Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Холодок» для пламенного сердца

«Холодок» для пламенного сердца

Я думал, что нет на свете автомобилиста, не знающего, что такое антифриз. Но однажды встретил такого. На вопрос, какую марку антифриза он использует для своих тягачей, он переспросил: «Антифриз? А что такое "антифриз"? Недавно у нас в гостях были финны, так они тоже интересовались антифризом». Ему, живущему почти на экваторе при среднегодовой температуре около +20°С, слово freeze, а тем более antifreeze, вообще не знакомо.

Впрочем, и у нас его знают и правильно употребляют далеко не все. Дело всего лишь в терминологии, и с этим у нас просто беда. 99% сервисников считают высшим профессиональным шиком называть колеса «дисками», размерность шин R17 считать «семнадцатым радиусом», а сами шины именовать «резиной». Хотя регулярно пользуются дисками с записями любимого рэпа, а специфические резиновые изделия используют чаще, чем меняют эти самые шины, и разницу между тем и другим отлично представляют. Но на то они и профессионалы, что им, видимо, все едино – на чем ездить и куда что натягивать, тем более, когда речь идет о чужих автомобилях.

Ну а нам не все равно, и поэтому попробуем для начала разобраться в этой самой технологии. Антифризом, или на английский манер antifeereze, называют низкозамерзающие охлаждающие жидкости, появившиеся едва ли не одновременно с рождением самого автомобиля. По мере развития конструкции автомобильного двигателя для их приготовления в качестве основы использовали водные растворы различных спиртов, гликолей, глицерина и некоторых неорганических солей. В конечном счете по ряду причин химики отдали предпочтение гликолевому эфиру – моноэтиленгликолю (МЭГ), бесцветной сиропообразной жидкости с плотностью около 1,112 г/см3 и температурой кипения 197°С. Сегодня лидерство среди базовых ингредиентов прочно держит этиленгликоль – простейший гликоль, сиропообразная бесцветная жидкость сладкого вкуса. При всех достоинствах этиленгликоля он обладает одним существенным недостатком – это сильнейший яд, о чем неустанно твердят инструкции. Следовательно, при самостоятельной смене антифриза в тесном гаражике возможны, увы, любые последствия.

До начала 1970-х годов антифриз не имел ни конкурентов, ни альтернативы. Все изменилось с началом выпуска «советского Fiat» – ВАЗ-2101. Для обеспечения охлаждающей жидкостью более чем полумиллиона автомобилей, выпускавшихся ежегодно, требовалось море охлаждающей жидкости. Итальянцы рекомендовали закупать его у европейских фирм. Можно было бы наладить производство собственного антифриза, но для этого надо было закупать лицензии у различных компаний, а это требовало немалых затрат. И тогда отечественные нефтехимики разработали собственную низкозамерзающую жидкость, основанную на синтезе базовых ингредиентов водного раствора МЭГ – тосол. Подробнее эта история описана во врезке «Сказание о ТОСОЛе».

Новый водный раствор этиленгликоля имел вполне определенную температуру кристаллизации (–40°С) и, в отличие от антифриза, выпускался полностью готовым к употреблению, т.е. не требовал разбавления перед заливкой в систему охлаждения. Увлекшись разработкой тосола, наши химики забыли запатентовать его, и название «тосол» с легким сердцем могут использовать все кому не лень. Это привело к тому, что слово «тосол» практически полностью вытеснило термин «антифриз», в том числе и там, где не надо было бы этого делать.

На практике же синонимами эти два термина считать нельзя, и вот почему. То, что называется «антифриз» – концентрированный раствор низкозамерзающей охлаждающей жидкости, разбавляемый непосредственно при заливке. Тосол же – полностью готовый к применению продукт. Конечно, в таком делении есть некая условность – ведь по своему назначению и свойствам тосол тоже является антифризом, а разбавленный антифриз в конце концов становится тосолом. Но эта условность все же помогает избежать путаницы в технической и коммерческой документации.

Наш государственный стандарт ГОСТ 28084 регламентирует три разновидности антифризов: ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 (с температурой замерзания соответственно –40 и –60°С). Интересно, что по антикоррозионным показателям наш стандарт предъявляет к охлаждающим жидкостям самые жесткие требования среди стран, производящих эти самые жидкости. Это объясняется менее качественными материалами, из которых изготавливают отечественные двигатели и системы их охлаждения.

Многие производители выпускают антифризы по ТУ. При этом кое-кто стремится не следовать ГОСТу, а «приспособить» ТУ к своему продукту – и им это зачастую удается. Такие охлаждающие жидкости обычно сразу по нескольким параметрам хуже жидкостей, выпускаемых по государственному стандарту.

