Ахиллесова пята
Продажи оборудования и программного обеспечения для современной автодиагностики увеличиваются. Как оказалось, OBD-разъем, созданный для упрощения процедуры поиска неполадки, имеет огромный потенциал для применения целого набора технологий. Однако это одновременно и преимущество, и головная боль.
Глобальный рынок оборудования для автодиагностики в среднем ежегодно будет расти на 5,6% в ближайшие пять лет. Больше всего оборудования будет продаваться в Европе. За ней следует Северная Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как отмечают исследователи, росту способствует увеличение количества независимых авторемонтных мастерских, все более усложняющаяся конструкция современных транспортных средств и ужесточающиеся экологические нормы. В результате, согласно подсчетам, объем рынка к 2020 году составит 5,2 млрд долл. В текущем году этот показатель составит 3,83 млрд долл.
Увеличению продаж в Европе будет способствовать наличие в регионе большого количества развитых государств, где присутствует спрос на современные точные и быстрые диагностические инструменты. Ведущие игроки из Германии, Великобритании и Франции предлагают здесь полностью автоматизированное оборудование.
Стоит отметить, что, как и в случае с компьютерами, производители станут получать большую часть прибыли не за счет оборудования, а за счет программного обеспечения. Так, рынок ПО будет расти быстрее рынка самих инструментов – в среднем на 7,5% ежегодно.
На ситуацию влияет появление все новых моделей транспортных средств, а также необходимость периодического обновления программного обеспечения. В отличие от рынка оборудования, лидером по росту продаж станет Азиатско-Тихоокеанский регион. Далее последуют Северная Америка и Европа. Лидерство обеспечивается за счет большего автопарка в азиатских странах и количества ремонтных мастерских.
Продажи ПО будут увеличиваться быстрее объемов реализации оборудования и в Европе. Схожие тенденции также будут наблюдаться в других частях мира.
Чудо-разъем
Специалисты предрекают повышенный интерес к продукции для удаленной диагностики с использованием устройств, подключаемых через разъем OBD. Они собирают данные о возможных сбоях в работе различных систем и отсылают информацию для обработки на удаленный дата-центр. Затем обработанные данные поступают в читабельном виде водителю или механику.
Хотя рынок телепатических систем на основе OBD-устройств только формируется, интерес к нему проявляют не только ремонтники. Так, технология привлекла много страховых компаний.
Использование OBD-устройств позволяет экономить покупателям страховки, а страховщикам получать больше данных о том, как клиент водит автомобиль на самом деле. Несмотря на потенциальные выгоды, технология еще не получила массового распространения. Год назад количество проданных полисов, предусматривающих установку OBD-устройств, едва составило 5,5 млн единиц по всему миру. Ожидается, что через пять лет глобально уже будет продаваться до 100 млн соответствующих продуктов.
Плати, как ездишь
Кстати, в пользу того, что технология набирает популярность, говорит и практика российских СК. Одна из них в прошлом году запустила новый продукт – услугу по телематическому страхованию. Водители, соблюдающие требования аккуратного вождения, смогут получить скидку на полис каско в размере 35%. Параметры управления автомобилем отслеживаются специальным устройством, устанавливаемым в транспортное средство на полгода бесплатно. Поставщиком технологических решений является компания Meta System S.p.A. (Италия).
Компания использует для продукта категории pay-as-you-drive («плати, как ездишь») технологию мониторинга стиля вождения при помощи спутниковой, а не сотовой связи. Преимущество технологии состоит в беспрерывности передачи данных, которая не зависит от качества сотовой связи на маршруте.
Телематическое устройство устанавливается в автомобиль в офисе СК в течение пяти минут. Период обязательного использования устройства составляет шесть месяцев. В течение этого времени оборудование накапливает информацию о манере вождения клиента: резкость старта и торможения, плавность перестроений и вхождения в повороты, среднее пройденное расстояние и максимальная скорость движения.
Информация о стиле вождения отображается в режиме реального времени в специальном мобильном приложении на смартфоне водителя. Информация выводится как за весь период использования телематического устройства, так и за последние 20 поездок – это дает водителю возможность исправиться в случае ухудшения манеры вождения. Общий стиль поведения на дороге отображается через условный цвет светофора: «зеленый» характеризует движение как безопасное, дающее возможность получить скидку, «желтый» – водитель совершает рискованные маневры, «красный» – стиль вождения неудовлетворителен. Таким образом, водитель может самостоятельно следить за показателями и корректировать свою манеру езды.
Конкурентное преимущество
Возможность отслеживать манеру езды водителей привлекает и транспортные компании. Подключенные к диагностическому разъему устройства в режиме реального времени предоставляют всю необходимую как водителям, так и руководству информацию. Это позволяет сделать вождение безопаснее, а бизнес – прибыльнее.
Технология позволяет повысить эффективность перевозок, качество обслуживания клиентов, а также снизить расходы на топливо. Другими словами, OBD-технологии стали рассматриваться как конкурентное преимущество.
Не отставать от западных коллег стараются и в России. НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» и Rusbase объявили старт конкурса на лучшие проекты сервисов на основе инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Возможности системы экстренного реагирования при авариях гораздо шире, чем экстренный вызов при аварии. Использование созданной инфраструктуры открывает новый этап для развития информационных, навигационных и коммуникационных технологий на российском автомобильном транспорте. Это могут быть услуги безопасности и технической поддержки, страховые и платежные сервисы, информационные и коммуникационные услуги.
Существующие и будущие сервис-провайдеры таких услуг, а также операторы других навигационно-информационных систем имеют возможность использовать преимущества системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для повышения конкурентоспособности своего бизнеса, снижения инвестиционных и операционных затрат, ускорения рыночных процессов, отмечают организаторы.
Устроители конкурса приглашают к участию как владельцев работающих предприятий, так и тех, у кого есть идеи по созданию сервисов на основе инфраструктуры системы экстренного реагирования при авариях на дорогах.
Среди технологий, которые интересны «ЭРА-ГЛОНАСС», выделяют следующие.
• Геолокационные сервисы.
• Infotainment.
• Телематика.
• Indoor позиционирование.
• Технологии для страхования.
• Безопасность.
• Логистика.
• Удаленная диагностика.
• V2V (Vehicle-to-vehicle).
• V2P (Vehicle-to-people).
• V2H (Vehicle-to-home).
• V2I (Vehicle-to-Internet).
• V2I (Vehicle-to-Infrastructure).
• V2M (Vehicle-to-machine).
Научились у Microsoft
Поскольку именно программное обеспечение, а не «железо», сулит наибольшую выгоду, защищают его производители ревностно. Как в свое время и Microsoft, владельцы лицензионного ПО пытаются всеми силами отследить незаконное использование их собственности.
Ситуацию наглядно демонстрирует недавнее расследование в США. Там владелец компании – дистрибьютора запчастей признался в распространении нелицензионного программного обеспечения для диагностики моделей Mercedes. Всего компания реализовала около 800 копий, их стоимость оценивается в 17 млн долл. ПО работает с оборудованием, предназначенным для калибровки камер при замене лобового стекла транспортного средства.
Виновными были признаны как сама компания – The Brinson Co. (TBC), так и ее владелец, 65-летний Райнер Уиттич. Ему инкриминируется сговор с целью кражи интеллектуальной собственности, а также нарушение Закона об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA).
Уиттич пошел на сделку со следствием и согласился составить для Mercedes-Benz список клиентов, воспользовавшихся нелицензионной программой. Как показало расследование, обвиняемый занялся вопросами разработки, производства и продажи поддельного ПО еще в 2001 году. Объектом копирования стала система диагностики Star Diagnostic System (SDS). Она включала портативный компьютер и защищенное авторским правом программное обеспечение.
В схеме была задействована еще одна компания из Северной Каролины. Нарушители получили незаконный доступ к ПО Mercedes-Benz с помощью специальных программ для взлома. Таким образом ПО получилось установить на обычный ноутбук, после чего были сделаны сотни копий продукта.
Ключ для нелицензионного софта разработало частное лицо из Великобритании. Получив ключ и модифицированные инструменты диагностики, клиент мог использовать нелицензионные устройства и программное обеспечение в работе.
