На новом месте
В нынешнем году «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» сменила прописку. Вместо МВЦ «Крокус Экспо» 22-я по счету выставка антиквариата и старинных автомобилей в начале марта прошла в КВЦ «Сокольники», расположенном на территории одноименного парка. Главным событием прошедшего сбора ценителей автомотостарины стало празднование 55-летия Американской национальной выставки «Промышленная продукция США», которая во второй половине лета 1959 года в течение шести недель работала в данном парке. Единственным сооружением той заокеанской экспозиции, сохранившимся до наших дней, является 2-й павильон культурновыставочного центра и именно в нем разместилась Олдтаймер-Галерея. Правда, одного только исторического здания для автораритетов не хватило и пришлось использовать еще и соседнее помещение более поздней постройки. Советско-американские отношения в послевоенный период носили волнообразный характер, т.е. за улучшением следовало ухудшение, затем опять наступала разрядка, на смену которой приходило очередное обострение и т.д. Первая «оттепель» пришлась на конец 1950-х годов. Она проявилась, среди прочего, обменом национальными выставками, носившими откровенно пропагандистский характер, и длительной ознакомительной поездкой руководителя Советского государства по Соединенным Штатам Америки. К сожалению, этот первый период хороших отношений очень быстро закончился – уже 1 мая 1960 года под Свердловском (ныне – Екатеринбургом) советской зенитной ракетой был сбит американский высотный самолет-разведчик U-2, и вскоре начался громкий судебный процесс над его пилотом. Еще через год США разместили на территории Турции баллистические ракеты средней дальности «Юпитер» и «Тор», имевшие очень короткое подлетное время, на что Советский Союз вынужден был ответить доставкой своих ракет на Кубу. Разразился знаменитый Карибский кризис – «точка» наихудших отношений СССР – США за всю историю. Но выход нашелся – наши ракетчики со своими изделиями вернулись домой, Куба получила гарантию ненападения на нее со стороны Соединенных Штатов, а в 1963 году без лишней огласки убрали и опасные «игрушки» из Турции. Большая политика, конечно, очень интересное дело, но это не тематика нашего журнала. Поэтому вернемся к автомобилям. В отличие от Европы и Японии территория США во время Второй мировой войны совершенно не пострадала, более того, американцы хорошо заработали на военных поставках, что позволило им в первые два послевоенных десятилетия иметь уровень жизни населения, в несколько раз превышавший таковой в остальных странах мира. Очень отчетливо это проявлялось в количестве и технических параметрах автомобилей тех лет. И этот свой высокий уровень жизни американцы привезли в Сокольники. Автомобилей на выставке было много. Все три «кита» заокеанского автопрома, т.е. General Motors, Ford и Chrysler приняли в ней участие, причем, не только показывая свои достижения, но и раздавая в большом количестве рекламные проспекты на русском языке. Естественно, показанные автомобили производили на посетителей очень сильное впечатление. Но иначе и быть не могло. Советский Союз понес чудовищные людские и материальные потери во время войны, а затем сумел дать достойный отпор ядерному шантажу со стороны Америки, и поэтому выделять много средств на производство предметов потребления он тогда не мог. Мечтой большинства наших людей был народный автомобиль, который как раз в то время ускоренными темпами создавался в Москве на заводе малолитражных автомобилей и в НАМИ, а к его производству готовился завод «Коммунар» в Запорожье. С тем, что получилось в результате этих усилий, могли ознакомиться гости Олдтаймер-Галереи. Великолепно отреставрированный ЗАЗ-965 «Запорожец» 1962 года выпуска (еще с первоначальным 750-кубовым 23-сильным «движком») красовался на фоне панно с изображением Н.С. Хрущева с початком кукурузы в руке. Из посещений американских фермерских хозяйств во время его уже упоминавшейся поездки по США Никита Сергеевич вынес убеждение, что эта кормовая культура станет чудодейственным средством для ускоренного подъема советского животноводства. Однако он не учел, что у нас иной климат (США находятся южнее), и на большей части страны кукуруза расти не захочет. За эпопею с ее неудачным повсеместным внедрением Н.С. Хрущев получил в народе прозвище «кукурузник». Разделу, относящемуся к юбилею американской выставки, на прошедшей Олдтаймер-Галерее отводилось центральное место. Здесь располагались план той экспозиции, фотографии, текстовый материал, образцы проспектов, входных билетов, сувениров и, конечно же, автомобили 1959 модельного года (Chevrolet Impala, Cadillac De Ville, Chevrolet Corvette, Ford Thunderbird, Plymouth Belvedere). Про последний из перечисленных следует сказать особо. Это единственный сохранившийся в нашей стране автомобиль – участник той выставки. После ее окончания он перебрался в американское посольство, где прослужил до 1969 года. А затем оказался на киностудии «Мосфильм» и использовался в качестве реквизита. В плачевном состоянии Plymouth Belvedere попал в частную коллекцию «Джанкярд» и в настоящее время находится в стадии реставрации. Удачным дополнением к моделям 1959 года служили Studebaker President 8 1928 г.в., Cadillac 353 1929 г.в., Lincoln L 1930 г.в., Cord 810 1936 г.в., Buick Special 1939 г.в., Chrysler Windsor 1947 г.в., Cadillac Eldorado Brougham 1958 м.г., Edsel Corsair 1958 м.г. «Американцем» оказался и самый почтенный экспонат Олдтаймер-Галереи – Locomobile Model 48 Speedster 1914 года выпуска (8,6 л; 82 л.с.). Компания Locomobile Company of America просуществовала с 1899 по 1929 год. Начинала она с паровых транспортных средств, а с 1902 года стала применять бензиновые двигатели; затем последовало успешное участие в спортивных соревнованиях. Фирма делала добротные автомобили, но хорошее, как известно, дешевым не бывает – отсюда и сложности со сбытом. Стенд компании Bosch также был посвящен юбилею, но только своему собственному. В августе 1954 года начался выпуск Mercedes-Benz 300SL (индекс кузова W198) – первого в мире серийного автомобиля с 4-тактным двигателем, оснащенным впрыском топлива. Разработчиком и поставщиком системы топливоподачи для него как раз и стал Bosch. А вот чехословацкий малолитражный Aero Minor 1949 года. Пока он находится в разобранном состоянии, зато хорошо видно его устройство – хребтовая рама, передний привод, независимая подвеска на поперечных рессорах. Данный конкретный экземпляр примечателен тем, что является подарком И.В. Сталину на 70-летие. Автомобиль получил другую облицовку радиатора, хромированный декор, более изящные бамперы, новые панель приборов и рулевое колесо. Изготовление эксклюзива выполняли лучшие мастера предприятия, а все материалы для него были добровольно оплачены рабочими завода. Военная «ветвь» автомобилестроения на этот раз была представлена довольно скромно и в основном хорошо известными моделями. Однако нельзя не отметить такую для нас редкость, как немецкая амфибия Volkswagen тип 166 (в 1942-1944 годах сделаны 14 283 штуки). Оппозитный 4-цилиндровый двигатель (1,13 л; 25 л.с.) воздушного охлаждения располагался сзади и был способен разогнать армейское транспортное средство по суше до 80 км/ч. Плавала амфибия не ахти, зато благодаря полному приводу, короткой базе (2 м) и малой массе (910 кг) отличалась отменной проходимостью. Движение на воде со скоростью до 10 км/ч обеспечивал откидывающийся трехлопастной гребной винт. Как всегда, демонстрировавшиеся автораритеты удачно дополняли развалы с технической литературой, запасными частями, инструментом. А разве можно было пройти равнодушно мимо коллекций значков, самоваров, магнитофонов, радиоприемников? Несомненно, переезд Олдтаймер-Галереи на новую площадку благоприятно отразился на ее посещаемости. Во-первых, этот район Москвы имеет превосходное транспортное обеспечение, а во-вторых, парк Сокольники является излюбленным местом отдыха москвичей еще с позапрошлого века. Так что очереди на выставку были вполне естественны. Философы говорят: «все течет, все меняется». А чем сейчас могла бы похвастаться Америка? Может быть, безумным государственным долгом, который продолжает увеличиваться? Или банкротством General Motors и Chrysler?