Что такое демпферный диск на гибридах, или Ода об отличии демпферного диска от диска сцепления
Сегодня в наш «Гибрид-сервис» на ремонт пожаловала вот такая белоснежная красавица – «Тойота Эстима гибрид» в 10-м кузове. Владелец привез ее к нам на эвакуаторе чуть ли не со слезами. Дело в том, что купил он ее всего чуть больше недели назад в славном городе Новосибирске. Но радовала она его совсем недолго.
Со слов владельца, прямо во время движения из-под капота раздался страшный металлический скрежет. При этом ДВС заглох. Попытка запуска ни к чему не привела – на панели горят всевозможные ошибки, и машина на поворот ключа на запуск ДВС не реагирует.
Наше первое предположение состояло в том, что это – типичная неисправность для данного автомобиля, обрыв цепи в коробке.
Кто не знает, поясню немного про конструкцию коробки этого уникального гибрида. В отличии от всех остальных тойотовских и лексусовских гибридов, на которые устанавливаются коробки с планетарным редуктором, на этом автомобиле японские конструкторы умудрились скрестить «ужа и ежа» – в вариаторную коробку воткнули тяговый мотор–генератор!
Самая распространенная неисправность на этих коробках – это обрыв цепи в вариаторе. Подключаем сканер и видим ошибку: Р3120 с 543 подкодом (фото 1). Сразу становится интересно, так как до этого мы с такой ошибкой коробки не встречались. Эта ошибка говорит о том, что при открытии вышло из строя сцепление В1 в коробке.
Ремонтный мануал говорит о том, что мы должны проверить целостность обмотки клапана от блока управления гибридной системы (см. скрин мануала).
Мы выполняем данную процедуру и видим, что с клапаном все в порядке.
По ремонтному мануалу в этом случае требуется «заменить трансмиссию в сборе».
Но мы надеемся обойтись малой кровью – только заменой гидроблока. Рабочий гидроблок имеется в наличии. Начинаем «физическую» работу – снимаем коробку с автомобиля.
Коробка в данном случае снимается с автомобиля в сборе с ДВС и половинится уже на полу ремонтного бокса (фото 2). Откручиваем от ДВС коробку, отстыковываем ее от ДВС, и тут…
Тут нас поджидает неожиданность!
На снятой коробке мы видим демпферный диск, который должен быть прикручен к маховику (фото 3)!
Вот это фокус!
При этом из ДВС на пол высыпаются направляющие (или как их еще называют – шпонки) с маховика.
Становится понятна и причина поломки – срезало болты крепления демпферного диска к маховику ДВС. С такой неисправностью мы еще ни разу не сталкивались. Решаем осмотреть срезанные болты крепления… Ищем их… И не находим!
И тут уже причина поломки становится совсем ясной и понятной – какие-то «шаловливые ручки» лазили в ДВС и при сборке не прикрутили к маховику демпферный диск (фото 4).
Начинаем «пытать» клиента. И он рассказывает, что продавец при продаже ему автомобиля особо упирал на то, что «совсем недавно» был сделан капитальный ремонт ДВС!
Вот оно в чем дело!
Неграмотные мастера перепутали демпферный диск с диском сцепления на простой бензиновой машине!
Внешне они действительно чем-то похожи, но служат для абсолютно разных целей.
Диск сцепления соединяет и разъединяет ДВС с трансмиссией, а демпферный диск поглощает ударные нагрузки на ДВС при включении в работу мотор-генератора. И никакой «корзины сцепления» на гибридах нет. Демпферный диск намертво прикручивается шестью болтами с анаэробным герметиком к маховику!
Как же машина ездила с неприкрученным демпферным диском?
Да очень просто. Для центровки демпферного диска на маховике есть шесть направляющих – шпонок. Мастера просто одели демпфер на направляющие и собрали ДВС с коробкой.
До определенного момента направляющие выполняли функцию болтов крепления демпферного диска к маховику, пока посадочные гнезда на диске не разбило в хлам и не срезало сами направляющие.
Снимаем демпферный диск со шлицов коробки (фото 5).
Коробке тоже «досталось» от неприкрученного демпфера – вот так он «натер» коробку (фото 6).
Но внутренности коробки при этом не пострадали.
Ремонт заключается в замене маховика и демпферного диска на контрактные, благо любые запчасти на гибридные автомобили у нас всегда есть в наличии. Собираем все на место.
Обращу еще раз внимание, что болты крепления маховика к коленвалу и болты крепления демпферного диска к маховику закручиваются с анаэробным герметиком, или, как его называют в народе, – фиксатором резьбы.
Ключ на старт – и машина благополучно заводится!
Никаких ошибок ни по одной системе нет!
Выполняем «обучение» коробки (гидроблока коробки) и выдаем машину довольному клиенту. Как и зачем выполняется обучение коробки на «Эстиме гибрид» в 10-м кузове – об этом есть отдельная статья.
Вот такой, можно сказать, уникальный ремонт был выполнен в нашем Гибрид-сервисе.
Удачи на дорогах!