Mercedes-Benz в конечном счете нашла изготовителя ключей в Соединенном Королевстве и известила его о неправомерности таких действий. После чего Уиттич и другие заинтересованные лица обсудили вопрос о том, как бы спрятать изготовителя из поля зрения правообладателей с тем, чтобы он продолжил поддержку пиратской версии SDS.
Стоимость лицензионной версии SDS доходила до 22 тыс. долл. В то время как владелец The Brinson Co. продавал диагностическую систему за 5–11 тыс. долл. Максимальное наказание по данным статьям предусматривает заключение на срок до 20 лет. Кроме того, с обвиняемого могут потребовать штраф в 250 тыс. долл, а с компании TBC – 500 тыс. долл. Примечательно, что расследование вело подразделение ФБР.
Лицензия – не гарантия
Казалось бы, такая ревностная забота об охране интеллектуальной собственности должна оградить владельца транспортного средства от действий злоумышленников. Однако на деле все обстоит совсем по-другому. Похоже, что, как и в случае с разработкой информационно-развлекательных систем, у автопроизводителей не хватает опыта для отладки новых технологий.
Например, группа ученых из университетов штата Калифорния утверждает, что злоумышленники могут получить беспроводной доступ к тысячам автомобилей. Проникнуть в системы машины позволяет небольшое OBD-устройство, устанавливаемое страховщиками и транспортными компаниями для мониторинга манеры вождения.
Ученым удалось отправить специальное SMS на устройство, установленное на Corvette. После чего они смогли передавать команды на CAN-шину – внутреннюю сеть, контролирующую компоненты, которые отвечают непосредственно за вождение. У специалистов получилось удаленно включить дворники на подопытном Corvette, а также деактивировать и затем активировать тормозную систему.
Примечательно, что угрозу несанкционированного доступа к системам авто через диагностический разъем производители воспринимают серьезно. К примеру, Fiat Chrysler Automobiles (FCA) провела уже две отзывные компании из-за потенциальной уязвимости перед хакерами.
Последняя кампания включала отзыв 7810 кроссоверов Jeep Renegade с 6,5-дюймовым тачскрином в Соединенных Штатах. Половина из них находилась у дилеров и не обрела владельцев.
До этого FCA успела провести более масштабную акцию – под отзывную кампанию попали 1,4 млн транспортных средств. Тогда выяснилось, что потенциальные злоумышленники могли получить удаленный доступ к системам машин Dodge Viper, Ram Pickup, Chrysler 200, Chrysler 300, Dodge Durango, Dodge Charger, Dodge Challenger и Jeep Cherokee.
Ничего удивительного
Опрошенные изданием eWEEK эксперты не были удивлены массовым изъятием автомобилей с рынка. По их словам, часто получается так, что при обнаружении какой-нибудь проблемы с безопасностью фирма-производитель отзывает продукт для устранения именно этой причины. Потом им приходит в голову мысль, что подобная ошибка может содержаться и в других фрагментах используемого программного кода. Соответственно приходится осуществлять повторную кампанию.
Специалисты ждут роста подобных отзывов со стороны других автопроизводителей. Это обусловлено тем фактом, что зачастую продавцы проталкивают на рынок не до конца обкатанные технологии.
Стремление обогнать конкурентов и начать продажи незрелых технологий – как когда-то подушек безопасности и катализаторов – приводит к просчетам и ошибкам, замечают которые потребители, а не подразделения автогигантов, отвечающие за безопасность продукции. Поскольку современные транспортные средства все больше походят на компьютеры с колесами, отзывные кампании, связанные с вопросами информационной безопасности, неизбежно станут привычным делом.
С одной стороны, новые технологии сопряжены с кучей новых проблем, с другой – они вовлекают в индустрию все больше новых игроков. Очевидно, что к поставщикам оборудования и программного обеспечения в скором будущем присоединятся фирмы, специализирующиеся на компьютерной безопасности. А ремонтникам придется держать в голове не только привычные характеристики автомобиля, но и версии ПО для соответствующего транспортного средства.