Гарантия на кузов от коррозии
Антикоррозионная гарантия… На эту тему мы писали в апреле 2008-го, и до того, и после того. Но, как говорится, воз и ныне там. Слово «гарантия» каждый понимает по-своему. А кто-то не понимает вовсе.
Действующие лица и исполнители
Аавтомобиль начинает свою жизнь на конвейере компании-производителя и заканчивает у купившего его владельца. Второго, третьего – не важно. Важно, что владельца. Кроме того, в жизни автомобиля обязательно бывает продавец – дилерский автосалон. А еще на его пути в разное время могут возникнуть следующие персонажи:
• мастер настоящий;
• мастер ненастоящий, именуемый в дальнейшем «имитатор»;
• производитель настоящих антикоров;
• производитель антикоров фиктивных, именуемый в дальнейшем «бодяжник».
Все перечисленные лица рассуждают о гарантии на кузов по-своему. Давайте их выслушаем.
Производитель автомобиля
Производитель автомобиля находится в особом положении. Он знает о конвейерной антикоррозионной защите своей продукции всё. Химический состав стали, процент оцинкованных деталей, толщину оцинковки, односторонняя она или двусторонняя, процент алюминиевых и пластиковых панелей (пластмассовые крылья сегодня – обычное дело), сколько в кузове контактов разнородных материалов, например, сталь-алюминий и т.д. А как же иначе, ведь это же его продукция!
А еще производитель знает, как сваривается кузов, достаточна ли естественная вентиляция скрытых полостей, попадают ли туда извне влага и грязь или дело ограничивается обычным конденсатом, как кузов обезжиривается, как проводятся катафорез, фосфатирование, грунтование, окраска, защита сварных швов и днища пластизолем, распыляются ли в полостях восковые препараты с ингибиторами коррозии и как эти препараты называются.
Правда, производитель никому о своих технологиях не рассказывает. Небольшим лучиком света «в темном царстве» стали исследования шведского журнала Vi Bilagare («АБС-авто», № 9/2007, с. 34–35 и № 10/2007, с. 42–44).
А производитель выдает лишь формальные сведения: гарантия от сквозной коррозии кузова шесть лет при условии регулярного обслуживания на дилерской станции. Или восемь лет. Двенадцать лет. И почти все снимают с себя всякую ответственность за кузов, если автомобиль эксплуатируется в «экстремальных условиях» – на грунтовых дорогах, при использовании антигололедных реагентов и т.д.
Продавец
В автосалоне покупателя встречает менеджер по продажам. Как правило, он очень мало знает о заводской антикоррозионной защите автомобилей, которыми торгует. Что сообщили в рамках корпоративных правил, то и вещает. Все его откровения – калька с инструкции по эксплуатации.
Иными словами, продавцу нечего добавить к заявлениям производителя о «гарантии от сквозной коррозии». Его бесполезно спрашивать о конвейерной защите сварных швов «дважды оцинкованных» панелей, ML-препаратах, залитых в полости, и толщине защитной пленки на днище. Как правило, он не ведает, есть ли она вообще, эта защитная пленка.
Продавец может предложить дополнительную антикоррозионную обработку у себя на дилерской станции с обещаниями собственной гарантии. Но она опять же будет привязана к «сквозной коррозии». Правда, рациональное зерно в его стараниях все же есть – это регулярные визиты к дилеру с не менее регулярной оплатой. Но здесь важно понимать – чем будут обрабатывать автомобиль и кто будет это делать.
«Имитатор»
Да, большинство автосалонов предлагает антикоррозионную обработку при покупке автомобиля. Кто-то делает ее вполне достойно, на «пятерку» или твердую «четверку», а кто-то – очень плохо. В чем беда «двоечников»?
Во-первых, при оснащении антикоррозионных постов они приобретают примитивный комплект оснастки. Таким набором автомобиль полноценно не обработаешь.
Во-вторых, практикуют «недолив» материала – иногда до 30–50%. Обрабатывают лишь те участки, которые легко проверить визуально. А удаленные и скрытые уголки кузова остаются незащищенными. Однако покупатель оплачивает работу в полном объеме.
В-третьих, понятия не имеют о технологической карте обработки кузова.
В-четвертых, нередко применяют какие-то сомнительные препараты, антикоррозионное действие которых никем и никак не подтверждено.
Что касается гарантийных обязательств, «имитатор» может наобещать все, что угодно – темой он не владеет, на вопросы ответить толково не может, а претензии игнорирует.
«Бодяжник»
В России до сих пор нет стандарта на автомобильные антикоры. Налицо нормативная брешь. Она позволяет всем желающим «бодяжить» разнообразные мастики, выдавая их за «российские аналоги» известных зарубежных материалов.
Спросишь новоявленного «химика» – а как вы делали аналог? Оказывается, взяли шведский (голландский, швейцарский или еще какой) препарат, провели спектральный анализ, определили ингредиенты и «собрали» из них свой материал.
Отсутствие сертификации «бодяжнику» на руку: никто не требует подтверждения качества. Препарат проверяют лишь на соответствие гигиеническим показателям и противопожарным требованиям. Так и грязь из лужи можно объявить антикором. Летучих веществ сверх положенной нормы не выделяет? Вот вам гигиенический сертификат. Самопроизвольно не воспламеняется? Вот одобрение пожарных. Гарантии «бодяжник» дает любые, ему все божья роса.
Зато дешевые «аналоги» являются хорошей приманкой для потребителя. «Бодяжник» в тандеме с «имитатором» – страшная сила и отличный механизм для выкачивания денег из кармана автовладельца.
Производитель настоящих антикоров
Что такое «настоящий антикор»? Прежде всего это высокотехнологичный продукт. Рецептура антикоррозионного материала у каждой фирмы своя. По понятным причинам она не раскрывается, известно лишь одно: кроме основы (например, синтетических восков) туда входят ингредиенты, определяющие все технологические и функциональные свойства будущих антикоррозионных материалов.
Изготовлению антикора непрерывно сопутствуют контроль и проверка, проверка и контроль... Причем – на всех стадиях производства. Это не что иное, как требования международных стандартов качества.
Производитель настоящих антикоров выпускает не просто материалы – он создает комплексную систему антикоррозионной защиты. В нее входят и оборудование, и оснастка, и диагностические приборы для изучения состояния кузова (бороскопы), и технологические карты, и методика обучения мастеров.
Антикоррозионную гарантию производитель настоящих антикоров определяет четко и ясно: необходима обработка при продаже автомобиля, и каждые три-четыре года – повторная обработка. Строго по технологической карте данной модели! Тогда ржавчина в кузове не заведется.
Мастер настоящий
В идеале это мастер фирменной антикоррозионной станции. То есть специалист, прошедший обучение по программе производителя профессиональных антикоров. Он знает особенности строения кузова различных марок и моделей, умеет обращаться с бороскопом и виртуозно владеет всеми видами оснастки. Ведь правильно покрыть днище «веером» густого материала, обработать длинные пороги с помощью «копья» или полноценно защитить дверные полости, не забрызгав механизмы стеклоподъемников, не так просто, как кажется.
Настоящий мастер солидарен с производителем настоящих антикоров: гарантия на кузов – это регулярная обработка с помощью профессиональной оснастки.
А теперь обратимся к покупателю автомобиля. Он-то что думает о коррозионной стойкости кузова?
Покупатель
Как правило, покупатель о коррозии не думает вообще. Он считает ее второстепенной проблемой. Или находится под властью мифа «Иномарки не ржавеют». И купив эту самую иномарку, даже не вспоминает о каких-то антикоррозионных материалах. А зачем? Не гниют иномарки! Пожизненный иммунитет! Protection forever!
При покупке автомобиля потребителю сообщают о гарантии от коррозионного поражения. Но при этом от его внимания ускользает, что гарантия дается на срок до появления сквозных дыр, когда уже придется не обрабатывать машину, а заниматься серьезным и дорогим кузовным ремонтом. Продавцы редко освещают столь безрадостное будущее, а счастливый обладатель новой иномарки еще реже задает вопросы. Так и уезжает во власти мифа, что пять-шесть лет с кузовом ничего не надо делать. А тот может «зацвести» года через три – уж изнутри-то точно. Но сквозных дыр еще не будет, значит, и претензий никто не примет.
Гарантийная услуга, необходимая всем
В благополучной и ухоженной Скандинавии с ее великолепными дорогами и мягким климатом, новейшими, дружественными к металлу антигололедными реагентами и вездесущими мойками, теплыми гаражами и удобными паркингами существует целая сеть антикоррозионных станций. Они оснащены профессиональным оборудованием для нанесения защитных покрытий. Новейшим. Работает на нем специально обученный персонал. Наверное, это все не зря?
Конечно, не зря, коль в Скандинавии машины корродируют. А у нас в России, где и «соль солонее», и перепады температур покруче – тем более. Поэтому с покупателем надо работать тщательнее, если хотите – настойчивее. Разъяснять ему, что коррозия заводится в кузове уже в первый, максимум – во второй год эксплуатации. Но мы, продавцы, гарантируем: этого не будет, если при покупке обработать днище и полости по фирменной (непременно фирменной!) технологии. И в дальнейшем повторять обработку каждые два-три года.
Вот это была бы действительно гарантия! Что касается принципа «гарантии от сквозной коррозии», то он представляется сомнительным. «Сквозная коррозия» – все равно что «заклинивший двигатель». Однако моторы по гарантии ремонтируют гораздо раньше, руководствуясь показаниями диагностики. Причем бесплатно, если дефект возник по вине производителя автомобиля. За что же такое пренебрежение к кузову?
Очень важно изучать опыт конвейерной обработки и данные производителей профессиональных антикоров – так, как это делается в Швеции. Пока же приходится констатировать: исчерпывающей статистики по технологиям конвейерной антикоррозинной защиты иномарок сегодня в России не существует. Это делает невозможным создание универсальной модели стойкости кузова, хотя такая задача представляется очень интересной и практически значимой: ее решение позволило бы выработать универсальную методику послепродажной сервисной защиты.