Двухуровневый подход
В Санкт-Петербурге открылся Бош Дизель Центр. Что стоит за этим фирменным термином? Чем отличается Бош Дизель Центр от Бош Дизель Сервиса? Давайте разберемся.
Легковые автомобили с дизелями наибольшее распространение получили в Западной Европе. Это связано с рядом факторов, среди которых мягкий климат, зависимость от импорта углеводородов, сильное экологическое движение. Не последнюю роль в этом деле сыграла компания Bosch – один из мировых лидеров в разработке и производстве дизельной аппаратуры. Хорошо известно, что отличных двигателей без отличной топливной аппаратуры не бывает.
Дизельной тематикой немецкая фирма стала заниматься в двадцатых годах прошлого века. В 1927 году она начала серийное производство рядных топливных насосов высокого давления, предназначенных для грузовых транспортных средств. А в 1936 году первый дизель-мотор установили и на легковой автомобиль (Mercedes-Benz 260D). Дальнейшая хронология успехов включает освоение в 1962 году серийного выпуска первого распределительного ТНВД, применение в 1989 году рядного насоса высокого давления с электронным управлением на двигателе с непосредственным впрыском, серийное производство в 1996 году аксиально-плунжерного ТНВД. А еще через год появилась система Common Rail – это была настоящая мировая сенсация. Она обладала рядом достоинств. И ныне совершенствование данной системы топливоподачи является одним из магистральных путей улучшения параметров дизельных двигателей.
В числе последних достижений следует отметить серийный выпуск с 1998 года распределительного радиально-плунжерного ТНВД с собственным блоком управления и системы насос-форсунка для легковых автомобилей. В 2003 году появилось новое поколение системы Common Rail с ТНВД СР3, а в 2010 году – насос высокого давления CPN5.
В Европе с 2014 года вступают в силу экологические нормы Евро 6. Для удовлетворения этим требованиям для двигателей большой мощности Bosch разрабатывает систему Common Rail с максимальным давлением впрыска, превышающим 2000 бар, в которой используются пьезоинжекторы. Это обеспечит по сравнению с существующими устройствами лучшее распыление дизельного топлива и, следовательно, повышение технических характеристик моторов.
Достижения компании Bosch в области дизелизации оценили отечественные моторостроители. С 2004 года ее ТНВД применяются на автомобилях КамАЗ, а с 2008 года Минский и Ярославский моторные заводы комплектуют свою продукцию системой Common Rail, что позволяет обеспечивать выполнение требований стандарта Евро 3.
В отношении легковых автомобилей с дизельными двигателями позицию российских автомобилистов можно назвать осторожной. Одних раздражают повышенные шум и вибрации от дизель-моторов, другим не нравится их более высокая цена по сравнению с бензиновыми конкурентами, третьи опасаются проблем с запуском в зимнее время. Но, пожалуй, большинство отпугивают возможные сложности при проведении технического обслуживания и особенно ремонта. И для этого есть основания. Современные дизельные двигатели стали очень сложными – это плата за их высокие технические характеристики. И теперь без развитого высококачественного сервиса уже не обойтись.
Богатый опыт разработки и производства дизельной топливной аппаратуры позволяет немецкой фирме с успехом заниматься и ее техническим обслуживанием и ремонтом. Сеть дизельных сервисных станций насчитывает более 3000 предприятий, расположенных по всему миру. Она построена по двухуровневому принципу и включает в себя Бош Дизель Центры и Бош Дизель Сервисы. Разница между ними заключается в их возможностях и оснащении.
Услуги, которые оказывает Бош Дизель Сервис, включают обслуживание и ремонт компонентов всех систем дизельного впрыска Bosch, как современных, так и классических. Они выполняются в собственной мастерской или в ближайшем Бош Дизель Центре, если техническая возможность ремонта компонента по фирменной технологии отсутствует. Дополнительно осуществляется диагностика дизельных систем на автомобиле, монтаж и демонтаж компонентов.
Бош Дизель Центр – более серьезное заведение. Здесь в собственной мастерской производится обслуживание и ремонт всех существующих на рынке систем дизельного впрыска Bosch, а именно классических (все типы рядных и распределительных ТНВД с механическим и электронным управлением, радиально-плунжерные насосы VP29/30/44) и современных систем высокого давления (Common Rail, насос-форсунки UPS, индивидуальные насосы UIP) на легковых и грузовых автомобилях, а также диагностика дизельных систем на легковых и грузовых автомобилях, монтаж и демонтаж компонентов.
Различие в возможностях связано с разным оснащением станций. Требования немецкой компании к Бош Дизель Сервис предусматривают, что как минимум должны быть испытательный дизельный стенд Bosch с оснасткой и специнструментом, прибор для проверки форсунок EPS 100 или EPS 200, системный тестер KTS или KTS Truck (при наличии ремонтной зоны) и программное обеспечение ESI[tronic] – A, C9, D, K1, W. В соответствии с минимальными требованиями компании перечень оборудования и программного обеспечения для Бош Дизель Центр шире. Его полная версия размещена на официальном сайте Bosch, однако нельзя не отметить, что в нем содержатся испытательный дизельный стенд Bosch EPS 815 с КМА с оснасткой и специнструментом, прибор для проверки форсунок EPS 100 или EPS 200, системный тестер KTS и KTS Truck, а также программное обеспечение ESI[tronic] – A, C9, D, K1, W, CD Test Data, Zexel.
Требования к ремонтной зоне и лаборатории ТНВД для Бош Дизель Сервис включают лабораторию для проверки ТНВД и мастерскую для их ремонта (дополнительно: ремонтная зона для диагностики дизельных систем на автомобиле и монтажа/демонтажа компонентов). В Бош Дизель Центре должны быть не только лаборатория для проверки ТНВД и мастерская для их ремонта, но и «чистая комната» для ремонта инжекторов Common Rail и, как минимум, два рабочих поста для легковых автомобилей и один рабочий пост для грузовых, оснащенных подъемниками.
Популярности дизельных сервисных станций Bosch способствует и тот факт, что они укомплектованы диагностическим оборудованием собственного производства – ну кто еще может лучше знать, как проверять, ремонтировать и регулировать дизельные системы и компоненты, чем сам их разработчик и изготовитель. Не следует сбрасывать со счетов и то, что корректность испытаний можно гарантировать только при соблюдении всех предписаний и технических условий производителя компонентов систем впрыска. Не будет преувеличением, если сказать, что только диагностическое оборудование и ноу-хау фирмы Bosch позволяют выполнять профессиональную диагностику и ремонт самых современных дизельных систем в условиях специализированной мастерской.
Немецкая компания для оснащения Бош Дизель Центра и Бош Дизель Сервиса предлагает испытательный стенд EPS 815 с электронной системой измерения КМА 802/822. Его мощность равна 15 кВт. Данный стенд с помощью различных комплектов спецоснастки обеспечивает все необходимые условия для диагностики как рядных, распределительных и радиально-плунжерных (VP44) ТНВД, так и компонентов современных систем – форсунок и насосов системы Common Rail (CRI, CRIN, CP), насос-форсунок (UPS) и индивидуальных ТНВД (UIP). Для проверки механических форсунок предназначен прибор EPS 100, который можно дополнить устройством для отвода топливного тумана. Стенд EPS 200 позволяет диагностировать и механические форсунки, и инжекторы Common Rail, и форсунки с датчиком перемещения иглы (NBF).
Особо следует сказать про системные тестеры KTS (их несколько моделей) с программным обеспечением ESI[tronic]. Система информационных блоков программного обеспечения дает возможность выполнять все работы, как говорится, от А до Я, начиная от идентификации транспортного средства и заказа запасных частей и заканчивая алгоритмом поиска неисправностей и сервисными инструкциями по агрегатному ремонту с возможностью составления заказ-наряда. Обслуживание компонентов самых современных дизельных систем обеспечивается благодаря ежеквартальному обновлению данных программы.
Оснащенные высококачественным оборудованием Бош Дизель Центры и Бош Дизель Сервисы являются образцом в области профессионального обслуживания и ремонта дизельных систем.