Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Чистые среды в автомобиле Часть 3. Салонные фильтры

Чистые среды  в автомобиле Часть 3. Салонные фильтры

Продолжаем беседы об ассортименте MS Motorservice International. Начало в «АБС-авто» № 8/2015, с. 18–20, № 9/2015 с. 10–11 и № 10/2015, с. 14–15. Автомобильные фильтры – № 12/2015, с. 12–14 и № 1/2016, с. 20–21.

Воздух – водителю и пассажирам

В прошлый раз мы беседовали о воздушных фильтрах KOLBENSCHMIDT для двигателя. Но правильно подготовленный воздух нужен не только мотору. За разговорами о «железе» частенько забывают о человеке, для которого, собственно, и существует автомобиль. Поэтому давайте на время оставим моторную триаду «чистое масло, чистый воздух, чистое топливо» и поговорим о воздушных фильтрах для салона или просто салонных фильтрах.

Вспомните! Хотя бы раз в жизни вы стояли в летней пробке или ползли по загазованному тоннелю. В носу щипало, закрытые окна не спасали, поскольку вентилятор гнал в салон пыль, копоть несгоревшего топлива, угарный газ, оксиды азота… И не помог режим циркуляции, поскольку салон уже основательно «хватанул» загрязненного воздуха.

Известны и последствия вдыхания «коктейля» большого города – головные боли, нервные расстройства, ухудшение зрительного восприятия, снижение реакции. А это уже прямая опасность ДТП. А в недалеком будущем водителя подстерегают хронические заболевания дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы.

Но это еще не все. Положение усугубляют микрофлора и болезнетворные бактерии, поселившиеся во влажных и теплых недрах системы отопления и кондиционирования. Потянуло из дефлекторов гнильцой – так и есть, это они, родимые. Не забудем и о цветочной пыльце, ведь аллергиков среди водителей и пассажиров достаточно. Для них не нужно экстремальной ситуации, чтобы почувствовать себя плохо – достаточно той самой пыльцы.

К счастью, на выручку приходит салонный фильтр, пропускающий через себя загрязненный воздух. И помогает он не только людям.

А еще – кондиционеру

Салонный фильтр входит в комплектацию системы вентиляции, отопления и кондиционирования HVAC (Heating, Ventilation, & Air Conditioning). Кроме заботы о здоровье водителя и пассажиров, он призван защищать и саму систему.

Посмотрим на схему внизу страницы. Устремляясь в салон, неочищенный воздух проходит через испаритель кондиционера. Если там не будет фильтра, через пару лет эксплуа­тации соты теплообменника буквально зарастут конгломератом сажи, пыли, тополиного пуха и солей антигололедных реагентов.

В системе появятся «оазисы» для размножения всевозможных бактерий, поток поступающего воздуха ослабнет, а эффективность охлаждения салона резко упадет. При этом возрастает нагрузка на компрессор кондиционера, вентилятор и бортовую электросеть. Итог будет невеселым – придется расплачиваться увеличением расхода топлива и снижением ресурса кондиционера. Но это не самое страшное, ведь водитель будет двигаться практически вслепую из-за запотевания стекол, вызванного вялой циркуляцией воздуха в салоне.

И тогда придется очищать, а то и менять испаритель. Процедура это трудоемкая и недешевая: разборка, демонтаж и установка теплообменника, возня с опрессовкой и закачкой хладагента. Затраты на такую работу не идут ни в какое сравнение с расходами на «профилактику» – установку и своевременную замену салонного фильтра.

Какими они бывают

Салонный фильтр появился на свет примерно в конце 1980-х. В Европе он относится к стандартной комплектации, а вот Азия и обе Америки здесь пока отстают. Различают два типа салонных фильтров: стандартные пылевые и комбинированные, о замечательных свойствах которых мы поговорим ниже.

Разумеется, салонные фильтры KOLBENSCHMIDT находятся в тренде мировой технологической и маркетинговой политики – в ассортименте мы встретим как стандартные фильтры AC (Air cabin), так и комбинированные, обозначаемые ACC (Air cabin with activated carbon).

Внешне салонный фильтр похож на своего коллегу – воздушный фильтр для двигателя. Посмотрим на иллюстрации справа. MS Motorservice International предлагает сервисам изделия различной формы и исполнения в зависимости от модели автомобиля: в ассортименте есть панельные прямоугольные и трапециевидные, а также круглые фильтры; с пластиковым каркасом, с уплотнением из пеноматериала или же вообще бескаркасные.

Спору нет, воздушный фильтр для мотора выглядит «мощнее» – у него упругий полиуретановый каркас и солидная штора. И размеры внушительнее. Моторному фильтру приходится выдерживать гораздо большее давление воздуха, чем хлипкому на вид «салоннику». Но это не означает, что салонный фильтр является менее ответственным изделием. И чистит воздух он по-особому. Судите сами.

