И грянет гром…
Пик спроса на работы по обслуживанию автомобильных кондиционеров и климатических установок по понятным причинам приходится на весенне-летний период. Несмотря на то что сейчас на улице бело и морозно, хочется напомнить, что это время не за горами. Стоит ли ждать, когда «грянет гром»? Вот несколько полезных соображений о том, как вооружиться для предстоящей битвы за автомобильный климат.
Современный автомобиль без кондиционера – редкость. Поэтому и обслуживание климатической системы, когда-то считавшееся дополнительной услугой, перешло в категорию основных, причем весьма рентабельных работ. Типовой регламент обслуживания системы кондиционирования предусматривает периодическую (примерно раз в два года) проверку ее работоспособности и при необходимости – восполнение хладагента. Одновременно рекомендуется заменить салонный фильтр, ресивер-осушитель и выполнить антибактериальную обработку системы, устраняющую неприятные запахи и опасность аллергических осложнений.
Наряду с периодическим обслуживанием не менее востребован ремонт кондиционеров. Такова уж наша специфика – поводом для визита в сервис чаще становится какая-то проблема, а не желание ее предотвратить своевременной профилактикой той или иной системы автомобиля. Далеко не все проблемы с внутрисалонным климатом решаются заправкой хладагента – нередко приходится диагностировать систему, менять неисправные компоненты, устранять течи.
Чтобы стать профессионалом в деле обслуживания и ремонта климатических систем современных автомобилей, не обойтись без покупки специализированной установки. С ней сервис кондиционера становится предельно простой и непродолжительной процедурой. Так называемый «набор кондиционерщика», состоящий из отдельно приобретенных вакуумного насоса, рампы с манометрами и баллона с хладагентом, – вчерашний день. Он проигрывает полнофункциональным установкам по многим параметрам, в том числе по презентабельности – внешний вид оборудования должен демонстрировать клиенту серьезность предприятия и высокий уровень обслуживания.
Рынок предлагает богатый выбор станций для обслуживания кондиционеров. Что нужно иметь в виду, чтобы определиться с покупкой?
Парадокс
Установки для обслуживания кондиционеров принято условно делить на станции с ручным управлением («мануальные»), полуавтоматические и автоматические. В соответствии с этим первые относят к оборудованию начального уровня, вторые – среднего и последние – к станциям топ-уровня. По мере повышения уровня климатического оборудования возрастает степень автоматизации цикла обслуживания: количество операций, запускаемых вручную, уменьшается. Одновременно расширяются функциональные возможности установок, комплектация дополняется полезными сервисными устройствами и программами, например принтером для распечатки отчета о выполненной работе, справочной базой данных. Соответственно растет их стоимость: станции высшего уровня могут оказаться вдвое дороже установок с ручным управлением.
Какая установка лучше подходит для дебюта в деле обслуживания климатических систем? Казалось бы, для начала логичнее выбрать оборудование начального уровня – единовременные затраты меньше, окупятся скорее. Как ни странно, общепринятая логика приводит к ошибочному выводу. И вот почему: чем проще установка, тем сложнее ею управлять и тем выше должна быть квалификация оператора. Станции начального уровня рассчитаны на эксплуатацию опытным персоналом, знакомым с устройством и принципом действия системы кондиционирования, а также с деталями цикла обслуживания. В них, как правило, не предусмотрена «защита от дурака». Случается, что оператор по неопытности допускает ошибку: неправильно дозирует компоненты или запускает не ту стадию процесса. Это может нарушить работоспособность кондиционера, а иногда привести к повреждению установки.
Получается, что при отсутствии квалифицированного мастера надежнее сразу приобрести более совершенное, автоматическое оборудование. Оно подойдет и для мультибрендового автосервиса с небольшим потоком требований, и для специализированной станции с большой проходимостью. При работе с автоматом задача оператора проста: подсоединить установку к системе кондиционирования, выбрать автомобиль из встроенной базы данных, ввести нужную последовательность обслуживания и нажать на кнопку «пуск». Далее все стадии сервисного цикла будут выполнены без участия оператора, он может заниматься любой другой работой. Примерно через полчаса, по завершении обслуживания установка подаст сигнал. Мастеру останется лишь проверить работу системы кондиционирования и отпустить клиента.
Конечно, при небольшой проходимости срок окупаемости оборудования возрастет, но в любом случае вложения окупятся. Сейчас в сезон работа по замене хладагента в исправной системе кондиционирования стоит 800–1000 руб., а в установках топ-уровня используются более совершенные технологии, которые снижают себестоимость обслуживания практически до нуля. Дополнительные функции (диагностика системы кондиционирования, проверка на герметичность, антибактериальная обработка) расширяют спектр предоставляемых услуг, повышают их качество и тем самым ускоряют окупаемость.
Установки эконом-уровня с ручным управлением подойдут предприятиям, которые хотят попробовать, насколько это направление сервисной деятельности прибыльно, но не готовы вкладывать в оборудование большие деньги. Однако повторимся: им не миновать дополнительных затрат на наем опытного кондиционерщика или его подготовку.
