Массовая оценка
Продолжаем беседы об ассортименте и технологиях Группы Motorservice. Начало в «АБС-авто» № 8/2015, с. 18–20 и № 9/2015, с. 10–11.
В названии суть
Датчик, о котором мы поговорим сегодня, непременный атрибут современного автомобиля. Точнее, транспортного средства (ТС), ведь это понятие гораздо шире, чем автомобиль.
Уже более десяти лет эта небольшая деталь помогает блоку управления рассчитать количество впрыскиваемого топлива и компенсировать недостающий сигнал лямбда-зонда во время запуска холодного бензинового двигателя. А в дизелях позволяет системе AGR (в англоязычном варианте – EGR) оптимизировать процесс рециркуляции отработавших газов, регистрируя количество воздуха, поступившего через воздушный фильтр. И тогда становится ясно, сколько отработавших газов можно вернуть в цилиндры.
Словом, экологичные автомобили, строительные машины и сельхозтехника без этого датчика немыслимы.
«А, расходомер…» – скажет неискушенный читатель и будет неправ. Расходомеры регистрируют только объем воздуха. А здесь учитывается масса и дополнительно – температура и давление. Да и топливная смесь (в идеале стехиометрическая) формируется в массовых долях. Поэтому измерять надо именно массу воздуха.
Так что предмет нашей беседы следует называть датчиком массового расхода воздуха или сенсором воздушных масс. Немецкие специалисты именуют его LMS – Luftmassensensor.
Далее речь пойдет о сенсорах воздушных масс марки PIERBURG, поставляемых компанией Motorservice. Важно знать, что эти сенсоры причислены к группе «Снабжение воздухом». В каталоге им соответствует особая пикторамма. Вот она.
Уточните измерения
Требования к охране окружающей среды постоянно ужесточаются. А значит, новые поколения LMS должны становиться все точнее и точнее. Но прежде чем перейти к новинкам, напомним кратко о принципе действия и конструкциях сенсоров воздушных масс.
Датчик массового расхода в сборе состоит из проточного канала, в котором воздух попадает собственно к сенсору, оснащенному чувствительным элементом. В зависимости от типа ТС и области его применения заказчику предлагаются датчики LMS, встроенные в пластмассовую трубу и отдельные сменные сенсоры.
В старых моделях сенсоров чувствительным элементом служила нагреваемая нить. В результате кратковременного накаливания после выключения двигателя нить «освобождалась» от загрязнений.
Не все знают об опасных «приключениях» таких конструкций. Когда наши «кулибины» оснащали автомобили с нитяным датчиком газобаллонным оборудованием (а «газовые бумы» случаются у нас с завидной регулярностью каждые пять-семь лет), накал нити при выключении зажигания нередко вызывал воспламенение газа, не отсеченного редуктором.
В новых моделях датчиков используется чувствительный элемент в виде пленки. Эти датчики так и называют – пленочные. Сенсор накаляется до постоянной температуры от 120 до 180 °C (точное значение определяется производителем ТС). Поступающий воздух охлаждает горячий пленочный датчик. И тут вмешивается электроника, компенсирующая охлаждение пленки «встречным» нагревом. Ему соответствует строго определенный ток, который и является мерой массы проходящего воздуха. Важно, что данный метод учитывает и плотность воздуха, что повышает точность измерений.
Кроме того, новые исполнения сенсоров с двумя отдельными электроизмерительными мостами могут распознавать пульсации и обратные потоки воздуха.
Что полезно знать мастеру? Дефектный или загрязненный сенсор воздушных масс может передавать неверные входные сигналы в блок управления двигателем. Это приводит к сбоям в управлении другими системами. А особо высокая нагрузка на сенсор воздушных масс наблюдается, в частности, в дизелях с турбонаддувом, что связано со значительным расходом воздуха и высокой скоростью его движения.
Сенсоры воздушных масс тестируются с помощью системы бортовой диагностики OBD. А теперь перейдем к обещанным новинкам.
Трио для бензиновых моторов
Компания Motorservice включила в свою программу PIERBURG три новых термоанемометрических пленочных LMS. Они подходят к солидной гамме автомобилей с бензиновыми двигателями – список открывает BMW и заканчивает Volvo. Это уже знакомые нам сменные датчики с внешним термочувствительным элементом, которые без проблем используются в существующих воздушных измерительных трубках.
Для работы со сменными датчиками Motorservice предлагает специальный набор инструментов с двумя головками. Они имеют присоединительный размер ¼ дюйма и подходят ко всем ключам с «трещоткой» и торцовым ключам.
Новинка для BMW
А еще компания Motorservice добавила в свой ассортимент PIERBURG датчики массового расхода воздуха LMS 4. Каталожный номер изделия 7.18221.04.0, и оно является первым датчиком нового поколения для установки в различные автомобили BMW последних моделей.
Автопроизводитель приваривает встроенные датчики массового расхода воздуха к проточной трубе. В изделиях PIERBURG вставной датчик прикручивается винтами в проточных трубах. Геометрия этого соединения специфичная, оригинальная. Винты играют роль установочных штифтов, защищая вставные датчики от ошибок монтажа («перекручивания»).
Очень скоро такие вставные датчики можно будет приобрести отдельно. А чуть позже появятся и другие артикульные номера сенсоров для установки не только на автомобили BMW, но и на Mercedes-Benz, Opel и Fiat.
И в заключение важное замечание. Датчики LMS 4 выдают для измеренного массового расхода частотно-модулированный прямоугольный сигнал. Он гораздо менее чувствителен к помехам. А причин для их возникновения в современных напичканных электроникой автомобилях более чем достаточно.
Иллюстрации Группы Motorservice