Письмо от неученого соседа
Здравствуйте, Леонид!
Почитал я ваше письмо (см. «АБС-авто», № 1/2011). Сочувствую по поводу негативной ситуации прогрева соседом автомобиля под вашими окнами. Потасовку между людьми как аргумент в споре за экологию я, так же как и вы, не рассматриваю. К сожалению, я не могу поддержать вас в споре с соседом, когда он ссылается на оптимальный тепловой режим. Ибо с этим терморежимом в народных массах полное разногласие и диаметрально противоположные взгляды. Одной из типичных ошибок подобных споров является то, что правильное утверждение, характерное только для незначительного отрезка, распространяется на весь процесс в целом, где это правило уже не действует. Посему привожу свою классификацию периодов терморежима двигателя внутреннего сгорания (см. график 1). На нее и буду опираться при повествовании.
Физика прогрева ДВС от наших представлений не зависит! Ваше утверждение об увеличенной скорости прогрева при движении характерно только для небольшого отрезка в периоде Н4 и только примерно от +40° С, но никак эта скорость не увеличивается в периодах Н2, Н3, т.е. до +40° С. Если говорить о периоде нерегулируемого прогрева (Н3), то от минусовой температуры до +40° С скорость прогрева как на холостом ходу, так и при движении одинакова!
Как аргумент в споре привожу график 2 экспериментального прогрева автомобиля Chevrolet Lacetti 1,6 при разных режимах: 1) старт без прогрева (синий); 2) запуск и работа ДВС только на холостом ходу (красный). На отрезке от –20° С (точка 1) до +40° С (точка 2) оба графика совпадают! Если же говорить о скорости достижения рабочей температуры, то действительно на холостом ходу (ХХ) она была достигнута на 8 минут позже, но ведь редко кто прогревает двигатель до +80° С на ХХ. Поэтому считаю: прогрел двигатель до +30° С или до 1000 об/мин – и стартуй себе на здоровье.
Говоря о высоком качестве современных масел, вы называете причиной прогрева двигателя имевшиеся в историческом прошлом вязкие моторные масла. Но вы предлагаете не учитывать подделки, а также не обращать внимание на несоответствие вязкости заявленной температуре. Даже на новых автомобилях с синтетическим маслом 5W30 бывает, что при –20° С двигатель стартером не проворачивается. К тому же морозостойкость любого масла падает с увеличением пробега. Ваша фраза «современные синтетические масла сохраняют требуемую вязкость при любой температуре» вызывает удивление. Позвольте вас спросить, а почему многие автолюбители уже при –20° С обнаруживают выдавленное густое масло из-под масляного фильтра и, собственно, чем можно объяснить многие стуки на холодном двигателе, которые после прогрева исчезают совсем?
Мне известно, что чем сильнее давишь на педаль газа, тем большее количество бензина распыляется (см. график 3). На холодном движке до +30° С этот бензин хорошо смывает масляную пленку с цилиндра. Например, при –10° С форсунка распыляет 8,0 л/ч топлива, тогда как при +30° С только 1,1 л/ч! Почувствуйте почти восьмикратную разницу! Определить +30° С на термометре панели приборов трудно, но вот по тахометру 1000 об/мин показывается довольно точно.
Теперь о технологиях изготовления. Какие допуски были при изготовлении двигателя описываемого вами ГАЗ-51 и какие сейчас? Стрежни клапанов современных авто делают с таким минимальным зазором между направляющей втулкой, что даже на солидных автомобилях случается подвисание клапанов при низких температурах. Возникает проблема пропусков зажигания (ошибка 0300). А подождал бы владелец авто выхода двигателя на оптимальные тепловые зазоры, глядишь, зависания и не случилось бы. К тому же это требует всего 5 минут при 20-градусном морозе, так как скорость прогрева большинства ДВС 10° С в минуту.
Говоря о евро-нормах выхлопа, я бы не стал ссылаться на Россию, ибо евро-нормы токсических веществ определяются прежде всего плотностью населения. У нас в России плотность в 50 раз меньше, поэтому переносить на нашу практику западный стандарт нужно с очень большой осторожностью. Да и нужно ли?!
Прогрев автомобиля под окнами жильцов – это, конечно, безобразие. Но если вам действительно хочется дышать свежим воздухом, обратитесь к производителям автомобилей с предложением утеплять моторный отсек так, чтобы автомобиль по своей подготовке соответствовал холодному российскому климату. Тогда выключенный накануне двигатель на стоянке в морозную ночь не будет остывать до температуры окружающего воздуха. Только тогда утром сосед сможет запускать еще теплый двигатель, находящийся в экологическом периоде Н5.1, и при этом нам всем не придется дышать токсическими веществами. Да и шума запущенного двигателя никто не услышит, ибо современная теплоизоляция моторного отсека делает работающий автомобиль для окружающих практически бесшумным!
Козьма Прутков когда-то сказал великолепную фразу – «зри в корень», чего и вам желаю!