Также нужно иметь в виду, что на автомобильном рынке уже появляются машины (KIA Optima, Mercedes-Benz B-Class, Opel, Toyota/Lexus) с климатическими системами, в которых используется новый, более экологичный хладагент HFO 1234yf. Технология его замены несколько отличается от теперешней. Логично предположить, что в течение длительного переходного периода на обслуживание будут приезжать машины с современным теплоносителем R 134a и новым газом. Поэтому уже сейчас стоит обратить внимание на оборудование, которое позволит работать с хладагентом обоих типов.
Не нужно забывать о том, что климатические установки, как и любое другое гаражное оборудование, нуждаются в профилактическом обслуживании (замене фильтров, сбросе сервисных интервалов и т.д.), а иногда и в ремонте. Доступность «расходников», запчастей, наличие у продавца оперативно действующей сервисной службы – очень важные моменты, которые нельзя не учитывать при покупке.
Давайте через призму вышеизложенного взглянем на предложение климатического оборудования, подготовленное к предстоящему сезону компанией «Эквинет».
Eco-климат
Вот уже почти 10 лет климатический раздел программы гаражного оборудования «Эквинет» неизменно представлен продукцией итальянской фирмы Ecotechnics. Это говорит о многом. Продолжительный опыт продаж климатических установок Ecotechnics подтвердил передовой уровень применяющихся технологий и высокое, тщательно контролируемое качество. Сервисные инженеры «Эквинета», которые по роду службы видят их изнутри, подтверждают, что все ключевые компоненты установок (насосы, электродвигатели, пневмо- и электроарматура) производятся на заводах в Италии и сделаны на совесть. Не случайно установки выдерживают регламентированный срок эксплуатации без ремонта. Налажено их обслуживание, которое традиционно проводится в форме сезонных акций, вопросы поставки расходников и запчастей решаются оперативно.
Установку модели ЕСК 760, относящуюся к станциям среднего уровня, отличает сбалансированное соотношение цены и качества. Благодаря этому она занимает верхнюю строчку в рейтинге продаж. «Средний уровень» в исполнении Ecotechnics – это обновляемое программное обеспечение с пополняемой пользователем базой данных, возможность проводить полный цикл обслуживания кондиционера в автоматическом режиме и с высокой производительностью регенерации хладагента (до 300 г/мин). Установка дополнительно оснащается термопринтером и комплектом для диагностики климатической системы. С другим опционным комплектом ее можно использовать для автоматической промывки системы кондиционирования с целью удаления продуктов износа компрессора.
Сегодня Ecotechnics предлагает новый модельный ряд установок, большинство которых является оборудованием топ-уровня. В них реализовано несколько уникальных технологий и сервисных функций. С помощью патентованной технологии high precision («высокая точность») из системы удается извлечь и регенерировать до 95% хладагента, а затем заправить его с точностью до 14 г. Мизерные потери теплоносителя – это экономия расходов на его покупку и транспортировку. Высокая точность дозирования – это безупречное качество работы, соответствующее современным требованиям автопроизводителей и исключающее основания для претензий клиентов.
В новые модели установок Ecotechnics может быть интегрирована опция Saniflux, предназначенная для обработки в автоматическом режиме испарителя и воздуховодов климатической системы автомобиля. Обработка выполняется с целью очистки, дезинфекции и устранения посторонних запахов. Специальная жидкость, испаренная в установке с помощью ультразвукового устройства, по шлангу поступает в закрытый салон автомобиля, в котором включается режим рециркуляции воздуха. Система очистки Saniflux – это эффективное средство удовлетворения требовательного клиента и дополнительный источник заработка.
Разрабатывая новый модельный ряд, специалисты Ecotechnics предусмотрели несколько вариантов для работы с хладагентом HFO 1234 yf. Некоторые модели изначально предназначены для обслуживания новых систем кондиционирования, конструкция других допускает возможность апгрейда. Помимо этого выпускается установка в версии TWIN для заправки обоих хладагентов. Ее можно рекомендовать станциям, которые только начинают работать с климатическими системами.
Наряду с установками для обслуживания кондиционеров Ecotechnics производит широкий ассортимент приборов, приспособлений и расходных материалов для диагностики, профилактики и ремонта систем искусственного климата. Все это разнообразие профессиональных инструментов доступно клиентам компании «Эквинет». Кстати, сейчас в «Эквинете» в разгаре сезонная «климатическая» акция. Помимо прочего в продажу поступили недорогие установки, которые заинтересуют автосервисы, не готовые вкладывать деньги в оборудование высшего уровня. Установки имеют только ручной режим работы и упрощенный дизайн. Зато «начинка» – самого высокого качества, характерного для всей продукции Ecotechnics.
Компания «Эквинет» активно занимается комплексным оснащением авторизованных техцентров. Дилерским предприятиям предлагаются климатические установки уровня OEM, отвечающее строгим требованиям VAG, BMW и Mercedes.