Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

На европейский манер

На европейский манер

BelToll – электронная система сбора платы за проезд по дорогам Беларуси введена в техническую эксплуатацию в республике.

Водители, выезжающие в страны Европы, давно привыкли к существованию платных дорог за границей. Вместе с тем они привыкли и к качественному сервису и отсутствию пробок в местах взимания платы за проезд. Опыт европейских государств решил перенять Минск. Так, с 1 июля 2013 года Национальная система электронного взимания платы за проезд по дорогам Беларуси BelToll введена в техническую эксплуатацию. С 1 августа начнется взимание платы за проезд по дорогам страны – коммерческая эксплуатация системы.

Национальная система электронного взимания платы за проезд по дорогам республики BelToll основана на использовании хорошо зарекомендовавшей себя во всем мире технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях DSRC. Для передачи данных используется диапазон 5,8 ГГц. Благодаря используемой технологии плата за проезд списывается автоматически.

Принцип работы

Над полотном дороги размещаются специальные станции сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством (БУ), установленном на лобовом стекле транспортного средства. Благодаря используемой технологии плата за проезд списывается автоматически, когда транспортное средство проезжает под станциями сбора платы, без необходимости снижения скорости, выбора определенной полосы движения или остановки перед шлагбаумами, препятствующими безостановочному движению транспортного потока.

Для беспрепятственного проезда по платным автодорогам республики водитель обязан будет установить в своем автомобиле бортовое устройство.

Бортовые устройства подразделяются на два вида: для легковых и для грузовых автомобилей. Размеры прибора невелики:

• для легковых автомобилей – 74×47×18 мм, вес около 30 г;

• для грузовых автомобилей – 120×70×30 мм, вес около 100 г.

Устройства питаются от встроенной батареи и не требуют подключения к источнику питания в автомобиле. Средний срок службы изделия составляет около пяти лет, в зависимости от интенсивности использования.

Бортовое устройство персонализируется для использования на конкретном транспортном средстве и не может быть использовано на другом автомобиле, даже принадлежащем одному предприятию.

С момента запуска системы BelToll в коммерческую эксплуатацию ее использование будет являться обязательным для водителей, управляющих следующими видами транспортных средств:

• легковые автомобили, зарегистрированные за пределами Таможенного союза (пассажирские автомобили и пассажирские микроавтобусы) с технически допустимой общей массой не более 3,5 т;

• иные транспортные средства (грузовики, автобусы и дома на колесах) с технически допустимой общей массой более 3,5 т.

Где получить?

До момента запуска системы в коммерческую эксплуатацию – 1 августа 2013 года – будет действовать существующая система ручного сбора оплаты на автомобильной дороге М-1/Е 30 Брест – Минск – граница Российской Федерации в пунктах ручного сбора платы – Федьковичи, Колосово, Крупки, Редьки. Что касается участков остальных дорог, включенных в систему BelToll, то в течение июля 2013 года плата на них взиматься не будет. Это решение, принятое совместно Kapsch TrafficCom AG – компанией-оператором системы BelToll – и Министерством транспорта и коммуникаций РБ, даст возможность всем пользователям дороги до начала коммерческой эксплуатации ЕТС-системы посетить пункты обслуживания клиентов, выбрать предпочтительный режим оплаты, заключить договор, получить бортовое устройство.

Кстати, у Kapsch TrafficCom AG богатый опыт работы с подобными системами. Компания представлена в 33 странах мира, ее штат насчитывает 3 тыс. сотрудников, а выручка за последний финансовый год составила 488,9 млн евро.

В целом на первом этапе системой BelToll будет охвачено 815 км республиканских автодорог.

После запуска системы BelToll в коммерческую эксплуатацию будут применяться следующие тарифы за проезд по платным автодорогам:

• автомобили с технически допустимой общей массой не более 3,5 т – 0,04 евро/км;

• грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 т и имеющие 2 оси – 0,08 евро/км;

• грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 т и имеющие 3 оси – 0,10 евро/км;

• грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 т и имеющие 4 оси и более – 0,12 евро/км.

Для того чтобы пользоваться сетью платных автодорог Беларуси, необходимо самостоятельно зарегистрироваться в системе BelToll, воспользовавшись функцией «Регистрация» на сайте системы www.beltoll.by, либо обратиться в пункт обслуживания клиентов. Зарегистрироваться в системе BelToll можно также через своего эмитента топливных карт (Белоруснефть, Берлио, E100, Eurowag, ПЭК «Белавтострада»), который возьмет на себя все вопросы, связанные с внесением данных и оформлением договора.

Процесс регистрации через эмитента топливных карт и заключение договора на пользование сетью платных автодорог в режиме оплаты по факту рекомендован для компаний с большим количеством автомобилей. В этом случае компания заключает один договор на весь парк автомобилей и оплата залоговой стоимости бортового устройства и проезда осуществляется посредством топливной карты.

После регистрации пользователю необходимо обратиться в пункт обслуживания клиентов, чтобы подписать договор в режиме пред­оплаты, внести залоговую стоимость за бортовое устройство и предварительную оплату за пользование сетью платных дорог и получить бортовое устройство.

Все расчеты в системе электронного сбора платы за проезд BelToll будут осуществляться только в белорусских рублях.

Заяц не проскочит

Контролировать взимание оплаты за проезд по платным участкам дорог будет Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в чьем распоряжении будут стационарные и передвижные пункты контроля.

К нарушениям порядка оплаты будут относиться следующие:

• отсутствие на транспортном средстве, на которое распространяются обязательства по оплате за проезд, бортового устройства;

• отсутствие фиксации внесения платы за проезд на бортовом устройстве;

• использование неработающего бортового устройства;

• использование бортового устройства, не позволяющего произвести оплату за проезд в установленном порядке;

• использование бортового устройства в нарушение порядка технологической эксплуатации;

• неправомерное использование бортового устройства, предназначенного для транспортных средств, освобожденных от платы за проезд по платным дорогам;

• использование на транспортном средстве бортового устройства с установленным меньшим количеством осей, чем предписано порядком технологической эксплуатации для данного транспортного средства;

• использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства.

В случае выявления факта нарушения порядка пользования платными автодорогами вносится плата в увеличенном размере, которая взимается с собственника (владельца) транспортного средства.

Доказательствами факта неоплаты и (или) неполной оплаты будут считаться:

• информация, автоматически генерируемая системой контроля оплаты, включая время, дату и место пересечения станции сбора платы;

• установление уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции признаков неоплаты и (или) неполной оплаты.

В случае выявления нарушения порядка оплаты уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции составляет акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере и квитанцию с указанием суммы платы в увеличенном размере.

Оперативно получить информацию о работе системы BelToll, о транспортных средствах, на которые распространяются обязательства по оплате за проезд, о действующих тарифах и установке бортового устройства можно и по телефону инфолинии +375 (172) 798 798, которая работает 24 часа 7 дней в неделю. Операторы call-центра готовы ответить на вопросы пользователей сети платных дорог на русском, белорусском, английском и польском языках.

Дальше – больше

Реализация проекта по созданию Национальной электронной системы сбора платы за проезд по дорогам Беларуси предполагает выполнение еще трех этапов. Вторым этапом проекта будет охвачено 356 км дорог, объединяющих Минск с областными центрами: Могилевом (М-4) и Гомелем (М-5).

Третий и четвертый этапы, предполагающие дополнительное расширение сети платных дорог, должны последовать после принятия правительством Республики Беларусь соответствующего решения.

В целом в течение ближайших лет электронная система сбора платы за проезд BelToll появится на белорусских дорогах общей протяженностью свыше 2,7 тыс. км.

  • соб. инф.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены