Принужденный разговор
Американцы готовы заставить автомобили «общаться» друг с другом. Ускорить внедрение новых технологий могут игроки афтемаркета.
Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (National Highway Traffic Safety Administration) к концу текущего года намерено определиться с вопросом о том, следует ли оборудовать автомобили системами, которые позволят общаться им между собой. Такие системы, считают эксперты, могут значительно сократить количество дорожно-транспортных происшествий, а также уменьшить пробки.
Способность транспортных средств обмениваться данными – уже не пустые слова, считает глава департамента транспорта Мичигана Кирк Стьюдл. По его словам, стоит только проехаться в автомобиле, оборудованном такой системой, как сразу становится понятен ее истинный потенциал.
Технология обмена информацией между автомобилями, получившая у разработчиков обозначение V2V, стремительно развивается. Некоторые даже полагают, что итогом развития станет появление транспортных средств, которым не нужен будет водитель. Уже сейчас автопроизводители внедряют в свои новинки особые датчики, вмешивающиеся в случае опасности в управление машиной, снижая скорость или останавливая ТС.
Wi-Fi на новый лад
Специалисты в области V2V предлагают двигаться дальше: для снижения количества аварий ими внедряется технология, представляющая собой модифицированную версию Wi-Fi – специализированная связь ближнего действия (DSRC). С ее помощью посылаются сигналы о потенциальной опасности (неудовлетворительное состояние дорожного полотна, лихач за рулем и проч.) другим участникам движения. В результате они могут среагировать на внештатную ситуацию раньше датчиков машины.
Сами исследования ведутся специалистами Мичиганского университета. В эксперименте, длящемся уже год, участвуют 2,5 тыс машин от восьми автопроизводителей со встроенными устройствами общения. Еще 300 машин оборудованы устройствами от сторонних производителей, позволяющими этим автомобилям обмениваться данными с другими участниками движения и дорожной инфраструктурой. Кроме того, в эксперименте участвуют несколько мотоциклов, грузовиков и автобусов, также оснащенных всевозможными средствами общения.
Помимо прочего, транспортные средства оборудованы внутренними и внешними камерами. С их помощью определят, какой из способов предупреждения водителя об опасности окажется самым эффективным. Участие в проекте, помимо представителей университета, принимают такие именитые компании, как General Motors, Ford Motor, Toyota, Hyundai/Kia, Honda, Volkswagen, Mercedes-Benz и Nissan. Все автопроизводители используют разные способы, чтобы предупредить водителя об опасности.
К примеру, Ford Taurus SHO предупредит человека об угрозе с помощью светодиодов, расположенных внизу лобового стекла, вибрирующих сидений и звуковых сигналов. Они задействуются, если система засекла остановившийся на дороге автомобиль или скрытую грузовиком машину, которая собирается проскочить перекресток на красный свет. Volkswagen и Audi предупреждает водителя с помощью звуковых сигналов и значков на панели приборов. Правда, в скором времени к этим опциям может быть добавлен вибрирующий руль.
Перемены не за горами
Автопроизводители и поставщики полагают, что Национальное управление по безопасности движения автотранспорта тем или иным образом одобрит внедрение подобных технологий на транспорте. Более того, представители управления заявили в июне, что внедрение элементов системы позволит изменить ситуацию с безопасностью на дорогах. А работа Мичиганского университета свидетельствует о том, что изменения могут произойти очень скоро.
Правда, даже если управление и начнет пересматривать правила в конце 2013 года, понадобится еще несколько лет для поэтапного внедрения системы, отмечает официальный представитель Альянса автопроизводителей Глория Бергквист. По ее прогнозу, транспортные средства с технологией V2V начнут сходить с конвейера не раньше, чем через пять лет.
Как подсчитали эксперты, V2V добавит к стоимости машины 2 тыс. долл. Однако цены быстро пойдут вниз, как только технология получит массовое распространение. Ее внедрение, подчеркивают чиновники, может предотвращать до 80% ДТП, происходящих ежегодно, но не включающих случаи, где один из участников происшествия был нетрезвым. Ведь он вряд ли будет обращать внимание на какие-то там предупреждения. Хотя и в этом случае система оказывается полезной. Трезвые автолюбители по крайней мере будут предупреждены, что рядом находится неадекватный водитель.
