Юридические вопросы авторынка. Часть 7. Ремонтная организация и потребитель – взаимные права и обязанности
Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности
Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмотрением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.
Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуаций, связанных с деятельностью автобизнеса.
В предыдущих выпусках мы обсуждали права и обязанности продавцов автомобилей при их взаимодействии с потребителями. Как известно, дилерские центры занимаются не только продажей автомобилей. Они производят также ремонтные и другие работы. Поэтому сегодня мы обсудим права и обязанности исполнителей, которыми могут быть: продавцы, импортеры, изготовители, уполномоченные организации/уполномоченные индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по ремонту, техническому обслуживанию, установке дополнительного оборудования и прочих работ/услуг.
Сроки выполнения работ (оказания услуг)
Одним из наиболее чувствительных моментов при взаимоотношениях потребителей и исполнителей является срок выполнения работ (оказания услуг). В соответствии с нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон), Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ.
В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок, который правилами выполнения отдельных видов работ не предусмотрен, или он может быть меньшим, чем срок, установленный указанными правилами.
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств установлены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 (далее по тексту также – Правила оказания услуг). Эти Правила обязуют Исполнителя указывать в договоре (в виде заказ-наряда, квитанции, собственно договора или иного документа) срок исполнения своих обязанностей, однако не устанавливают, какой продолжительности такой срок может быть. По этому вопросу Закон просто отсылает нас к Правилам или договору.
Таким образом, между потребителем и исполнителем может быть согласован любой срок выполнения работ (оказания услуг).
Хотел бы сразу предостеречь исполнителя о возможных последствиях неуказывания этого срока в договоре. В случае, если исполнитель не укажет в договоре срок выполнения работ (оказания услуг), то при возникновении спорной ситуации по данному вопросу суд может определить такой срок исходя из соображений разумности, путем установления: какое количество времени должно быть объективно потрачено на выполнение такой работы/услуги при аналогичных или схожих обстоятельствах.
Поэтому, несмотря на отсутствие прямой законодательной санкции за такой вид нарушения, ответственность за нее на практике все же может наступить. И такое бывает.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг). По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работ (оказания услуг): начала и (или) окончания работы (оказания услуги); промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) и стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе поступить следующим образом.
1. Назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. 2. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги). 3. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Действующее законодательство под убытками понимает расходы, которое лицо, чье право нарушено, понесло или должно понести в будущем для восстановления этого нарушенного права (данное положение установлено Гражданским кодексом РФ).
Для облегчения понимания приведу пример. В заказ-наряде на ремонт автомобиля сторонами был оговорен 10-дневный срок ремонта, а вследствие нарушения этого срока исполнителем автомобиль был выдан потребителю через 15 дней. Потребитель арендовал автомобиль на 5 дней после истечения оговоренного срока ремонта. Стоимость 5-дневной аренды ТС и будет являться убытками, которые потребитель понес для восстановления своего права на использование автомобиля после срока, когда ремонт должен был быть закончен.
Если такое произошло, исполнителю остается только проконтролировать разумность таких его расходов. В частности, следует сравнить стоимость аналогичных услуг по аренде в данном регионе и в других компаниях, проверить соответствие арендованного автомобиля по классу и опционально тому автомобилю, который находился в ремонте, поскольку стоимость аренды автомобиля премиум очевидно выше стоимости аренды автомобиля эконом-класса. Соответственно, разницу в указанных суммах можно оспорить.
В случаях, когда потребитель не забирает отремонтированный автомобиль, действовать можно следующим образом. Если после окончания ремонта исполнитель уведомляет об этом потребителя способами, не позволяющими зафиксировать посылку такого сообщения (например, по телефону), я рекомендую компаниям незамедлительно направлять по адресу потребителя телеграмму.
Таким образом и с этого момента срок окончания ремонта будет зафиксирован и пресекутся любые попытки оттягивания срока получения автомобиля из ремонта и возможности подачи исковых претензий в связи с затяжками исполнения услуг, независимо от того, получал потребитель автомобиль после такого уведомления или нет.
При нарушении срока ремонта потребитель вправе назначить исполнителю новые сроки выполнения работы (оказания услуги), которые должны быть указаны в договоре о выполнении работы (оказании услуги). В случае нарушения новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, которые были перечислены выше.
Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе последнего от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены на выполненную работу, определяется следующим образом:
– в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении цены работы (услуги) в расчет принимается цена работы (услуги) на момент предъявления потребителем такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;
– при предъявлении требования о возврате денежных средств за работу (услугу) ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать возмещения разницы между ценой работы (услуги), установленной договором, и ценой соответствующей работы (услуги) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судебного решения;
– в случае возврата денежных средств за работу (услугу) ненадлежащего качества, проданную в кредит, потребителю возвращается уплаченная за работу (услугу) ненадлежащего качества денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата денежных средств по кредиту, а также возмещается плата за предоставление кредита.
При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). Если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Рекомендую при начислении неустойки обращать внимание на сумму, с которой она начисляется. Если для выполнения работ потребитель предоставил свои материалы (запасные части, материал и т. д.), то неустойку следует начислять только из стоимости работ (услуг), не включая в нее стоимость предоставленных потребителем материалов (запасных частей). Это существенно уменьшит базу для начисления пени и, соответственно, величину самой неустойки.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала работы (оказания услуги) взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), или ее этапа, или предъявления потребителем иного требования. Например: о назначении исполнителю нового срока; поручении выполнения работы (оказания услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнения ее своими силами с предъявлением требования к исполнителю о возмещении понесенных расходов; отказа от исполнения всего договора о выполнении работы (оказании услуги).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги). Если указанная цена не определена, то она определяется исходя из общей цены заказа, принятой в том месте, в котором требование должно было быть удовлетворено исполнителем и в день, либо добровольного удовлетворения такого требования, либо в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Указанные выше требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Продолжение следует