Без огонька и задора
Правительства нескольких государств заявили о планах по отказу от двигателя внутреннего сгорания к 2050 году. Это единственная возможность не опасаться скандалов типа «дизельгейта». Между тем реализации амбициозных планов мешает дешевый уголь.
В конце 2015 года прошла 21-я Конференция стран – участниц Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата. На мероприятии был представлен окончательный вариант проекта соглашения, которое призвано проложить путь к низкоуглеродному и экологически устойчивому будущему.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал документ историческим и призвал все государства поддержать предложенный председателем конференции текст. Последние две недели работы над проектом соглашения были крайне напряженными. Переговоры шли практически днем и ночью.
Итогом мероприятия может стать переформатирование автомобилестроения в целом. 13 декабря в Париже представители 195 стран договорились принять меры с тем, чтобы удержать повышение глобальной температуры на уровне 1,5 °С. В новом соглашении содержатся все ключевые элементы, которые позволят построить будущее, в котором люди смогут приспособиться к последствиям глобального потепления и сведут к минимуму выбросы парниковых газов.
«Игроки на рынках получили четкий сигнал о том, что необходимо наращивать инвестиции в проекты, которые продвигают низкоуглеродное и климатически устойчивое развитие», – сказал Генеральный секретарь ООН. Он добавил, что такой путь развития крайне важен, в первую очередь для стран Африки, малых островных государств и наименее развитых стран.
Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что все страны пообещали добиться сокращения эмиссий парниковых газов. В Парижском соглашении богатые государства заявили о готовности поддерживать развивающиеся страны в их усилиях по смягчению последствий потепления и адаптации к новым условиям.
Развитые страны согласились возглавить деятельность по мобилизации финансовой и технической поддержки бедных, а развивающиеся страны взяли на себя большую ответственность за борьбу с изменением климата в соответствии с их возможностями.
Очистить от выхлопов
Что же скрывается за этими формулировками? Помимо прочего на кону ни много ни мало будущее двигателей внутреннего сгорания. Группа из представителей 13 региональных и федеральных властей присоединились к новой инициативе, согласно которой все новые легковые автомобили, фургоны и автобусы к 2050 году станут полностью экологически чистыми. Выброс парниковых газов таких транспортных средств должен быть равен нулю. Это означает, что дни привычного ДВС сочтены.
Инициатива выдвинута недавно сформированным Альянсом по транспорту с нулевыми выбросами парниковых газов (Zero Emission Vehicle или ZEV). В него вошли представители властей Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии, штатов Калифорния, Коннектикут, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Йорк, Орегон, Род-Айленд, Вермонт, а также канадской провинции Квебек.
Альянс намеревается продвигать среди различных правительств программы перехода на экологически чистый автотранспорт. Итогом деятельности должен стать повсеместный отказ от автомобилей, загрязняющих окружающую среду.
Во главе «зеленых»
Министр транспорта Великобритании Эндрю Джонс отметил, что его страна давно предпринимает шаги, направленные на борьбу с выбросами парниковых газов. Новый Альянс должен упрочить позиции Соединенного Королевства в качестве одного из мировых лидеров в области использования «зеленых» транспортных средств, в частности электромобилей и машин на топливных элементах.
«В Великобритании уже сформирован крупнейший в ЕС рынок транспортных средств с ультранизкими выбросами, – заявил Джонс. – Страна занимает четвертое место в мире по этому показателю. Озвученная ”на полях“ ООН инициатива еще раз подчеркивает наше стремление добиться того, чтобы к 2050 году практически каждая машина на дорогах государства была экологически чистой».
По словам министра, электрокары помимо прочего дешевле в обслуживании по сравнению с машинами с традиционным ДВС. Правительство делает новый вид транспорта более доступным, заявил Джонс. На эти цели в ближайшие пять лет будет выделено 600 млн фунтов, что поспособствует производству экологически чистого транспорта внутри страны и популяризации его среди населения.
«Возглавив работу мирового сообщества в этом направлении, мы внесем свой вклад в дело сокращения выбросов парниковых газов по всему миру на один млрд тонн к середине века», – пообещал высокопоставленный чиновник.
Больше гарантий
Его заявление приветствовала представитель лондонского Университета инженеров-механиков Филиппа Олдхэм. Однако она призвала усилить меры по поддержке технологий, способствующих широкому распространению экологически чистых транспортных средств. В противном случае, по ее мнению, добиться долгосрочных целей будет трудно.
«Правительство задалось амбициозной целью, – сказала Олдхэм. – Между тем устанавливать долгосрочные задачи легко, учитывая, что те, кто их ставит, не будут у власти в 2050 году». Как отметила представитель университета, очень важно, чтобы инициатива была подкреплена четким планом действий по внедрению заявленного на практике. «Нужно не только увеличивать финансирование разработок в области ”зеленого“ транспорта для его удешевления и улучшения рабочих характеристик, необходимо также уделять внимание инфраструктуре, важной для таких транспортных средств».
Намек поняли
Конечно, может показаться, что соглашения, достигнутые в рамках конференции ООН, – дело далекого будущего. Однако, судя по заявлениям автопроизводителей, они восприняли потенциальную электрификацию автомобилей со всей серьезностью.
К примеру, Ford Motor заявила о готовности инвестировать 4,5 млрд долл. на развитие электромобилей. Решение продиктовано давлением со стороны регулирующих властей. Примечательно, что средства выделяются в условиях скромного спроса на электрокары. Покупатели пока массово доверяют машинам с традиционным ДВС, особенно учитывая тот факт, что цены на нефть находятся на минимальном уровне за последние несколько лет.
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, Ford собирается дополнить линейку автомобилей 13 моделями полностью электрических машин и гибридов к 2020 году. Таким образом на их долю будет приходиться уже 40% модельного ряда с текущих 13%. В частности, одной из новинок станет электрофицированный Ford Focus с опцией быстрой зарядки, пообещал глава компании Марк Филдс.
«Все больше и больше компаний будут вкладывать в электрофицированные транспортные средства, – указала старший аналитик отраслевой компании AutoTrader.com Мишель Кребс. – Причина – очень жесткие стандарты по нормам выбросов, вступающие в силу в 2025 году. Электромобили требуют значительных капиталовложений, однако это единственный способ для отрасли двигаться вперед».
Инвестиционная программа Ford реализуется на фоне низких цен на топливо на рынке США, что делает электромобили менее привлекательными, отмечает агентство Bloomberg. За 11 месяцев 2015 года поставки гибридных версий C-Max, Fusion и Lincoln MKZ сократились на четверть до 59 301 единицы. Аналогичная тенденция прослеживается и у конкурентов: продажи японской Prius снизились на 12%, Volt от General Motors – на 23%, Leaf от Nissan – на 41%.
Обучить потребителя
Конечно, текущие цены на топливо не способствуют продажам автомобилей на электротяге, признают в Ford, замечая, что компании предстоит еще многое сделать в области информирования и обучения потребителей. Необходимо еще разъяснить преимущества и разницу между полностью электрическими транспортными средствами, гибридами и гибридами с возможностью зарядки от розетки. На последние и будет сделана основная ставка, пообещал Филдс.
Эксперты также сходятся во мнении, что наибольшей популярностью станут пользоваться гибридные автомобили с возможностью зарядки от источника питания. По подсчетам аналитиков компании Susquehanna Financial Group, в ближайшие пять лет Ford потратит на исследования и разработки до 70 млрд долл.
Уже в конце следующего года на рынках Европы и Северной Америки появится новый Focus Electric, обладающий следующими отличительными преимуществами:
– функция SmartGauge и приборная панель EcoGuide LCD, которая объединяет несколько индивидуально настраиваемых дисплеев, что позволяет водителю, в частности, отслеживать расход энергии в режиме реального времени – для достижения максимальной эффективности транспортного средства;
– смарт-функция Brake Coach, предназначение которой состоит в обучении водителя плавному торможению с целью максимального возвращения энергии через рекуперативную тормозную систему: чем больше энергии собирается при торможении, тем больше пополняется заряд аккумуляторной батареи;
– автомобиль дарит приятные впечатления от вождения, обладает хорошей управляемостью, маневренностью, дает ощущение более тесного контакта с дорогой.
Приоритетное внимание Ford к разработкам в сегменте электротранспорта соответствует нарастающим глобальным тенденциям перехода на использование более эффективных и экологичных транспортных средств, указали в компании.
Также Ford приступает к расширению соответствующих научно-исследовательских программ в странах Европы и Азии в этом году. Задача этой международной команды состоит в том, чтобы ускорить создание новых технологий и воспользоваться конкретными возможностями, открывающимися на рынках.
Нетрадиционный маркетинг
В дополнение к традиционным подходам к изучению рынка Ford вкладывает средства в рыночные исследования на социологической основе. Речь идёт о наблюдениях за взаимодействием водителя и автомобиля, а также о получении новых данных в области различных аспектов – когнитивных, социальных, культурных, технологических, экономических, – которые влияют на дизайн продукции.
«Этот новый подход, объединяющий усилия маркетологов, исследователей, инженеров и дизайнеров с целью улучшения впечатлений от вождения, является более предпочтительным по сравнению с разработкой отдельных технологий и опций, которые необходимо интегрировать в готовый продукт, – прокомментировал представитель компании Радж Наир. – Мы используем последние выводы антропологов, социологов, экономистов, журналистов и дизайнеров для внесения изменений в наш процесс разработки продукции, создания новинок и улучшения жизни миллионов людей».
В следующем году Ford увеличит количество проектов, в которых используются материалы этнографических исследований, в 2 раза по сравнению с нынешним годом. Группа социологов в течение нескольких месяцев уже работает над такими темами, как перспективы «люксового» автомобильного сегмента и формирование отношений людей с автомобилями, а также изучает роль грузового автотранспорта в центральных штатах США.
Старый добрый уголь
Как видно, автопроизводители строят грандиозные планы на будущее, однако воплощению идеи в жизнь может помешать не только малоразвитая инфраструктура. Для получения электроэнергии используется в том числе уголь.
В регионах, где большая часть электроэнергии производится с использованием «зеленых» технологий, таких как, к примеру, ветряки, проблема не стоит остро. Однако в Китае, Индии и даже в Нидерландах значительную долю электроэнергии получают на станциях, работающих на угле.
Несмотря на все усилия политиков, перечисленные государства вряд ли смогут сократить выбросы парниковых газов к 2020 году, как предусматривалось ранее. Некоторые эксперты говорят даже о том, что распространение электротранспорта может даже ухудшить ситуацию с вредными выбросами в атомосферу.
Более чистый транспорт, конечно, вносит свою лепту в дело защиты природы. Правда, если вместо выхлопных труб автомобилей воздух будут отравлять трубы электростанций, делу это не поможет. К слову, угольные электростанции производят, по некоторым данным, до 40% всего электричества в мире.
Как отметили в компании-операторе энергетической сети Роттердама, рост парка «зеленых» автомобилей в городе ведет к новым проблемам. К 2023 году спрос на потребляемые домохозяйствами мощности вырастет на 50%.
Наконец, цены на уголь настолько низкие, что сжигать его по старинке на электростанциях во много раз дешевле, чем вкладываться в установку ветряков и прочих чистых источников. Возможно, правительства разных стран в конечном счете договорятся о новых мерах по стимулированию производства чистой электроэнергии. Например, искусственно завысят цены на уголь. Автопроизводители на этом фоне готовы тратить миллионы долларов на новые разработки, главное – не оказаться в ситуации, в которую попал Volkswagen.