Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Докатились

Докатились

В автомобильной отрасли вспыхивают один скандал за другим. Еще не успела закончиться история с выбросами автомобилей Volkswagen, как стало известно о том, что другая именитая компания – Nokian – предоставляла для проведения тестов покрышки с отличными от продаваемых в магазинах характеристиками. Также выясняется, что ведущий производитель подушек безопасности подтасовывал данные о результатах тестов для удешевления конечного продукта.

Агентство Bloomberg отметило, что Nokian извинилась за ошибки прошлого, после того как публикация местных СМИ вызвала обвал стоимости акций производителя шин. Так, за день бумаги подешевели на 9,6%. Это стало самым значительным падением с октября 2013 года.

Финский производитель охарактеризовал промышленную практику за последние годы как сомнительную, в то же время четко дав понять, что компания запретила любое производство или разработку шин, которые предназначались исключительно для использования в тестах средствами массовой информации.

Стоит отметить, что результаты испытаний, проводимых автомобильными предприятиями и поставщиками запасных частей и агрегатов в последнее время, стали привлекать все больше внимания на фоне скандала вокруг машин Volkswagen с дизельными двигателями. Оказалось, данные по выбросам на стенде и в реальных условиях различались.

Этому способствовало специальное программное обеспечение. В общей сложности таким ПО могло быть оборудовано до 11 млн транспортных средств. Bloomberg оценивает сумму претензий американских властей к производителю в 46 млрд долл. Причем в случае подачи исков от частных лиц сумма может возрасти.

Пересмотр методики

24 февраля Nokian сообщила местной газете Kauppalehti о том, что «методика проведения тестов шин не всегда в истории компании соответствовала устойчивому подходу Nokian Tyres». Хотя методика с течением времени значительно улучшилась, руководство компании осенью 2015 года решило провести тщательное расследование вопроса о проведении тестов.

По результатам расследования Nokian Tyres удостоверилась в том, что все возможные нарушения при испытаниях резины устранены. Одновременно производитель пересмот­рел методику проведения тестов с тем, чтобы повысить открытость и прозрачность всех сфер деятельности компании.

Компания также подчеркнула, что ее продукция всегда была безопасной и качественной. За последнее время несколько игроков рынка, включая Nokian Tyres, подозревали или предоставляли доказательства того, что характеристики шин, используемых для тестов журналами, и шин, представленных в торговых сетях, различаются. Этот факт привел к постепенному улучшению процесса оценки качества резины. Наиболее уважаемые издания закупали для тестов покрышки в обычных магазинах. Такая практика существовала в течение нескольких лет.

Главное при покупке шин для европейцев - цена
Главное при покупке шин для европейцев - цена

Компания все же признала манипуляцию данными по проведенным испытаниям. Подчеркнув, правда, что в таком случае отличия между тестируемой резиной и шинами из магазина состояло только в наборе характеристик, а не качества. Покрышка характеризуется десятками различных параметров, Nokian Tyres искала возможность улучшить один из них на несколько процентов за счет какого-либо другого параметра во время проведения испытаний.

К примеру, покрышки Nokian Hakkapeliitta 8 испытывались более 70 раз и всегда получали одни из самых высоких оценок без каких-либо манипуляций. В Соединенных Штатах тесты шин проводит единственная полностью независимая организация потребителей, которая для этих целей закупает резину у ритейлеров. Каких-либо попыток повлиять на результаты испытаний продуктов, предназначенных для продажи в Северной Америке, никогда не было.

Результаты тестов крупных профессиональных журналов, выходящих в Скандинавских странах, России и Европе, также были достоверными. А линейка покрышек для грузовиков, автобусов и спецтехники Nokian Heavy Tyres никогда не была замешана в каком-либо скандале.

«Ничто из выше перечисленного не умаляет допущенные ошибки, – подчеркнули в компании. – Однако наиболее значимыми приоритетами, если рассматривать картину полностью, являются безопасность и отзывы покупателей относительно того, как ведут себя покрышки. У нас миллионы довольных клиентов, принадлежащих к нескольким поколениям».

Для тестов поставлялась особая резина
Для тестов поставлялась особая резина

Регулируемые властями результаты измерений касательно сцепления с мокрым дорожным покрытием, экономии топлива и уровня шума соответствуют характеристикам, которые указаны на этикетках товара, реализуемого в Европе.

Как отмечается в заявлении компании, те из покупателей, кто приобрел шины на основании результатов тестов, получили покрышки, чьи характеристики соответствуют заявленным в ходе испытаний. При этом цена продукта рассчитывается на основе длительного опыта компании и стабильной позиции на рынке. В Nokian Tyres считают, что основание для выплаты какой-либо компенсации отсутствует.

В компании отметили, что после интервью газете «Kauppalehti» СМИ, особенно финские, опубликовали различные материалы о покрышках Nokian. Заметки и комментарии содержали ряд фактических ошибок и «ненужные ссылки на несвязанные вопросы». Компания делает все, чтобы сгладить недопонимание, однако она не в состоянии прокомментировать все детали.

Открестились от коллег

На заявление финнов быстро отреагировал один из ведущих европейских игроков – французская Michelin. На сайте производителя появилось сообщение, из которого следовало, что он никогда не занимался подобной практикой.

«Компания никогда не разрабатывала и не производила специальных покрышек, предназначенных для проведения испытаний сотрудниками средств массовой информации, автомобильных ассоциаций и каких-либо других организаций, – подчеркнули французы. – Долгие годы компания проводит тесты, отражающие реальные условия вождения. Michelin всегда следила за тем, чтобы обеспечить такие условия при испытаниях, которые бы соответствовали реальным условиям пользования продукции потребителями. В этом контексте Michelin продолжает выступать за тесты, демонстрирующие устойчивые характеристики покрышек».

Европейские производители пассуют перед дешевым импортом
Европейские производители пассуют перед дешевым импортом

«Утверждения о нечистой игре в шинной отрасли всплывали и раньше, однако, по моему мнению, компании не занимаются подобной практикой уже несколько лет», – привело Bloomberg мнение аналитика из финансовой организации Nordea. По словам аналитика, заявление руководства Nokian вряд ли способно оказать заметное негативное влияние на компанию.

Заработать на скандале

Попыток отсудить средства у Nokian исключать нельзя. Тем более, что одна из юридических фирм в Хельсинки – Turre Legal – полагает, что любой из покупавших последние 10 лет покрышки Nokian вправе рассчитывать на компенсацию. Глава местной организации по защите прав потребителей призвал компанию рассмотреть возможность добровольной компенсации клиентам. Правда, как уже было сказано выше, глава Nokian не видит причин для выплаты какой-либо компенсации.

Тем не менее в Turre Legal уверены в том, что производитель может понести значительные финансовые убытки. Покупатели покрышек в праве рассчитывать на возврат денег в размере 30% от суммы покупки. Для этого придется обратиться в суд. Юристы готовы представить интересы клиентов и потребовать вознаграждение только в случае, если дело будет выиграно. Пока адвокаты хотят собрать достаточное количество клиентов для урегулирования вопроса с Nokian во внесудебном порядке.

Что заставляет участников автомобильной отрасли идти на всевозможные ухищрения? Ответ – высокая конкуренция и экономия потребителей. Как отмечают исследователи, за последние шесть лет рынок автомобильных покрышек претерпел серьезные изменения. Доходы автовладельцев снизились, интервалы замены резины увеличиваются. Наиболее значимым фактором при покупке шин стала их цена.

На проколе Nokian нашлись желающие заработать
На проколе Nokian нашлись желающие заработать

Рынок не радует

На этом фоне отмечается низкий уровень лояльности покупателей торговым маркам. Так, при приобретении нового комплекта резины верность бренду является определяющим фактором всего для 10% потребителей. К примеру, в Великобритании таких покупателей всего 7%, а из пяти крупнейших рынков доля клиентов, верных бренду, превышает 10% только во Франции.

Жители Европы по-разному относятся к рекомендациям дилеров по замене шин. В Литве только 35% автовладельцев вняли совету дилера по смене комплекта резины, в Польше – 44%. Для Великобритании и Германии показатели составили 62 и 59% соответственно. Из этого исследователи сделали вывод, что при выборе марки производителя покрышек владельцы машин руководствуются ценой.