Стандартные фильтры банально пропускают воздух через фильтрующую штору, удерживая грубые частицы – пыль, сажу, пыльцу. Несмотря на значительную долю рынка, эти фильтры медленно, но верно уходят в прошлое, уступая комбинированным.

С комбинированными фильтрами все гораздо интереснее. Они потому так и называются, что имеют сложную штору из нескольких фильтрующих слоев или ступеней. В современных фильтрах ACC их три, не считая несущей подложки (см. рисунок справа внизу).

Первый слой работает как стандартный пылевой, тормозя грубые загрязнения. Второй слой, совмещенный с первым, содержит микроволокно с электростатическим зарядом и притягивает мельчайшие частицы. Но это еще не все. Комбинированные фильтры задерживают вредные газообразные примеси – в частности, оксиды азота, оксиды серы и даже избыток озона. Это стало возможным благодаря фильтрующему слою с адсорбентом – активированным углем. Активация проводится с помощью водяного пара, удаляющего смолистые пробки из пор при температуре 500–800°С. В итоге благодаря угольному слою уничтожаются неприятные запахи в салоне.

Можно сказать, что в комбинированных фильтрах задействованы три инструмента очистки: грубый механический, тонкий электростатический и прецизионный адсорбционный.

Интересно, что для салонных фильтров KOLBENSCHMIDT используется особый активированный уголь, полученный из скорлупы кокосовых орехов. Во-первых, он обладает очень высокой пористостью; во‑вторых, его слой прочен и стоек к механическому воздействию воздуха. А значит, срок службы такого угольного слоя больше.

Некоторые особенности

Как говорилось в декабрьской статье, KOLBENSCHMIDT использует в своих изделиях фильтровальные материалы ведущих мировых производителей Hollingsworth & Vose и Ahlstrom. Автор бывал на их заводах и убедился, что к материалам для штор салонных фильтров предъявляются особые требования. Среди них – высокая воздухопроницаемость, высокая начальная степень очистки и стабильная эффективность в течение всего срока службы.

При изготовлении фильтрующих штор широко применяется мельтблоун – особый материал, полученный путем аэродинамического распыления расплава полипропилена, поликарбоната и других термопластичных полимеров с волокнообразующими свойствами.

А какие интересные критерии! Некоторые звучат совершенно необычно,  например, «Соответствие требованиям туманообразования». Речь о способности противостоять высокой влажности воздуха при длительной стоянке автомобиля. Дело в том, что в таких условиях у материала ухудшаются электростатические характеристики, он банально «теряет заряд». И волокно перестает притягивать загрязнения.

К счастью, с этим неприятным явлением можно бороться, подбирая оптимальную толщину и геометрию волокон. При этом решается еще одна важнейшая задача, связанная с безопасной эксплуатацией. Это предотвращение запотевания стекол, возникающего при набухании шторы.

«Неспособность к самовозгоранию» – это понятно. Пожары под капотом или «торпедо» нам не нужны. А вот сугубо технологический параметр – складываемость и способность материала к гофрированию. Вроде банально, а без этого показателя изготовление шторы невозможно.

Очень интересен критерий «Требования к методам адсорбции». Это высокая наука без всякой иронии. Ведь сорбенты бывают разные – эффективные и не очень, дорогие и дешевые. Активированный уголь, и тот делится на несколько видов. На характеристики адсорбции даже стандарт есть – ISO 11155–2. Так что KOLBENSCHMIDT применяет уголь из скорлупы кокосовых орехов не просто так…

Как менять фильтр?

Замену салонного фильтра совмещают с очередным ТО автомобиля. В документации MS Motorservice International мы видим и общую рекомендацию – 15 000 км или один год пробега.

Салонные фильтры обычно устанавливают в доступном месте вблизи расширительного бачка радиатора или под панелью приборов. Несмотря на кажущуюся простоту замены, MS Motorservice International настаивает: эту операцию должен проводить только квалифицированный специалист.

Для облегчения установки и демонтажа к каждому салонному фильтру KOLBENSCHMIDT прилагается руководство, учитывающее специфику модели автомобиля. Процесс установки описан пошагово и подробно, что исключает поломки сопутствующих деталей – например, клипсов. Эту информацию можно найти или запросить на сайте.

Что касается прочих рекомендаций, они мало отличаются от инструкций для моторных «коллег». Салонные фильтры не разрешается чистить сжатым воздухом или выбивать. При таких манипуляциях микроскопические мелкие частицы грязи запрессовываются вглубь структуры фильтрующей шторы. Вследствие этого она теряет пропускную способность. Кроме того, фильтровальный материал может банально порваться, при этом слой активированного угля неизбежно разрушится.

В следующий раз мы вернемся к моторным фильтрам и поговорим об очистке топлива. До встречи весной, накануне сезонного обслуживания.

Иллюстрации MS Motorservice International

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены