Расскажите клиенту о фильтрах
Спасибо за трафик
Пробки полезны. Можно спокойно слушать радио и прикидывать тему очередной статьи. Недаром у меня несколько последних публикаций начинаются с фразы «Еду я как-то по Ленинградке…».
Так вот, ползу я как-то по Ленинградке в час пик. По радио – передача про запчасти. Прямой эфир. Звонит водитель и говорит: «Денег нет, но я держусь! Покупаю дешевые китайские фильтры. А что? Бумага и есть бумага, зачем переплачивать?». А ведущий: «Да, да! Бумага у всех одинаковая».
Все не так, ребята! Бумага для фильтрующей шторы – важнейший компонент фильтра. Высококачественную фильтровальную бумагу выпускают компании с мировыми именами, их по пальцам одной руки пересчитать можно. Только для масляных фильтров существует обширная линейка бумаг с разной пористостью, плотностью, пропиткой. Эти параметры задаются производителями двигателей и тщательно контролируются. А нашим «все одинаково».
И появилось у меня предложение к работникам сервиса. Рассказывайте клиентам о фильтрах. Как они устроены, как работают. Этакий экспресс-тренинг – не обязательный, но при случае вполне уместный.
Ну как, попробуем? На примере масляных фильтров? А начать советую c моторного масла.
Нужен обряд очищения
Моторное масло не зря называют «жидкой деталью». Вполне себе универсальная деталь: снижает трение в сопрягаемых парах, отводит тепло и защищает от коррозии металлические поверхности. Масляная пленка уплотняет камеру сгорания, а в некоторых узлах служит рабочим телом. А еще масло очищает внутренности двигателя, вымывает отложения и поддерживает грязь в измельченном (диспергированном) состоянии.
Одно плохо: честно выполняя свои обязанности, масло загрязняется само. И начинает стареть. А состарившись, не может полноценно работать – прямо как человек.
Загрязнения масла делятся на два вида: органические и неорганические. Органические образуются в результате неполного сгорания топлива, а также термического разложения, окисления и полимеризации самого масла и того же топлива. А неорганические – это пыль, технологическая грязь после небрежного ремонта, а также продукты износа металлических деталей и сработавшихся присадок.
Важно своевременно удалять из моторного масла эти примеси. А именно фильтровать, фильтровать и еще раз фильтровать. Тут-то и нужен масляный фильтр.
Похожие, но разные
В современных двигателях применяют две схемы очистки масла: полнопоточную и комбинированную. Наиболее распространена полнопоточная схема, когда масло ходит по кругу «масляный насос – фильтр – пары трения – картер». Именно так очищается масло в двигателях большинства автомобилей. Фильтры для них так и называют – полнопоточные.
В комбинированной системе параллельно полнопоточному фильтру включают дополнительный фильтрующий элемент или центрифугу. Такие решения применяют на дизельных «мерседесах», внедорожниках и многих грузовиках.
В зарубежной литературе дополнительный фильтр называют bypass filter. А у нас его именуют частичнопоточным фильтром. Название говорящее: пока через полнопоточный фильтр проходит 100% масла, частичнопоточный пропускает лишь от 1 до 10%. Зато с более тонкой очисткой! Но за все приходится платить – комбинированная система усложняет двигатель и увеличивает стоимость автомобиля.
Spin-on и другие
Известно три типа масляных фильтров: неразборные, разборные и модульные (модульно-разборные).
Неразборный полнопоточный фильтр spin-on показан на рисунке справа. Это капсула, тонкостенный металлический корпус, внутри которого находится фильтрующий элемент (штора) и несколько клапанов.
Иное дело фильтр разборный. Он состоит из корпуса, закрепленного в моторном отсеке (чаще всего на блоке), и сменного элемента – картриджа. Разборные фильтры встраивают как в полнопоточную, так и в комбинированную систему очистки масла.
Несмотря на трудоемкую замену элемента, разборные конструкции признаны перспективными: во‑первых, они дешевле неразборных; во‑вторых, экологичнее, поскольку картридж проще утилизировать, чем фильтр spin-on.
И наконец, на некоторых современных автомобилях применяют модульные масляные фильтры, состоящие из съемного корпуса с интегрированными клапанами и сменного картриджа. Считается, что такие конструкции сочетают в себе преимущества неразборных и разборных фильтров.
О клапанах
В корпусе фильтра spin-on расположены клапаны. Чаще всего их два: перепускной и обратный. Начнем с перепускного. Его еще называют предохранительным или обводным, а в иностранной литературе величают bypass valve.
Перепускной клапан чаще всего располагают за шторой, на стороне, противоположной впускным и выпускным отверстиям. Он обязан обеспечить подачу масла к парам трения, если оно не может пройти через фильтрующий элемент. Такое случается при загрязнении шторы или при холодном пуске двигателя, когда масло загустело.
В разборных конструкциях перепускной клапан находится в корпусе для картриджа или в блоке двигателя. Важно знать, что перепускной клапан настраивают на строго определенное давление масла, и в разных двигателях он разное!
Назначение антидренажного клапана (anti-drain valve) – удерживать масло в корпусе фильтра при заглушенном двигателе. Принцип его действия прост: он перекрывает впускные отверстия фильтра, и последующий пуск двигателя происходит без масляного голодания.
Некоторые неразборные фильтры имеют еще один клапан – противосливной (anti-syphon valve). Он перекрывает выпускное отверстие, не позволяя маслу вытекать при отворачивании фильтра. Иными словами, фильтр превращается в «чернильницу-непроливайку». Тем самым обеспечивается чистота рук, двигателя и окружающей среды.
Количество и расположение клапанов, а также настройка перепускного клапана зависят от конструкции двигателя, поэтому подбирать фильтр надо строго по каталогу.
О шторе
Спору нет, клапаны вещь необходимая, но главный компонент любого фильтра – это штора. Чаще всего штора гофрируется и укладывается в виде многолучевой звезды. Иногда штору укладывают шевронным способом, что увеличивает поверхность фильтрующего элемента.
Изготавливают штору из специальной бумаги на основе смешанных волокон – натуральных и синтетических. Фильтровальная бумага – высокотехнолоичный продукт! Она имеет определенную пористость и высокие прочностные, термо- и влагостойкие характеристики. Для придания бумаге требуемых свойств ее пропитывают формальдегидными, эпоксидными или акриловыми смолами. А на поверхности формируют выступы и углубления для постоянного зазора между гофрами.
О корпусе
Из чего изготавливают корпус масляного фильтра? Как правило, из «черной» стали. Во-первых, это удешевляет само изделие. Во-вторых, в отличие от топливного фильтра, коррозия «изнутри» корпусу не грозит: его защищает моторное масло. А для защиты снаружи сталь обезжиривается и окрашивается. Лучше способом окраски считается порошковое покрытие.
Корпус соединяется с крышкой и усилителем. Эти элементы защищают от коррозии гальваническим способом. Тут же отметим, что число и форма впускных отверстий в крышке не регламентировано – лишь бы обеспечивалась суммарная площадь входной магистрали.
И наконец, о присоединительной резьбе и уплотнителе. Если резьба окажется прослабленной, фильтр может сорвать. Впрочем, качественным фильтрам это не грозит: их резьба попадает точно в середину допуска. Тут же отметим, что холоднокатаная резьба предпочтительнее нарезной.
Что касается уплотнительного кольца, его выполняют из специальной маслостойкой резины. Этот материал исключает подтекание масла и самопроизвольное отворачивание фильтра при вибрации двигателя. Кольцо должно выступать над торцом примерно на 1,5 мм.
Экзамен на профпригодность
Определить на глаз эффективность работы фильтра невозможно. Но это и не требуется, поскольку все допущенные к эксплуатации «расходники» и запчасти имеют «паспорт» – российский сертификат.
Изделие сертифицировано… За этой фразой стоят испытания. Строгие и бескомпромиссные. Узаконенные нормативной документацией.
Основным способом оценки фильтров являются лабораторно-стендовые испытания. Они проводятся на аттестованном оборудовании по методикам и нормативам ISO 4548 «Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров ДВС». Где именно проводятся? Например, во ФГУП НАМИ и других уполномоченных государством организациях. И только после сертификации фильтры попадают в магазины и сервисы.
Вот так или примерно так я предлагаю рассказывать клиентам о масляных фильтрах. Подробно или нет, подряд или выборочно, в живой беседе или с экрана телевизора, пока народ ожидает свои машины. Как угодно, лишь бы избавить автовладельцев от кошмарных заблуждений, что «бумага есть бумага» и «все фильтры одинаковы». Спасибо за внимание.