Ни на что не похожий дикий российский капитализм открыл доступ на рынок гигантскому потоку «липовых» антифризов и тосолов. Попавшие в него ни в чем не повинные потребители застонали – свобода предпринимательства обернулась для них совершенно неожиданной стороной. Здесь, наверное, надо пояснить, чем же опасна некондиционная охлаждающая жидкость.

Прежде всего при использовании некачественного антифриза возникают коррозия блока и радиатора, пенообразование и ухудшение смазки помпы – это как минимум.

Если готовить (специалисты говорят «варить») антифриз по всем правилам, то в него следует ввести достаточно сложный пакет присадок; антикоррозионных, антипенных, смазывающих и многих других. Подпольные химики полноценный пакет присадок не вводят. Им нет смысла повышать себестоимость своей «жижи», их задача – обойтись минимальными затратами.

Головка блока цилиндров, выведенная из строя «левым» тосолом
Головка блока цилиндров, выведенная из строя «левым» тосолом

В какой-то мере положение может спасти импорт. Но при значительно более высоких ценах здесь тоже можно нарваться на откровенный фальсификат. А в принципе, чем импортные охлаждающие жидкости отличаются от отечественных? Если говорить о температуре замерзания, то особой разницы нет. Вся разница в добавках, которые, собственно, и превращают водный раствор МЭГ в пригодный для эксплуатации антифриз. Если в отечественных ОЖ их около десяти, то в лучших зарубежных – порядка сорока. Зарубежные специалисты с уверенностью заявляют, что отсутствие даже одной из них существенно ухудшает качество антифриза.

Помимо выполнения основной функции – охлаждения двигателя – первоклассная охлаждающая жидкость должна «знать и уметь» многое: не кипеть во всем диапазоне рабочих температур силового агрегата, иметь высокую теплоемкость и теплопроводность, не пениться, не оказывать вредного воздействия на патрубки и уплотнения, обладать антикоррозионными и смазывающими свойствами.

Любая охлаждающая жидкость изначально бесцветна. Антифризы окрашивают для безопасности – чтобы их случайно не выпили, к примеру. Для окраски выбирают броский, «настораживающий» цвет. Так, в России «прижился» синий или светло-зеленый оттенок, в Германии применяют темно-зеленый цвет, а в Италии – красный. Несколько российских компаний освоили выпуск тосола необычного оранжевого цвета. В чем идея такой окраски? А вот в чем: введенный в тосол краситель в ультрафиолетовых лучах начинает люминесцировать. Это позволяет легко обнаружить утечки антифриза – надо просто осветить подкапотное пространство ультрафиолетовой лампой. Ну, конечно, и узнаваемость – цвет яркий, броский, необычный.

Зависимость температуры замерзания антифриза от концентрации раствора
Зависимость температуры замерзания антифриза от концентрации раствора

Несмотря на устоявшиеся термины «температура замерзания», «начало кристаллизации», «окончание кристаллизации» и т.д., антифризы не замерзают в привычном бытовом понимании. В отличие от воды, при застывании они образуют не кристаллическую, а аморфную структуру (такую структуру имеют, например, стекло и переохлажденные жидкости). При этом антифризы не увеличивают своего объема, а следовательно, не разрушают (на шоферском жаргоне – «не размораживают») систему охлаждения. При повышении температуры застывший антифриз переходит в жидкое состояние и снова может выполнять свои функции.

Как часто надо менять ОЖ? Антифриз в процессе эксплуатации утрачивает многие свои полезные свойства. В частности, снижается запас щелочности, возрастает склонность к пенообразованию, снижаются антикоррозионные свойства. Срок службы обычного тосола – около двух лет или 60 тыс. км пробега. Подчеркнем – при условии сохранения стабильной плотности не менее 1,075 г/см3. Срок службы ОЖ обычно указывается производителем на этикетке.

От редакции. В статье частично использованы материалы, ранее опубликованные в «АБС-авто». Поэтому возможны совпадения фрагментов текста с интернет-дайджестами. Это естественно: нас цитируют часто и охотно, и не всегда дают ссылки на первоисточник


Слово производителю

Владимир Смирнов, продакт-менеджер

ТФГ «Прайд»

Все антифризы FILL Inn произведены на основе моноэтиленгликоля (МЕГ) и соответствуют международным стандартам ASTM D 3306 (USA), British Standart 6580, JISK 2234, CUNA NC 956-16, AFNOR R-15-501, O NORM V 5123, UNE 25-361, NATO S-759, VW, BMW, Mercedes Benz, VOLVO, FORD, GM, FIAT.