Афтемаркет в помощь
Хотя разработка технологий общения автомобилей друг с другом и дорожной инфраструктурой ведется более 10 лет, тот факт, что у нее нет серьезных противников, может ускорить внедрение V2V, указывает издание The USA TODAY со ссылкой на представителя Мичиганского университета Фрэнсин Роумайн. По ее словам, при внедрении новых технологий всегда находится кто-то, кто начинает жаловаться на нехватку средств. В случае с V2V голосов противников пока не слышно. Наоборот, целых восемь производителей говорят о своей заинтересованности проектом.
Помимо прочего проект предполагает, что в будущем машины смогут получать сигналы не только от других транспортных средств, но и от стоянок школьных автобусов, тротуаров, парковок торговых центров, светофоров и даже пешеходов. Правда, на массовое внедрение потребуется много времени. Несмотря на то что первые серийные автомобили могут начать сходить с конвейера в 2018 году, еще лет десять пройдет, прежде чем большинство автовладельцев обзаведутся новым чудом техники. Ускорить процесс могут сторонние производители. Уже сейчас они готовы предложить в помощь водителю умные устройства (см. врез).
Игроки рынка постгарантийного обслуживания сейчас, например, реализуют устройства, предупреждающие об угрозе лобового столкновения, сигнализирующие о неожиданно остановившейся впереди машине или о небезопасной скорости прохождения поворота.
Готовят системы «раннего оповещения» и автопроизводители. Как известно, один из самых опасных видов столкновений – боковой удар на перекрестке. Компания Ford недавно продемонстрировала технологию, позволяющую избежать столкновения. Так, машина со специальными устройствами смогла засечь другого участника движения, выскакивающего из-за грузовика на красный сигнал светофора. Эта способность и привлекает как автомобилестроителей, так и экспертов в области обеспечения транспортной безопасности. «Это малозатратный способ, благодаря которому однажды боковые удары на перекрестках уйдут в прошлое», – уверен технический эксперт Ford Фарид Ахмед Зайд.
До недавнего времени такими системами могли похвастаться новые транспортные средства, сошедшие с конвейера. Однако недавно ряд сторонних производителей предложил владельцам машин самостоятельно дооборудовать ТС датчиками контроля «мертвых» зон. Один из подобных продуктов и протестировали в ConsumerReports.
Для эксперимента была выбрана система Goshers Blind Spot Detection. Она включает датчики, устанавливаемые на левый и правый край заднего бампера, диодную сигнализацию, звуковую сигнализацию, контролер и набор необходимых проводов. Комплект в среднем стоит 250 долл., хотя ConsumerReports удалось приобрести Goshers в интернет-магазине за 200 долл. Система с дополнительными датчиками, устанавливаемыми в передний бампер, обойдется в 350 долл.
Выяснилось, что установить систему не так уж просто. Для этого необходимо залезть в проводку автомобиля, проделать отверстия в бампере для сенсоров, а также поломать голову над тем, куда спрятать провода в салоне. Производитель подчеркивает, что установку должен производить профессионал. Однако не приводит перечня мастерских, где может быть выполнена работа, а также не указывает ее примерную цену. Автослесарь ConsumerReports справился с установкой Goshers в Chevrolet Cruze за четыре часа.
Результаты исследования показали, что система работает именно так, как и заявлено в рекламе: она постоянно предупреждала водителя с помощью звуковых и световых сигналов о нахождении других машин в мертвой зоне Cruze. Правда, Goshers показалась экспертам чересчур чувствительной. Проблема отпала, когда экспериментаторы понизили уровень чувствительности датчиков до минимума, а также выбрали режим, при котором предупреждения передавались только при включенном сигнале поворота. Без этих настроек система выдавала предупреждения постоянно, реагируя даже на отбойник, туннели и прочие элементы инфраструктуры.
К минусам можно отнести и еще одну деталь. В отличие от систем, поставляемых автопроизводителями, Goshers не отключается при достижении определенной скорости. Можно лишь отключить звук, но диодные дисплеи продолжат мигать, предупреждая об опасности даже в пробке и при парковке.
Goshers, может быть, и не идеальная альтернатива встроенному контролю слепых зон, однако свою функцию она выполняет более-менее сносно, делают вывод в ConsumerReports. Во всяком случае, гораздо дешевле купить систему, чем новый автомобиль. Правда, даже ее установка не отменяет требования к водителю смотреть в зеркала и крутить головой при перестроении, напоминают исследователи.