о последующем распределении расходов на нее.

Доставка неисправного автомобиля изготовителю

Довольно часто потребители пользуются нормой Закона, в соответствии с которой доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг (таким критериям соответствуют все автомобили) для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет изготовителя. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии изготовителя в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом изготовитель обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Потребители используют указанную норму Закона, в частности, для обоснования начала течения срока на ремонт, указывая, что направили изготовителю письмо с требованием о ремонте и с этого момента следует исчислять срок ремонта, хотя автомобиль для ремонта не предоставили. В такой ситуа­ции следует занимать позицию, в соответствии с которой только требования о ремонте на листе бумаги недостаточно для начала исчисления срока ремонта, поскольку без предоставления автомобиля изготовителю потребитель не вправе рассчитывать на начало исчисления срока ремонта – отремонтировать автомобиль без его получения физически невозможно.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель должен доставить товар для ремонта, только если он находится в месте нахождения потребителя. Поскольку, как правило, изготовители находятся лишь в некоторых городах России, а потребители предъявляют требования в судах по месту своего жительства по всей стране, то для такой ситуации п. 7 ст. 18 Закона предусматривает лишь возмещение изготовителем расходов потребителя на доставку товара.

Более того, даже если изготовитель и потребитель находятся в одном месте и изготовитель не доставляет товар потребителя для ремонта самостоятельно, то правовым последствием для изготовителя указанная норма предусматривает ТОЛЬКО возмещение потребителю его расходов на доставку товара за собственный счет, но не возврат денежных средств за товар или какие-либо иные последствия. Правоприменительная практика (хотя и не в большом количестве) по этому вопросу является подтверждением того, что выработанная мною позиция имеет право на существование.

Сроки предъявления требований к изготовителю

Потребитель вправе предъявить предусмотренные Законом требования к изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю требования о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Также вместо предъявления этих требований у потребителя появляется альтернативное право возвратить автомобиль изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Продолжение следует

  • Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены