Племя странных людей
А как еще можно назвать людей, которые почти каждый свой выходной отправляются за сотню-полторы километров от Москвы, чтобы в каком-нибудь укромном уголке утопить джип по самую крышу, а потом дружно вытягивать его из болота или разлившегося ручья.
Называют таких людей джиперами, и в любой вылазке самое трудное для них – проделать неизбежный путь по гладкому асфальту до глухого бездорожья. За город их тянет не от пресыщения городской жизнью, они отправляются в глухомань за очередной победой над собой, природой и техникой.
Несмотря на молодость, Александр Колембет – классический джипер, хотя пришел в мир внедорожного спорта недавно.
– Впервые я испытал удовольствие от управления настоящим джипом в 2009 году, когда компания ЗАО «Вольво Восток» предоставила своим дилерам, среди которых был и я, возможность как следует «погонять» на внедорожниках. Я «заболел» джиперством с первых же минут.
Казалось бы, совсем недавно на пару с приятелем Александр купил свой первый «УАЗ», а сейчас у него за спиной – участие в нескольких десятках соревнований различных рангов, честно заслуженные кубки и призы.
– Первое, что мы сделали – разобрали покупку до последнего винтика. Разложили это «богатство» по всему гаражу, а потом как-то засомневались – сможем ли собрать все это обратно.
Но постепенно прошли все сомнения, шаг за шагом из стандартного вездехода «УАЗ» превратился в настоящую боевую машину, которую впервые мы вывели на старт 17 апреля 2010 года. Эта работа стала для нас хорошей школой. Весь накопленный опыт мы вкладываем сейчас в другие автомобили нашей команды.
По должности Александр – генеральный директор транспортной компании крупного строительного холдинга «Космос». Казалось бы, техники в его жизни и так хватает. Тут впору на тихую речку с удочкой, но и все выходные дни он проводит с ключами, тросами и домкратами. И его это, похоже, устраивает. Тем более, что рядом с ним – единомышленники. Всех их объединяет стремление преодолевать на своих боевых конях абсолютное бездорожье.
– Спортивный клуб, который в честь нашей компании мы назвали «Космос», родился 17 апреля 2010 года. Да, первый старт дался нам тяжело, машина изрядно пострадала. Вконец измотанные, на неисправном автомобиле мы выбрались из леса только в 4 часа утра. Но вопрос даже не стоял о том, чтобы оставить ее «в поле», а потом приехать с эвакуаторами, как предлагали нам организаторы, ведь ради этого мы и поехали в лес – чтобы победить все преграды, трудности и неисправности машины самостоятельно, и мы это сделали.
Мы начинали с одного автомобиля, сейчас у нас в команде уже четыре «УАЗа» и одна «Нива». Мы набираемся опыта с каждой новой машиной, подготовленной к внедорожным соревнованиям. Выбор российских автомобилей не случаен: в своей работе я постоянно вижу, на что способны наши машины. Так почему же не проверить их возможности в болотах и занесенных снегом лесах!
Что ж, выбор абсолютно правильный – недаром же, кроме знаменитых «Унимогов» и «Татр» самыми популярными машинами у любителей трак-триала остаются наши «ГАЗы» и «ЗИЛы». Как отметил Александр, большими преимуществами отечественных внедорожников являются их простота и почти полное отсутствие электроники, которая не позволяет активно вмешиваться в конструкцию автомобиля.
– Подготовка машины к внедорожным соревнованиям – дело непростое. Приходится менять немало оригинальных узлов и агрегатов на усиленные или изготовленные на заказ. Их выпуском занимается небольшое количество фирм или так называемых «кулибиных», разбросанных буквально по всей России. Полуоси, например, мы заказываем в Екатеринбурге, ждать их иногда приходится до полугода.
А во имя чего, собственно, все эти траты сил, времени и средств? Ведь на «УАЗах» можно и так ездить по родным полям и проселкам.
– Знаете, джиперство дает вам возможность буквально руками пощупать трудности этого вида спорта. Во время прохождения трассы (гонками это вряд ли можно назвать!) остаешься наедине с дикой природой, у тебя есть два друга – штурман и автомобиль. Только объединившись, втроем, мы пройдем дистанцию. То же самое происходит и в других экипажах нашей команды. Команда – это прежде всего единомышленники, и я должен сказать прямо, что в нашем клубе собрались очень интересные люди разных возрастов, от 23 до 62 лет, включая самого молодого члена команды, внука нашего начальника отдела эксплуатации и оборудования, 12-летнего Вовку.
Гонка – вершина пирамиды, в основании которой лежит подготовленность автомобиля, обеспеченное техническое обслуживание и обеспеченный быт. Холдинг «Космос», и в частности, его президент Андрей Валерьевич Черняков уделяет огромное внимание развитию спорта, оказывая неоценимую помощь в подготовке спортивных автомобилей команды, ремонте и обслуживании машин в собственном сервисном центре.
– Техническая база нашего клуба, на мой взгляд, мощная и многофункциональная. У нас есть хорошо оснащенная «техничка» на базе КамАЗа с тремя механиками на борту, два армейских бортовых тентованных вездехода ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с жилыми кузовами. Мы сами переоборудовали армейские КУНГи и разместили в них все, что необходимо для комфортного отдыха на выезде: нормальные спальные места, запас воды и продуктов. Наш принцип – после тяжелого ездового дня отдыхать надо в уюте, поэтому мы отказались от традиционных палаток, спальных мешков и быстрорастворимых супов. Каждый из нас на собственном примере знает, что такое гонка, и насколько важно после нее оказаться в оборудованном лагере, где можно привести в порядок машину и отдохнуть.
Но даже тогда, когда спортивный календарь скуп на события, команде «Космоса» не сидится на месте. Этой зимой они участвовали в пробеге из Москвы на родину Деда Мороза – в Великий Устюг. Это, конечно, не такое шумное событие, как знаменитая «Ладожская неделя», для участия в которой съезжаются джиперы из многих стран, но и в таких экспедициях есть своя прелесть.
– Мы не ставили целью пройти дистанцию за какое-то конкретное время или выполнить столько-то упражнений. Мы просто ехали по российским проселкам и восхищались нашей Родиной. А то, что некоторые участки дороги можно было преодолеть только на подготовленных машинах, придавало нашей поездке остроту и спортивность. Ну и конечно, для нас это была отличная тренировка.
14 апреля спортивная команда клуба «Космос» выйдет на очередной – первый в этом сезоне – старт. Это будет старт первого этапа Открытого чемпионата Московской области. Всего же их будет шесть: в апреле, мае, июне, сентябре, октябре и ноябре. Двухмесячный перерыв не подразумевает отдых, по состоянию техники планируется участие и других соревнованиях. Также в планах команды участие в «Ладоге 2012». А 21 апреля пройдет четвертый и последний этап кубка клуба Jeepfest 2012, где по итогам первых трех этапов СК «Космос» занимает лидирующую позицию.
В своем плотном графике Александр не без труда выкроил для общения со мной почти два часа, которые пролетели, как одно мгновение. Но оно оказалось до предела заполнено цифрами, именами, названиями соревнований, датами. Одним словом, нормальный темп обычного джипера Александра Колембета.