Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Промывка при замене масла

Промывка при замене масла

Старые темы время от времени возвращаются. Одна из них звучит так: нужна ли промывка двигателя при замене моторного масла?

Еще совсем недавно на этот вопрос можно было ответить несколькими фразами. Современные моторные масла содержат эффективные моющие и диспергирующие присадки. Поэтому промывка не понадобится, если выполняются два условия. Во-первых, в двигатель заливается только качественное масло, рекомендованное производителем автомобиля. Во-вторых, замена масла производится в сроки, оговоренные инструкцией по эксплуатации. Всё. Хоть сухо и скучно, но в принципе верно.

Да, совсем недавно был бум покупки новых автомобилей и массовой замены их через три-пять лет. Абсолютное большинство владельцев обслуживалось у дилера, масло менялось по регламенту, гарантия сохранялась, и никто внутренности мотора специально не мыл.

Отдельная тема – автомобили подержанные. Тут вопрос промывки поднимался регулярно, и статей о технологии этого дела было написано немало. Но даже при беглом просмотре этих публикаций создается впечатление, что тема промывки двигателя относится к разряду полемических. И даже риторических и, следовательно, ни к чему не обязывающих. Большинство авторов ограничивалось расплывчатыми рассуждениями типа «Да, мыть надо, но…», «Нет, мыть не надо, но…», «В каждом отдельном случае есть свои особенности…» и т.д. Вершиной творения является пассаж «И уж дело автовладельца решать…». Но если это дело автовладельца, зачем браться за перо?

Присадки-дисперсанты «обволакивают» нерастворимые частицы, поддерживая их во
взвешенном состоянии
Присадки-дисперсанты «обволакивают» нерастворимые частицы, поддерживая их во взвешенном состоянии

Писали о промывке и мы (см. «АБС-авто» № 7/2013). Но, как только что говорилось, темы иногда возвращаются. Рынок изменился, новых машин продается все меньше. Терпит убытки дилерский сервис. Зато прогнозируется оживление на вторичном рынке. Всё больше автовладельцев переходят на альтернативное обслуживание – одни в независимые СТОА, другие «в гараж к дяде Васе», а третьи и вовсе собираются проводить ТО самостоятельно.

В этих условиях возвращение промывочной темы неизбежно. Особенно при покупке подер­жанного автомобиля. Поэтому давайте еще раз поговорим о внутренней чистоте мотора. Если в чем-то придется повториться, не взыщите – мы будем цитировать только себя. Имеем право. Итак, вперед.

Все знают, что моторное масло в процессе эксплуатации непрерывно загрязняется. Во-первых, в него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне. Во-вторых, оно подвергается глубокому окислению, в результате чего образуются нерастворимые соединения. Про такое масло говорят, что оно стареет.

Однако не все так страшно, поскольку современная композиция присадок к маслу содержит важнейшие ингредиенты: дисперсанты и детергенты. Именно они призваны следить за чистотой внутренностей двигателя.

Задача дисперсантов – удерживать загрязнения масла в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника окажется забитой, в картере появятся отложения, а масляные каналы закупорятся сгустками, напоминающими по консистенции майонез.

Но дисперсанты не только поддерживают частицы во взвешенном состоянии – они способствуют их измельчению. Масляный насос может гонять мельчайшие частицы грязи по кругу чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают. Ну и пусть себе гоняет. И если двигатели современных автомобилей способны работать 30–50 тыс. км без замены масла и фильтра, в этом немалая заслуга дисперсантов.

О качестве масла наглядно рассказывают поршни
О качестве масла наглядно рассказывают поршни

Поскольку дисперсанты борются с низкотемпературными отложениями (шламами), можно считать, что они обладают и моющими свойствами. Однако моющими присадками в классическом понимании являются детергенты. Совсем недавно это были особые соли – сульфонаты, салицилаты, феноляты. Но вот беда: они увеличивали зольность масла, а присадки на их основе так и назывались – зольные детергенты.

Сегодня от моторных масел требуется малая сульфатная зольность и низкое содержание фосфора и серы. Почему? Никакого секрета: сульфатная зольность масла влияет на загрязнение и возможность регенерации сажевого фильтра, фосфор отравляет катализатор дожига угарного газа CO и несгоревших углеводородов CH, а сера нарушает работу нейтрализатора оксидов азота.

Поэтому многие масляные компании при производстве моторных масел пользуются технологией Low SAPS. Расшифровывается это просто: low – низкий; SA – сульфатная зольность (от sulphate и ash – зола); P – фосфор (phosphorus), S – сера (sulphur). Так обеспечивается больший ресурс упомянутых сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов отработавших газов.

Недостаток дисперсантов и детергентов
(моющих присадок) ведет к образованию
скоплений загрязнений на различных
узлах двигателя
Недостаток дисперсантов и детергентов (моющих присадок) ведет к образованию скоплений загрязнений на различных узлах двигателя

Зольные детергенты противоречат технологии Low SAPS, поэтому на смену им пришли другие детергенты – беззольные. Их состав производители масел держат в секрете.

Но так или иначе, задача детергентов – предотвращение образования нагара и лаковых отложений на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец.

Внутренняя поверхность днища вблизи поршневого пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно, под давлением. Известен также принцип омывания днища поршня, называемый «коктейль-шейкер», – по аналогии с действиями бармена, готовящего коктейль. Но так или иначе, масла в этой зоне бывает много, а вот отложений быть не должно.

Обычно в масло вводят не один детергент, а их комбинацию. Дело в том, что каждый моющий компонент обладает щелочными свойствами, нейтрализующими действие кислот в масле. Но скорости нейтрализации у детергентов различные, поэтому в комплексе они работают эффективнее, дополняя друг друга. Это называется синергетикой.

Детергенты играют еще одну важную роль: они предохраняют детали двигателя от ржавления, если автомобиль находится на длительной стоянке.

Заканчивая сей небольшой экскурс, отметим, что быстрое потемнение масла после замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои функции. И напротив: если масло долго остается светлым, значит, внутренности двигателя обрастают высоко- и низкотемпературными отложениями со всеми вытекающими невеселыми последствиями.

Итак, современные моторные масла «вооружены» эффективными моющими и диспергирующими присадками, о чем говорилось в самом начале повествования. Вот почему новым автомобилям при регулярном обслуживании специальная промывка не нужна.

Однако жизнь может внести коррективы в вышеозначенное правило. Приведем несколько характерных примеров.

Пример 1. Так уж получилось, что пробег между сменами масла оказался превышенным. Дальнее путешествие или простая невнимательность – и вот вместо положенных 15 тыс. км мы намотали 20 тыс. Вроде и немного, а штатные моющие и диспергирующие присадки уже сработались, и двигатель начал накапливать загрязнения. Остановимся, промоем внутренности, поменяем масло и фильтр.

Пример 2. Все было хорошо, и вдруг прокладку ГБЦ пробило, и в масло попал антифриз. Эта ситуация посерьезнее предыдущей. Этиленгликоль (да и вода тоже) способствует коагуляции загрязнений, которые до того тщательно измельчались трудягами-дисперсантами. Так недолго и забить сетку маслоприемника, вызвав масляное голодание двигателя. Да и сами моющие и диспергирующие присадки начинают подвергаться усиленной гидролизной атаке. Срочно прекращаем эксплуатацию, устраняем неполадку, промываем двигатель.

Пример 3. Вытягиваем масляный щуп и видим, что требуется доливка масла. В близлежащем магазине – продукция другой марки, к тому же не «синтетика», как у нас в моторе, а «минералка». Или «синтетика» вместо «минералки», или… словом, не то, что требуется. Скрепя сердце, доливаем «инородное тело» и осторожно добираемся до СТО или родного гаража. Сливаем «коктейль», промываем двигатель…

Пример 4. И зачем только польстились мы на дешевое масло на дорожном «развальчике»! И вот, пожалуйста: проехали 300 км, а масло почернело. Проехали еще пару сотен – мощность упала… Срочно останавливаемся, сливаем, промываем, может, еще не все потеряно. Хорошо, хоть без переборки движка обошлось.

Опытные водители могут дополнить этот невеселый список, но совершенно очевидно: если машину правильно эксплуатировать, перечисленных ЧП и вызванных ими промывок можно избежать. Ну а коль уж пришлось заняться «полосканием внутренностей», давайте посмотрим, как сделать это правильно.

Что представляет собой промывочное масло? Это действительно масло в привычном понимании. Все у него, «как у больших»: в основе – база; в качестве функциональных компонентов – присадки. Правда, в сравнении с моторными маслами, состав композиции сокращен: главное место в ней занимают сильные моющие и диспергирующие присадки. А вот антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки в промывочных маслах либо отсутствуют, либо имеются в небольших количествах.

Базовое масло в промывочном продукте может иметь разную основу, однако с применяемым моторным маслом это никак не связано. Несливаемый остаток промывки настолько мал, что не повлияет на свойства свежего масла. И еще: промывочные масла – универсальные, они подходят как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

После удаления «отработки» промывочное масло заливают в еще теплый двигатель и дают ему поработать на холостом ходу 15–20 мин. Однако промывка бывает эффективной лишь при 80–90 °С, а указанного времени для достижения такой температуры может и не хватить. Поэтому инструкции к некоторым промывочным маслам разрешают немного поездить при промывке – разумеется, с невысокой скоростью и без нагрузок. Но мы бы и этого не посоветовали.

Перед промывкой следует поменять масляный фильтр. В противном случае холодное промывочное масло заставит открыться перепускной клапан старого фильтра, загрязнения попадут в систему и снизят эффективность гигиенической процедуры. Однако тратиться на дорогой фильтр вовсе не обязательно – можно поставить какое-нибудь дешевое изделие, а при заливке свежего моторного масла поменять его еще раз. Кстати, недорогой «промывочный» фильтр можно использовать повторно.

Нельзя обойти и такой вопрос, как необходимость промывки двигателей «секонд-хенд». Кто знает, что заливал в него прежний владелец? Мотористы пугают: если отложений в старом двигателе много, они поднимутся «черной тучей» и закупорят все, что только можно: сетку маслоприемника, каналы…

Мыть такие моторы необходимо не «в лоб», а по комбинированной схеме. Залил свежее масло, проехал не полный срок до замены, а половину, а то и треть – и поменял масло. Затем повторил процедуру. Потом применил промывочное масло. Так, постепенно и уйдет из двигателя некоторая часть застарелой грязи. Но не вся, чудес не бывает. Недаром есть пословица «Черного кобеля не отмоешь добела».

Не будем обсуждать здесь так называемые «пятиминутки» – это тема отдельного разговора. Напомним лишь, что эти препараты заливают в горячее загрязненное масло из расчета 200–400 г на объем системы смазки и дают двигателю поработать на холостых оборотах 5–10 мин. Важно знать, что за столь короткий промежуток времени отложения, скорее всего, не вымоются. А ездить с «пятиминуткой» в масляной системе категорически нельзя – по отношению к штатной композиции присадок она ведет себя непредсказуемо.

  • Юрий Буцкий
  • Александр Первушин, зав. лабораторией «НАМИ-ХИМ»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены