Форум автобизнеса ForAuto-2020: итоги и прогнозы российского авторынка
20 февраля 2020 года в Москве прошел ежегодный форум автомобильного бизнеса ForAuto–2020, организатором которого выступило аналитическое агентство «АВТОСТАТ».
Эксперты и аналитики обсудили негативные тренды на автомобильном рынке, которые сформировались под влиянием экономических факторов – уменьшение численности трудоспособного населения, снижение мировых цен на нефть, повышение ставки утилизационного сбора и, как следствие, - рост цен на новые автомобили. Кроме того, средний возраст легковых автомобилей продолжает расти и уже достиг 13,7 года. Альтернативой покупке автомобиля становятся каршеринг, авто по подписке, развитие общественного транспорта. Неожиданным, но важным фактором риска в этом году стал китайский коронавирус – из-за него уже рвутся цепочки поставок запчастей и комплектующих…
Многие аналитики прогнозируют дальнейший спад продаж как на рынке новых и подержанных автомобилей, а также в сегменте коммерческого транспорта. По прогнозам агентства «АВТОСТАТ», он в среднем по рынку новых легковых машин составит -6%. При позитивном сценарии продажи останутся примерно на уровне 2019 года, при негативном – падение может достигнуть 10%.
Каковы же итоги и прогнозы?
Президент Ассоциации «РОАД» (Российские автомобильные дилеры), Олег Мосеев считает, что в наступившем году стоит ожидать снижения рынка новых автомобилей до 8%, при этом рынок автомобилей с пробегом останется на уровне 2019 года. Достигнут некий «потолок», и пока население не станет богатеть, а автомобили не перестанут дорожать, цифры по рынку расти не будут.
Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отметил, что соотношение продаж новых и подержанных автомобилей меняется и сейчас составляет 1: 3,3. Однако этот показатель сильно зависит от региона. Например, в Москве на 19 купленных новых автомобилей приходится 21 с пробегом, а на Дальнем Востоке, где продается мало новых, но огромное число подержанных, этот показатель составляет 3 : 46.
Эксперт также отметил сокращение дилерской сети в 2019 году – минус 80 дилерских контрактов. При этом продажи автомобилей на 1 ДЦ остались примерно те же, что и в 2018 году – 484 единиц.
Теперь САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ вопрос форума – как в этих условиях будут вести себя конечные потребители?
Андрей Заволока, Google, представил результаты онлайн-опроса покупателей новых автомобилей, который проводится с 2012 года. Так вот, в 2019 году снизилась лояльность клиентов к определенному бренду. При этом на этапе выбора молодые люди (от 18 до 30 лет) рассматривали 7 марок авто, а вот старшее поколение (старше 54 лет) ограничилось лишь 4. В среднем процесс выбора авто занимает 88 дней или 2,8 месяца, и эта цифра практически не меняется.
Тему выбора автомобиля онлайн продолжил Максим Харитонов, MaхPoster. Он подчеркнул, что сегодня ресурсов, помогающих выбрать автомобиль с пробегом, стало меньше, однако их аудитория возросла многократно. Доля этих площадок в продажах подержанных авто превышает 90%. Уже сейчас с каждого проданного автомобиля с пробегом автосалон отдает 10% маржи классифайдам, а в дальнейшем эта цифра может вырасти.