Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Что такое демпферный диск на гибридах, или Ода об отличии демпферного диска от диска сцепления

Что такое демпферный диск на гибридах, или  Ода об отличии демпферного диска от диска сцепления

Сегодня в наш «Гибрид-сервис» на ремонт пожаловала вот такая белоснежная красавица – «Тойота Эстима гибрид» в 10-м кузове. Владелец привез ее к нам на эвакуаторе чуть ли не со слезами. Дело в том, что купил он ее всего чуть больше недели назад в славном городе Новосибирске. Но радовала она его совсем недолго.

Со слов владельца, прямо во время движения из-под капота раздался страшный металлический скрежет. При этом ДВС заглох. Попытка запуска ни к чему не привела – на панели горят всевозможные ошибки, и машина на поворот ключа на запуск ДВС не реагирует.

Наше первое предположение состояло в том, что это – типичная неисправность для данного автомобиля, обрыв цепи в коробке.

Кто не знает, поясню немного про конструкцию коробки этого уникального гибрида. В отличии от всех остальных тойотовских и лексусовских гибридов, на которые устанавливаются коробки с планетарным редуктором, на этом автомобиле японские конструкторы умудрились скрестить «ужа и ежа» – в вариаторную коробку воткнули тяговый мотор–генератор!

Самая распространенная неисправность на этих коробках – это обрыв цепи в вариаторе. Подключаем сканер и видим ошибку: Р3120 с 543 подкодом (фото 1). Сразу становится интересно, так как до этого мы с такой ошибкой коробки не встречались. Эта ошибка говорит о том, что при открытии вышло из строя сцеп­ление В1 в коробке.

Фото 1. Показания сканера
Фото 1. Показания сканера

Ремонтный мануал говорит о том, что мы должны проверить целостность обмотки клапана от блока управления гибридной системы (см. скрин мануала).

Мы выполняем данную процедуру и видим, что с клапаном все в порядке.

По ремонтному мануалу в этом случае требуется «заменить трансмиссию в сборе».

Рисунок клапана
Рисунок клапана

Но мы надеемся обойтись малой кровью – только заменой гидроблока. Рабочий гидроблок имеется в наличии. Начинаем «физическую» работу – снимаем коробку с автомобиля.

Коробка в данном случае снимается с автомобиля в сборе с ДВС и половинится уже на полу ремонтного бокса (фото 2). Откручиваем от ДВС коробку, отстыковываем ее от ДВС, и тут…

Фото 2. Демпферный диск на коробке крупно
Фото 2. Демпферный диск на коробке крупно

Тут нас поджидает неожиданность!

На снятой коробке мы видим демпферный диск, который должен быть прикручен к маховику (фото 3)!

Фото 3. Коробка и выпашие из нее две направляющие
Фото 3. Коробка и выпашие из нее две направляющие

Вот это фокус!

При этом из ДВС на пол высыпаются направляющие (или как их еще называют – шпонки) с маховика.

Становится понятна и причина поломки – срезало болты крепления демпферного диска к маховику ДВС. С такой неисправностью мы еще ни разу не сталкивались. Решаем осмот­реть срезанные болты крепления… Ищем их… И не находим!

И тут уже причина поломки становится совсем ясной и понятной – какие-то «шаловливые ручки» лазили в ДВС и при сборке не прикрутили к маховику демпферный диск (фото 4).

Фото 4. Маховик на ДВС с остатками срезанных направляющих
Фото 4. Маховик на ДВС с остатками срезанных направляющих

Начинаем «пытать» клиента. И он рассказывает, что продавец при продаже ему автомобиля особо упирал на то, что «совсем недавно» был сделан капитальный ремонт ДВС!

Вот оно в чем дело!

Неграмотные мастера перепутали демпферный диск с диском сцепления на простой бензиновой машине!

Внешне они действительно чем-то похожи, но служат для абсолютно разных целей.

Диск сцепления соединяет и разъединяет ДВС с трансмиссией, а демпферный диск поглощает ударные нагрузки на ДВС при включении в работу мотор-генератора. И никакой «корзины сцепления» на гибридах нет. Демпферный диск намертво прикручивается шестью болтами с анаэробным герметиком к маховику!

Как же машина ездила с неприкрученным демпферным диском?

Да очень просто. Для центровки демпферного диска на маховике есть шесть направляющих – шпонок. Мастера просто одели демпфер на направляющие и собрали ДВС с коробкой.

До определенного момента направляющие выполняли функцию болтов крепления демпферного диска к маховику, пока посадочные гнезда на диске не разбило в хлам и не срезало сами направляющие.

Снимаем демпферный диск со шлицов коробки (фото 5).

Фото 5. Снимаем со шлицов коробки демпферный диск
Фото 5. Снимаем со шлицов коробки демпферный диск

Коробке тоже «досталось» от неприкрученного демпфера – вот так он «натер» коробку (фото 6).

Фото 6. Истертая демпферным диском коробка
Фото 6. Истертая демпферным диском коробка

Но внутренности коробки при этом не пострадали.

Ремонт заключается в замене маховика и демпферного диска на контрактные, благо любые запчасти на гибридные автомобили у нас всегда есть в наличии. Собираем все на место.

Обращу еще раз внимание, что болты крепления маховика к коленвалу и болты крепления демпферного диска к маховику закручиваются с анаэробным герметиком, или, как его называют в народе, – фиксатором резьбы.

Ключ на старт – и машина благополучно заводится!

Никаких ошибок ни по одной системе нет!

Выполняем «обучение» коробки (гидроблока коробки) и выдаем машину довольному клиенту. Как и зачем выполняется обучение коробки на «Эстиме гибрид» в 10-м кузове – об этом есть отдельная статья.

Вот такой, можно сказать, уникальный ремонт был выполнен в нашем Гибрид-сервисе.

Удачи на дорогах!

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены