Покажи мне свой словарь, и я скажу, кто ты. Часть 9
Диагностика по запаху семечек
В одной монастырской школе был очень строгий наставник. Среди прочих учеников были у него два мальчика: ученик Сута и лентяй Бала.
Сута отличался усердием и прилежанием и даже в отведенное для отдыха время подметал монастырский двор, подстригал траву, ходил по воду и чистил платье учителя.
Лентяй Бала, напротив, слыл легкомысленным малым. Во время уроков спал, отвечал по подсказке, норовил спрятаться где-нибудь в укромном месте и поспать.
Встретил однажды лентяй Бала в саду Суту и говорит:
– Ну-ка, Сута, скажи, сколько будет один плюс два?
– Три. – ответил Сута.
– Один плюс два будет два – заявил лентяй Бала
Сута принялся доказывать свою правоту, и в конце концов мальчики подрались. Как раз в это время мимо проходил учитель.
– Что случилось? – спросил он.
– Бала спросил меня, сколько будет один плюс два. Я ответил – три, а он твердит, что один плюс два будет два. Вот мы и рассорились.
Тогда, взяв в руки большую пальмовую ветвь, учитель отхлестал как следует Суту.
– Я говорю истинную правду, я правильно сосчитал. За что вы меня наказываете? – возмутился Сута.
– Есть люди, просто совершающие ошибки, – наставительно сказал учитель. – Есть упрямцы и глупцы. Но еще несноснее те, кто пытается их переспорить. Кто же из вас глупее?
Диагностика по запаху семечек
Клиент «Барклай Холдинга» из Магнитогорска Константин Андреев, собственник и директор трех автосервисов, недавно купивший Pro-Cut (с чем мы его искренне поздравляем!), разрешил, чтобы я рассказал эту историю для всех.
В один из автосервисов Константина на эвакуаторе доставили автомобиль с диагнозом «не заводится». Подошедший мастер, посмотрев на автомобиль, сказал: «Двигатель стуканул. Чувствую запах семечек». В ремзоне диагноз подтвердился. А из уже открытой маслозаливной горловины ощутимо пахло перегретым маслом и задранным металлом – «семечками».
При всей курьезности и очевидной эффективности диагностики «по запаху семечек» произошедшая ситуация в автосервисе представляется мне неоднозначной и тревожной.
Не желая обидеть Константина, я все же предложил премировать мастера, но думаю, это был не самый хороший совет.
Если мы как руководители будем стимулировать проявления «солдатской смекалки» без надлежащего «вооружения и обучения» мастеров средствами современной диагностики автомобиля – стендами и приборами для проверки каждой автомобильной системы, то мы окажем нашим спецам «медвежью услугу».
Об этом я писал в своем материале «Деградация мастеров. Умный автосервис этого не допустит». В отсутствии эффективных технических средств обнаружения причин неисправностей автомеханик начинает обманывать сначала себя, потом клиента, а потом команду и руководство автосервиса.
Пример проводить диагностику и других систем, например тормозов, только «по запаху семечек» может стать очень заразительным.
Константин – успешный бизнесмен. Он тратит деньги на свое профессиональное обучение и личностный рост. Его автосервисы имеют 100%-ю загрузку.
Константин сказал мне: «Мне не хватает рабочих рук».
Я бы немного изменил формулировку. В условиях современных технологий диагностики и ремонта автомобиля нам всем не хватает «рабочих мозгов».
Врачи доказали, что мозг надо тренировать так же, как и тело – на тренажерах. Это относится и к мастерам автосервиса. Тренажеры для них – это объективные данные с диагностических приборов и стендов. А тренировка мозга – это быстрое нахождение неисправности на основе объективно полученных данных.
Только в этом случае диагностика «по запаху семечек» станет хорошим дополнением в работе!
Масштабирование
«Масштабирование» – чума молодых бизнесменов. Я сам этим переболел, когда начинал в 1990‑е. Кстати, ничего «лихого» в те годы я не припомню. Бандиты и негодяи не переводились ни в какие времена. А вот деловой климат был на порядок лучше.
Я уже выражал свою симпатию к ребятам из «Бизнес Молодости». Я прошел их курс «Миллион за сто». Многие считают их шарлатанами и даже аферистами. А лично я получил даже больше, чем хотел. Но я был на их курсе уже в зрелом возрасте и многое «фильтровал». В начале бизнеса, если ты еще не готов, программы масштабирования «Бизнес Молодости» могут спровоцировать немало побочных эффектов. Это мое субъективное мнение, и я никому его не навязываю. Вольному – воля!
Я провожу курсы для руководителей автосервисов, где мы обязательно обсуждаем проблемы безудержного масштабирования, и то, как держаться своей «концепции ежа». Надо – обращайтесь!
Суффийская мудрость
Однажды Джалалиддин Руми – великий суфийский мистик – привел своих учеников к одному полю, где на протяжении многих месяцев один фермер пытался выкопать колодец.
Начав копать в одном месте, фермер отходил в сторону на пять-десять шагов и начинал копать вновь. Не найдя воду, он начинал копать в новом месте. Фермер уже выкопал восемь ям и рыл девятую. Он испортил все поле.
Руми сказал своим ученикам:
– Не будьте похожими на этого человека. Если бы он направил всю свою энергию на копание одного колодца, то давно уже нашел бы воду, как бы глубоко она ни находилась. Но он бесполезно растратил свои силы на множество неглубоких ям.
Рискованные решения. Рискованные ставки
Как известно, благими намерениями устлана дорога в ад.
Ниже собраны рискованные решения, которые «Барклай Холдинг» не рекомендует применять в автосервисе.
Назовем рискованные решения, как в казино, – «ставками».
1. Ставка на покупку компьютерных систем «управления автосервисом», которые будут «управлять» автосервисом независимо от собственника.
Предлагается удаленный доступ к ПО, который, как любой удаленный доступ, может быть заблокирован в любое время или цена на него может быть произвольно повышена.
Программа, «управляющая автосервисом», непрерывно нацелена на замену одних исполнителей другими – по принципу «использую самое дешевое предложение на рынке труда». Выгоднее «заменить», чем «учить». Люди в данном подходе – просто материальные издержки.
Если Вы квалифицированный работник, на сколько Вас хватит в такой «мясорубке»?
Если Вы собственник автосервиса, то нужны ли Вашим клиентам работники, подходящие под определение «самые дешевые материальные издержки»?
Следующим в списке на «увольнение» идет сам собственник. В этой сети автосервисов Вы, как собственник, вообще не нужны. Зачем этой сети столько собственников, если можно обойтись одним?
2. Ставка на call-центр.
Ставка, что арендованный call-центр «подгонит» клиентов в автосервис, как болванки на конвейер.
3. Ставка на международный сетевой бренд.
Ставка на то, что контракт с ведущим международным брендом «автоматически» снимет все проблемы, и клиенты придут сами, увидев «крутой» логотип.
4. Ставка на запчасти.
«Покупаете в нашем автосервисе запчасти “дешевле, чем у других” – работа по замене бесплатно!»
5. Ставка на покупку мифа.
«Руковожу бизнесом по мобильному телефону».
6. Ставка на бесплатные услуги, которые привлекут ко мне клиентов.
«У нас диагностика бесплатно». Это беда в автосервисе, которая приобрела масштаб эпидемии. Когда «бесплатная диагностика» у всех, это уже не преимущество. Гораздо хуже другое: «бесплатное» время на диагностику надо будет оплатить мастерам, а значит, неисправности «придется найти». Повышает ли это доверие автовладельца, и так ли он туп, чтобы не понять, что происходит, – это вопрос.
Основные угрозы «ставок»
Зависимость от технологий, доступ к которым может быть заблокирован, потеря навыков управления автосервисом, потеря контакта с командой, уход «спецов», повышение зависимости от внешних неблагоприятных факторов, возможный увод бизнеса или его вынужденная продажа по остаточной стоимости.
Главные преимущества работы по технологиям «Барклай Холдинга»
Возрастание реальной стоимости автосервиса как бизнеса, получение сильных конкурентных преимуществ и сложность «копирования» ваших технологий конкурентами, лояльность и мастеров, и клиентов.
Возможность продажи автосервиса или передачи его по наследству как бизнеса, а не по остаточной стоимости оборудования.
По словам Артура Шопенгауэра, осознание правды проходит через три этапа:
– сначала над этим смеются;
– потом этому яростно противятся;
– а затем это принимается как очевидное.
До встречи в декабре.
Дмитрий Буянов, координатор группы компаний «Барклай Холдинг»