По новым правилам
гентство Standard & Poor's прогнозирует возможное сокращение количества страховых компаний.
Изменения российских правил страхования ответственности владельцев автотранспортных средств, которые в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе Российской Федерации, могут привести к ухудшению финансовых результатов страховых компаний, если автостраховщикам не удастся добиться значительного повышения тарифов в целях компенсации выплат, – говорится в новом отчете Standard & Poor's «Предлагаемые изменения в регулировании и судебные издержки усиливают риски российского сектора автострахования».
Если изменения в законодательстве будут приняты, это приведет к значительному повышению лимитов ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности автовладельца (ОСАГО). Например, лимиты страховой защиты ответственности за причинение вреда имуществу могут увеличиться со 120 тыс. руб. (4 тыс. долл.) до 400 тыс. руб. (13 тыс. долл.).
Вместе с тем предлагаемый законопроект не рассматривает повышение регулируемых страховых премий (размер премий находится в юрисдикции Правительства РФ), уплачиваемых страхователями; базовый тариф, который лежит в основе расчета премий, не менялся с 2003 года.
«По нашему мнению, правительство сочтет значительное увеличение страховых премий для владельцев 37 млн зарегистрированных автомобилей слишком непопулярной мерой с политической точки зрения, – заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Виктор Никольский. – Поэтому любое повышение, вероятнее всего, будет ниже уровня, который продолжают лоббировать страховые компании для компенсации будущего повышения страховых лимитов».
Принимая во внимание тот факт, что страхование автотранспортных средств (ОСАГО и КАСКО) составляет существенную долю российского рынка страхования – 40%, предлагаемые изменения окажут значительное влияние на всю страховую отрасль. Кроме того, в 2012–2013 годах возникла тенденция урегулирования страховых претензий по ОСАГО и КАСКО в судебном порядке и вынесения судами решений, неблагоприятных для страховых компаний, что уже оказало негативное давление на финансовые результаты российских страховщиков.
Агентство полагает, что крупнейшие страховые компании отреагируют на это давление повышением тарифов КАСКО, которые, в отличие от тарифов ОСАГО, не регулируются государством.
«Несмотря на то что крупные страховые компании, вероятнее всего, смогут ориентироваться на прибыльные регионы и сегменты ОСАГО и КАСКО, мы полагаем, что они, тем не менее, продемонстрируют более слабую прибыль в этих направлениях бизнеса в 2013–2014 годах, – добавил Никольский. – На наш взгляд, некоторые недиверсифицированные небольшие по размеру страховые компании, которые в большей степени, чем в среднем по сектору, подвержены автотранспортным рискам в регионах с высокой убыточностью, могут столкнуться с финансовыми трудностями и даже оказаться неплатежеспособными. Мы также ожидаем, что в 2013–2014 годах число страховых компаний в России продолжит сокращаться, поскольку ухудшение рыночных условий обусловит уход с рынка небольших игроков».
Крупнейшие российские страховые компании имеют очень высокую долю страхования автотранспортных рисков в структуре страховой премии-брутто. В 2012 году на долю автотранспортных рисков приходилось около 54% портфеля ОАО «Росгосстрах», крупнейшего игрока на российском рынке. У ОАО «Ингосстрах» они составляли около 60%, у ОАО «РЕСО Гарантия» – около 63%, у ОАО «АльфаСтрахование» (нет рейтингов S&P) – около 45%.