Основным преимуществом антифризов FILL Inn является наличие оптимального пакета присадок, разработанного экспертами компании по запатентованной технологии. Они одновременно предохраняют двигатель и от перегрева, и от размораживания. Сбалансированный состав присадок предотвращает коррозию стальных, чугунных, медных, латунных и алюминиевых поверхностей и не оказывает вредного воздействия на резину, пластмассу и лакокрасочные покрытия.

При разработке пакета присадок особое внимание уделялось его способности препятствовать отложению накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения, что особенно важно для поддержания оптимального теплового режима, обеспечения нормальной работы термостата и водяного насоса. Среди главных свойств присадок, разработанных нашими специалистами, – обеспечение надежной смазки сальника водяного насоса и препятствие пенообразованию и кавитации.

Мы ввели в состав тосола специальный краситель-люминофор. Эффект его свечения позволяет быстро обнаружить место утечки тосола из системы охлаждения под ультрафиолетовым светом.


Слово редактору

Юрий Буцкий,

канд. техн. наук

Сказание о тосоле

Перенесемся в шестидесятые годы, когда началось строительство Волжского автозавода. «А что вы намерены заливать в систему охлаждения?» – спросили итальянцы, игравшие в «тольяттинском столпотворении» не последнюю роль.

«Как что? – удивились советские специалисты, – антифриз согласно нашему стандарту». И выбравшись из котлована, в котором закладывался фундамент всесоюзной автомобилизации, достали из широких штанин ГОСТ 139-52.

Взглянув на дату разработки документа, соплеменники Джузеппе Гарибальди произнесли непонятные слова на своем музыкальном языке и отправили советский антифриз в Турин, на испытания. Не успели наши к фундаменту вернуться, а из Италии уже ответ летит: «Слушайте, русские: что хорошо для старых американских двигателей, то для Fiat-124 – смерть. Вот протокол испытаний вашего антифриза: интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щелочности. Не пойдет».

Любители спагетти попали в самую точку: по просторам СССР тогда колесили ГАЗ-51 да ГАЗ?69, двигатели которых действительно имели американские корни. Таким и вода в системе нипочем – главное, слить ее, ежели машину на ночь оставляешь, и все дела.

Что делать, наши спецы лопаты побросали и отправились химиков искать, – не зря же молва гласит, что богата талантами земля русская. И точно – богата. Не прошло и трех лет, как сотрудники ГОСНИИОХТ создали новую рецептуру охлаждающей жидкости, не уступающей по качеству итальянскому антифризу «Парафлю», – что и подтвердили расширенные испытания в лабораториях Fiat. Так появился антифриз марки «ТОСОЛ», официально допущенный к применению в «жигулевских» моторах.

Первые три буквы в слове «ТОСОЛ» означали «Технология Органического Синтеза» – так именовался отдел, где денно и нощно трудились отцы-разработчики нового антифриза. А окончание «ОЛ» указывало на его спиртовую «родословную». Вспомните, как звучат названия спиртов: метанол, этанол, пропантриол (он же глицерин)... Так и «ТОСОЛ»: его основой послужил двухатомный спирт этандиол, более известный как этиленгликоль.

Поскольку название «ТОСОЛ» не запатентовали (кто тогда думал о таких вещах!), им воспользовались многие производители антифризов. И продолжают пользоваться до сих пор. Так имя антифриза зажило самостоятельной жизнью и стало нарицательным, прочно заняв место в автомобильном лексиконе наряду с бензином, маслом и электролитом. Соответственно и писать его стали строчными буквами – тосол.


Слово производителю

Майк Молнар, представитель ABRO Industries в странах Восточной Европы

В отличие от многих компаний, поставляющих антифризы на российский рынок, компания ABRO предлагает растворы, выпущенные в России на собственном производстве по технологиям и под контролем специалистов американской компании ABRO Industries Inc.

Зеленый и красный антифриз, стандарт G11, предназначен для применения в системах охлаждения всех типов современных бензиновых и дизельных двигателей любых конструкций и теплонапряженности. Он изготовлен на основе моноэтиленгликоля высшего качества с уникальным пакетом органических присадок и флуоресцентных красителей. Антифриз обеспечивает повышенную антикавитационную и антикоррозийную защиту металлов и сплавов, инертен к уплотнителям. Предотвращает образование накипи и обеспечивает надежную работу системы охлаждения двигателя при температуре окружающей среды от –40 до +50°С.

Антифриз разработан с учетом стандартов и требований: BMW N600 69.0, Daimler Chrysler DBL 7700.20, FORD WSS-M97B44-D, VAG TL 774-D G12, АвтоВАЗ TM 1.97.1172-2004, ГОСТ 28084-89 и совместим с качественными этиленгликолевыми антифризами и тосолами G11.

Срок службы антифризов – до пяти лет, срок хранения без потери качества также пять лет.

  • Леонид Круглов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены