Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Двухуровневый подход

Двухуровневый подход

В Санкт-Петербурге открылся Бош Дизель Центр. Что стоит за этим фирменным термином? Чем отличается Бош Дизель Центр от Бош Дизель Сервиса? Давайте разберемся.

Легковые автомобили с дизелями наибольшее распространение получили в Западной Европе. Это связано с рядом факторов, среди которых мягкий климат, зависимость от импорта углеводородов, сильное экологическое движение. Не последнюю роль в этом деле сыграла компания Bosch – один из мировых лидеров в разработке и производстве дизельной аппаратуры. Хорошо известно, что отличных двигателей без отличной топливной аппаратуры не бывает.

Дизельной тематикой немецкая фирма стала заниматься в двадцатых годах прошлого века. В 1927 году она начала серийное производство рядных топливных насосов высокого давления, предназначенных для грузовых транспортных средств. А в 1936 году первый дизель-мотор установили и на легковой автомобиль (Mercedes-Benz 260D). Дальнейшая хронология успехов включает освоение в 1962 году серийного выпуска первого распределительного ТНВД, применение в 1989 году рядного насоса высокого давления с электронным управлением на двигателе с непосредственным впрыском, серийное производство в 1996 году аксиально-плунжерного ТНВД. А еще через год появилась система Common Rail – это была настоящая мировая сенсация. Она обладала рядом достоинств. И ныне совершенствование данной системы топливоподачи является одним из магистральных путей улучшения параметров дизельных двигателей.

Диагностическое оборудование и ноу-хау Bosch позволяют
выполнять профессиональную диагностику
Диагностическое оборудование и ноу-хау Bosch позволяют выполнять профессиональную диагностику

В числе последних достижений следует отметить серийный выпуск с 1998 года распределительного радиально-плунжерного ТНВД с собственным блоком управления и системы насос-форсунка для легковых автомобилей. В 2003 году появилось новое поколение системы Common Rail с ТНВД СР3, а в 2010 году – насос высокого давления CPN5.

В Европе с 2014 года вступают в силу экологические нормы Евро 6. Для удовлетворения этим требованиям для двигателей большой мощности Bosch разрабатывает систему Common Rail с максимальным давлением впрыска, превышающим 2000 бар, в которой используются пьезоинжекторы. Это обеспечит по сравнению с существующими устройствами лучшее распыление дизельного топлива и, следовательно, повышение технических характеристик моторов.

Достижения компании Bosch в области дизелизации оценили отечественные моторостроители. С 2004 года ее ТНВД применяются на автомобилях КамАЗ, а с 2008 года Минский и Ярославский моторные заводы комплектуют свою продукцию системой Common Rail, что позволяет обеспечивать выполнение требований стандарта Евро 3.

обслуживание компонентов самых современных дизельных
систем обеспечивается благодаря ежеквартальному
обновлению данных программы
обслуживание компонентов самых современных дизельных систем обеспечивается благодаря ежеквартальному обновлению данных программы

В отношении легковых автомобилей с дизельными двигателями позицию российских автомобилистов можно назвать осторожной. Одних раздражают повышенные шум и вибрации от дизель-моторов, другим не нравится их более высокая цена по сравнению с бензиновыми конкурентами, третьи опасаются проблем с запуском в зимнее время. Но, пожалуй, большинство отпугивают возможные сложности при проведении технического обслуживания и особенно ремонта. И для этого есть основания. Современные дизельные двигатели стали очень сложными – это плата за их высокие технические характеристики. И теперь без развитого высококачественного сервиса уже не обойтись.

Богатый опыт разработки и производства дизельной топливной аппаратуры позволяет немецкой фирме с успехом заниматься и ее техническим обслуживанием и ремонтом. Сеть дизельных сервисных станций насчитывает более 3000 предприятий, расположенных по всему миру. Она построена по двухуровневому принципу и включает в себя Бош Дизель Центры и Бош Дизель Сервисы. Разница между ними заключается в их возможностях и оснащении.

Услуги, которые оказывает Бош Дизель Сервис, включают обслуживание и ремонт компонентов всех систем дизельного впрыска Bosch, как современных, так и классических. Они выполняются в собственной мастерской или в ближайшем Бош Дизель Центре, если техническая возможность ремонта компонента по фирменной технологии отсутствует. Дополнительно осуществляется диагностика дизельных систем на автомобиле, монтаж и демонтаж компонентов.

Бош Дизель Центр – более серьезное заведение. Здесь в собственной мастерской производится обслуживание и ремонт всех существующих на рынке систем дизельного впрыска Bosch, а именно классических (все типы рядных и распределительных ТНВД с механическим и электронным управлением, радиально-плунжерные насосы VP29/30/44) и современных систем высокого давления (Common Rail, насос-форсунки UPS, индивидуальные насосы UIP) на легковых и грузовых автомобилях, а также диагностика дизельных систем на легковых и грузовых автомобилях, монтаж и демонтаж компонентов.

Различие в возможностях связано с разным оснащением станций. Требования немецкой компании к Бош Дизель Сервис предусматривают, что как минимум должны быть испытательный дизельный стенд Bosch с оснасткой и специнструментом, прибор для проверки форсунок EPS 100 или EPS 200, системный тестер KTS или KTS Truck (при наличии ремонтной зоны) и программное обеспечение ESI[tronic] – A, C9, D, K1, W. В соответствии с минимальными требованиями компании перечень оборудования и программного обеспечения для Бош Дизель Центр шире. Его полная версия размещена на официальном сайте Bosch, однако нельзя не отметить, что в нем содержатся испытательный дизельный стенд Bosch EPS 815 с КМА с оснасткой и специнструментом, прибор для проверки форсунок EPS 100 или EPS 200, системный тестер KTS и KTS Truck, а также программное обеспечение ESI[tronic] – A, C9, D, K1, W, CD Test Data, Zexel.

Требования к ремонтной зоне и лаборатории ТНВД для Бош Дизель Сервис включают лабораторию для проверки ТНВД и мастерскую для их ремонта (дополнительно: ремонтная зона для диагностики дизельных систем на автомобиле и монтажа/демонтажа компонентов). В Бош Дизель Центре должны быть не только лаборатория для проверки ТНВД и мастерская для их ремонта, но и «чистая комната» для ремонта инжекторов Common Rail и, как минимум, два рабочих поста для легковых автомобилей и один рабочий пост для грузовых, оснащенных подъемниками.

Популярности станций Bosch способствует диагностическое
оборудование собственного производства
Популярности станций Bosch способствует диагностическое оборудование собственного производства

Популярности дизельных сервисных станций Bosch способствует и тот факт, что они укомплектованы диагностическим оборудованием собственного производства – ну кто еще может лучше знать, как проверять, ремонтировать и регулировать дизельные системы и компоненты, чем сам их разработчик и изготовитель. Не следует сбрасывать со счетов и то, что корректность испытаний можно гарантировать только при соблюдении всех предписаний и технических условий производителя компонентов систем впрыска. Не будет преувеличением, если сказать, что только диагностическое оборудование и ноу-хау фирмы Bosch позволяют выполнять профессиональную диагностику и ремонт самых современных дизельных систем в условиях специализированной мастерской.

Немецкая компания для оснащения Бош Дизель Центра и Бош Дизель Сервиса предлагает испытательный стенд EPS 815 с электронной системой измерения КМА 802/822. Его мощность равна 15 кВт. Данный стенд с помощью различных комплектов спецоснастки обеспечивает все необходимые условия для диагностики как рядных, распределительных и радиально-плунжерных (VP44) ТНВД, так и компонентов современных систем – форсунок и насосов системы Common Rail (CRI, CRIN, CP), насос-форсунок (UPS) и индивидуальных ТНВД (UIP). Для проверки механических форсунок предназначен прибор EPS 100, который можно дополнить устройством для отвода топливного тумана. Стенд EPS 200 позволяет диагностировать и механические форсунки, и инжекторы Common Rail, и форсунки с датчиком перемещения иглы (NBF).

Особо следует сказать про системные тестеры KTS (их несколько моделей) с программным обеспечением ESI[tronic]. Система информационных блоков программного обеспечения дает возможность выполнять все работы, как говорится, от А до Я, начиная от идентификации транспортного средства и заказа запасных частей и заканчивая алгоритмом поиска неисправностей и сервисными инструкциями по агрегатному ремонту с возможностью составления заказ-наряда. Обслуживание компонентов самых современных дизельных систем обеспечивается благодаря ежеквартальному обновлению данных программы.

Оснащенные высококачественным оборудованием Бош Дизель Центры и Бош Дизель Сервисы являются образцом в области профессионального обслуживания и ремонта дизельных систем.

  • Геннадий Дунин

Журнал «АБС-авто» © 2021, все права защищены