Многие водители из развитых государств даже не знают, сколько раз менялись шины на их транспортных средствах, затрудняясь назвать примерный пробег покрышек или количество лет, которые отбегали шины. В Великобритании пробег оказался неинтересен для 61% автовладельцев, для большинства других стран Европы показатель составил 40%, больше всех данный показатель интересовал лишь жителей Италии.

О том, что конкуренция растет, свидетельствуют и данные европейского отраслевого объединения производителей шин. Согласно отчету, компании из Европы продолжили сдавать позиции. Доля десяти ведущих игроков в ЕС снизилась с 83% в 2000 году до 63% в 2015. По сравнению с 2007 годом производство покрышек упало на 9,1%, что было названо основной угрозой росту экономики Евросоюза и снижению безработицы.

Также в объединении отметили тот факт, что с 2013 года отмечается существенный рост импортной продукции. При этом основные экспортеры ввели торговые барьеры у себя в странах, что сделало импорт европейских покрышек менее привлекательным. Более того, компаниям из ЕС приходится нести дополнительные расходы из-за ужесточающихся экологических требований.

В общей сложности участники рынка шин в Европе тратят ежегодно около 3,5% от всех продаж на инновации. В среднем заводы в регионе выпускают до 300 млн покрышек для легкового транспорта. Из этого количества 263 млн реализуются в ЕС.

Подхватили эстафету

Похоже, что не обошелся без манипуляции данными и скандал с подушками безопасности Takata. Стоит напомнить, что проблемы начались не так давно в связи с массовыми отзывными кампаниями автомобилей разных марок на американском рынке. Takata – единственный поставщик, использующий аммиачную селитру для приведения в действие подушек безопасности. А к этому компоненту у специалистов в последнее время возникает все больше претензий. Смерть восьми человек и более сотни раненых в ДТП при срабатывании устройств, изначально призванных обезопасить водителя, увязывают с нештатной работой подушек японцев. Водители получали в лицо заряд мелких осколков.

В ноябре Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (National Highway Traffic Safety Administration) оштрафовало японцев на 70 млн долл. в связи с «подушечным» скандалом.

Почему же Takata сделала ставку на такой противоречивый компонент? Похоже, что ответ прост: селитра помогала экономить. Другие производители подушек безопасности предпочитали не связываться с этим взрывчатым веществом. Нитрат аммония больше подходит для проведения подрывных работ при добыче полезных ископаемых или строительстве. При этом селитра невероятно дешева, указывали эксперты.

Причину неправильного срабатывания подушек расследуют в Сенате
Причину неправильного срабатывания подушек расследуют в Сенате

Частная переписка

Как сообщает портал Leftlane, на сотрудников производителя подушек безопасности могло оказываться давление с тем, чтобы они подтасовывали результаты испытания продукции. Причем такая практика отмечалась и до того, как выяснилось, что подушки безопасности Takata вовсе не безопасные, и после. Выяснилось это в ходе расследования, проводимого законодательной властью США.

По некоторым данным, поставщик признал, что сотрудники «притянули за уши» результаты теста в 2000 году, хотя компания отвергла связь этого факта с крупномасштабной кампанией по отзыву продукции. Оказавшиеся в распоряжении Сената внутренние документы свидетельствуют об обратном.

Документы подтверждают длительные контакты между сотрудниками североамериканского подразделения Takata и менеджерами компании из Японии. Отчеты по валидации производственных процессов редактировались, с тем чтобы принять некоторые отклонения. Об этом говорится в электронной переписке двух инженеров, датированной 2006 годом. В ответе коллега также указывает на тот факт, что возможный аудит способен выявить неисправности продукта.

Скандал с Volkswagen еще не затих
Скандал с Volkswagen еще не затих

Представители Takata, в свою очередь, заявили, что приведенная переписка не основывается на данных из первых рук о возможной фальсификации данных.

Между тем в распоряжении сенаторов есть еще документы, которые могут свидетельствовать о недобросовестной практике японского производителя. В частности, законодатели заподозрили компанию в том, что она продолжала манипулировать данными испытаний и в 2010 году, спустя два года после первых отзывных кампаний и год после регистрации двух смертельных случаев, увязываемых с неисправностью газогенератора.

Судя по вновь открывающимся фактам, высокая конкуренция не только ведет к разнообразию предложений на рынке, но и заставляет играть нечисто даже именитых производителей.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены