Ремонт не по карману
Несмотря на разработку все новых инструментов и оборудования, упрощающих починку и обслуживание транспортных средств, стоимость владения автомобилем продолжает увеличиваться во всем мире. Причем подобная картина характерна как для богатых, так и не очень богатых стран. К примеру, за 2013–2015 годы около 4 млн британцев были вынуждены отказаться от использования автомобиля из-за нехватки средств на необходимый ремонт.
Опрос 2 тыс. водителей, проведенный компанией ICM по заказу автосервисной организации Kwik Fit, показал, что около 21 млн владельцев машин в Королевстве испытывали необходимость в починке транспортного средства за указанный период. Из этого количества только 19% респондентов решили отказаться от поездок, пока не соберут достаточно средств для визита ремонтной организации.
Около 2 млн британцев пользовались общественным транспортом, копя деньги на ремонт в течение месяца или более. Еще 1,2 млн человек выезжали на дороги общего пользования на неисправных транспортных средствах. Интересно, что мужчины в 2 раза чаще пользовались неисправными машинами по сравнению с женщинами-водителями.
Оценить возможности
Дороговизна обслуживания автомобиля заставила многих попробовать себя в качестве механика. В то же время треть опрошенных, которые решили самостоятельно или с помощью родственников и знакомых отремонтировать транспортное средство, заявили о неуверенности в том, что работы были проведены на должном уровне. Кроме того, 500 тыс. жителей Королевства, несмотря на неуверенность в качестве ремонта, больше ничего не делали с машиной и продали ее в таком состоянии.
Основной способ избежать больших расходов на ремонт в будущем – своевременное техническое обслуживание машины, показал опрос ICM. За два года 77% респондентов, которые не посещали сервис для плановых работ с транспортным средством, вынуждены были в дальнейшем ремонтировать автомобиль. Из тех, кто все же пригонял машину для необходимого обслуживания, в дальнейшем ремонт потребовался 56% хозяев ТС.
«Любая машина в какой-то момент нуждается в ремонте, – прокомментировал результаты исследования директор по коммуникациям Kwik Fit Роджер Григгс. – Поэтому владельцам авто надо трезво оценивать свои возможности и планировать расходы на владение транспортным средством».
Топливо в помощь
В этом году Американская автомобильная ассоциация (AAA) обнародовала данные, согласно которым расходы на владение автомобилем снизились в Соединенных Штатах. Однако если бегло прочитать результаты исследования, станет ясно, что произошло это в основном за счет падения цен на топливо. Остальные же статьи расходов для хозяев авто продолжили расти.
Благодаря снижению цен на горючее стоимость содержания транспортного средства в течение 12 месяцев в США упала до минимума за шесть лет, составив 8558 долл. Таким образом, в среднем проехать 1,6 км стоит 57 центов. За месяц американцы потратят на данные цели 713 долл. Этого хватит на покрытие постоянных и переменных расходов, связанных с владением и вождением транспортного средства.
«Из-за опустившихся цен на горючее американские водители могут рассчитывать на экономию сотен долларов, – заявил управляющий директор направления автомобилестроения и ремонта AAA Джон Нильсен. – Данный факт позволит нивелировать небольшой рост трат на обслуживание ТС, страховку и другие статьи».
Действительно, стоимость топлива упала почти на четверть, теперь на то чтобы проехать 1,6 км, придется потратить 8,45 цента. В год среднестатистический американец потратит при таком раскладе 1267,5 долл. По сравнению с показателями прошлого года экономия составит 414 долл. В IV квартале 2015 года 1 л топлива стоил около 37 руб. Внесли свою лепту в уменьшение трат на расходы и инженеры автомобильных компаний. По словам представителей AAA, новые машины с новыми силовыми установками также потребляют теперь меньше топлива.
Рост по остальным статьям
Что касается расходов на страховку, то здесь уже был отмечен рост стоимости полиса в среднем на 9,6%. Покупка страховки обойдется в 1222 долл., что выше по сравнению с 2015 годом на 107 долл. Стоимость полиса сильно различается от штата к штату и зависит от многих факторов, включая стиль вождения приобретателя, политику компании-продавца и многое другое.
Хотя AAA произвела расчеты на основе информации о водителях, которые редко попадают в ДТП, выяснилось, что даже им придется в этом году больше потратить на страховку. Специалисты опять объяснили такое положение вещей падением стоимости бензина. Дескать, дешевое топливо способствует более частым и дальним поездкам, из-за чего фиксируется больше аварий и, соответственно, больше выплат на ремонт.
Почти на 3% в год выросла скорость потери стоимости автомобиля. Так, за 12 месяцев он становится дешевле на 3759 долл., годом ранее машины теряли в цене на 105 долл. меньше. Исследователи называют причиной значительный рост продаж новых транспортных средств. В результате на рынок помимо новых авто хлынули и подержанные машины, увеличив предложение.
Подросли траты и на техническое обслуживание ТС (+3,33%). Теперь в год на эти цели придется тратить на 25 долл. больше, а общие расходы составят 792 долл. Исследователи отмечают, что все больше новых двигателей требуют более дорогого масла, увеличивается стоимость расширенной гарантии, а также нормо-часов в авторемонтных организациях.
На этом фоне многие американцы, как и англичане, пренебрегают поездкой в автосервис или не выдерживают предписанных дилерами или производителями интервалов проведения технического обслуживания.
Новые материалы – новые цены
Наконец, расходы растут из-за нового дизайна узлов и агрегатов, которые теперь меняются преимущественно в сборе, а также новых материалов, используемых при выпуске транспортных средств. В качестве иллюстрации специалисты приводят пластмассу. В далеких 50‑х годах прошлого века в машинах практически не было деталей из пластика. Спустя 20 лет на долю пластмассы приходилось всего 2% от веса автомобиля. Однако затем благодаря доступности получения изделий и снижению общего веса доля этого материала стала только увеличиваться.
Сегодня 8% веса среднестатистического транспортного средства составляет пластмасса, или половина всех деталей. Обычно используется 13 видов пластика, который применяется как внутри, так и снаружи машины. Даже под капотом полно пластмассовых изделий.
Специалисты считают, что тенденция не изменится. К примеру, в США к 2025 году планируется внедрить стандарт, согласно которому автомобиль должен будет проезжать 88 км на 3,7 л топлива. Для этого потребуется дальнейшее снижение веса машины, частично задача будет выполнена за счет применения алюминия и высокопрочных сталей. Частично – за счет конструктивных элементов из углепластика, способного выдерживать высокие температуры.
Ремонт или замена?
Как и в случае с другими нетрадиционными материалами, рост популярности пластмасс для снижения общей массы автомобиля привел к нежелательным последствиям: увеличилась и стоимость ремонта транспортных средств. Легкие повреждения пластиковых деталей устранить, конечно, нетрудно. Однако чуть более серьезное повреждение, которое легко поддается ремонту, будь деталь выполнена из стали, в случае с пластмассой приводит к полной замене. Эта работа обходится уже дороже.
Наиболее часто при авариях страдает накладка бампера. Легкие повреждения, такие как царапины или небольшие вмятины, легко устранимы, и стоимость этой услуги относительно недорога. Ремонт и окраска бампера типичного современного седана обойдется в 400–750 долл. При этом, если ущерб был нанесен серьезный, услуги по замене накладки составят 900–1600 долл.
Та же история с фонарями и фарами. Незначительные повреждения можно отремонтировать за 100 долл. Однако замена фонаря в сборе на Ford Fusion 2014 модельного года – этот автомобиль один из самых популярных в США – будет стоить 260 долл., а фара – около 400 долл. без учета работы.
Есть и еще один фактор, увеличивающий расходы, – нечистые на руку автосервисы. Бывает, что ремонтные организации восстанавливают пластиковые детали, но в итоговом счете прописывают операцию как замену. Это позволяет брать больше денег с клиента. Специалисты говорят, что от такого развития событий не застрахованы даже государственные автопарки.
Известен случай, когда работники сервиса склеили фару, прописав в чеке замену, а фара потом успешно развалилась на части. Так что пластмассовые детали позволяют еще и облапошить не разбирающегося в автомобилях человека. И чем больше будут их использовать, тем дороже будет обходиться ремонт транспортных средств.
Дорогое удовольствие
Экономят на обслуживании автомобилей и в Австралии. Недавнее исследование интернет-страховщика Bingle выявило, что 4 млн жителей страны экономят на обслуживании и ремонте личного транспорта. Как показали результаты опроса, 31% автовладельцев отложили проведение планового ТО и ремонта по причине того, что это кажется им слишком дорогим удовольствием. При этом хозяева авто продолжили их эксплуатацию, несмотря на необходимость работ по машине.
Конечно, в Bingle сразу напомнили о необходимости прохождения планового техосмотра, заявив, что в противном случае даже небольшая проблема грозит обернуться в будущем затратным ремонтом. По данным компании, среднестатистический австралиец тратит на обслуживание и ТО около 1000 местных долларов. Это пятая часть всех расходов, связанных с эксплуатацией и владением транспортным средством в стране.
Больше всего тех, кто избегает визитов в сервис, оказалось в возрастной группе от 18 до 49 лет. Всего же по дорогам Австралии колесит около 13 млн легковых автомобилей, 4 млн из них нуждается в обслуживании или ремонте.
Как у нас?
Не отстают в желании сэкономить и россияне. В ноябре 2015 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» совместно с крупнейшим в России сайтом объявлений «AVITO Авто» провели опрос автолюбителей, чтобы получить представление о том, как и за счет чего им удается экономить в кризисное время. В опросе приняли участие более 8500 российских автовладельцев.
Согласно полученным данным, половина россиян в связи с кризисом изменила своим привычкам и ввела в отношении покупки и обслуживания своего автомобиля «режим экономии», в той или иной степени. Ответы разделились практически поровну: «Да, экономим» – ответили 48% опрошенных. «Нет, не экономим» – сказали 52%.
Анализ результатов исследования показал, что тех, кто в кризис начал экономить на автомобиле, можно разделить на подгруппы – в зависимости от возраста автомобиля и принадлежности к тому или иному сегменту. Эксперты отметили, что, разница, хоть и небольшая, в отношении автовладельца к новой машине и к автомобилю с пробегом существует.
Так, в отношении новых премиальных марок (в возрасте до 3 лет) включают режим экономии, связанный с кризисом, 38% автовладельцев; по иномаркам в возрасте 3–7 лет – уже 42%, старше 7 лет – 47%. Еще более заметна тенденция экономить в сегменте массовых автомобилей.
Стараются не переплачивать за услуги и удерживать себя от излишних трат 43% владельцев новых иномарок массового сегмента. По автомобилям в возрастном диапазоне 3–7 лет – это уже каждый второй (50%), по автомобилям старше 7 дет – 52% респондентов.
Похоже складываются взаимоотношения между автомобилями и их владельцами, когда речь идет об автомобилях отечественного производства. В зависимости от возраста в этом сегменте картина следующая: по новым машинам (до 3 лет)экономят 42%, 3–7 лет – 48%, старше 7 лет – 54%.
На чем экономят
Подавляющее большинство участников опроса (76%) ответили, что в кризисное время стали экономить на автомойке (редкие заезды, отказ от дополнительных услуг). Отказались от езды на автомобиле в ежедневном режиме (стали пользоваться им только по мере необходимости) 39%, отказываются от дальних поездок 37%. Более чем каждый третий (37%) отказались от платных стоянок/гаражей, 35% стали экономить на страховке (отказ от КАСКО и проч.). Почти каждый пятый (22%) перешел на покупку более дешевого бензина.
Более половины участников опроса (61%) отметили, что при обслуживании автомобиля стали применять более доступные по цене расходные материалы. Примерно треть (33%) отложили до лучших времен покупку новых шин или аккумулятора. Из соображений экономии более половины респондентов самостоятельно занимаются техническим обслуживанием автомобиля (54%) или обращаются к знакомому механику (35%).
29% отказались от проведения ТО у дилера в пользу независимой СТО.
Опрос показал, что «режим экономии» отразился и на услугах по ремонту. Более половины (56%) респондентов отметили, что при необходимости самостоятельно занимаются ремонтом машины или обращаются к знакомому механику-частнику (39%). Отказываются от ремонта у дилера, обращаясь на независимые СТО, 23%. Вместо оригинальных запчастей готовы покупать более дешевые их аналоги 42% респондентов. Отложили ремонт незначительных повреждений кузова 35% участников опроса, 26% отказались ремонтировать мелкие неисправности.
Вышеперечисленные меры по экономии средств позволили практически каждому третьему автовладельцу в 2015 году уменьшить свои расходы на автомобиль (32% респондентов считают, что их расходы снизились).
Не откажутся от прибыли
Почему ремонт и обслуживание остаются дорогими, хорошо видно на примере страхования. Привыкшие к крупной выручке компании добровольно от нее не откажутся. С одной стороны, в мире быстро распространяются технологии, позволяющие избегать аварийных ситуаций. Машины оборудуются системами экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля, контроля полосы движения. По идее данный факт должен снизить количество ДТП, а вместе с этим и объем выплачиваемых клиентам средств. Соответственно полисы могли бы и подешеветь. Тем не менее вряд ли страховые компании добровольно лишат себя прибыли.
Рейтинговое агентство Moody’s решило проанализировать, каким образом новые технологии повлияют на деятельность страховщиков. Специалисты отметили, что хотя использование машин с автопилотом и заставит переосмыслить модель бизнеса СК, их массовое распространение произойдет через несколько десятилетий, так что у страховых компаний будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новой реальности. В краткосрочной перспективе распространение систем предотвращения ДТП пойдет на пользу СК.
«Системы предупреждения аварий становятся все более привычными в автомобилях, они должны снизить количество ДТП и увеличить прибыль страховщиков», – сказал высокопоставленный представитель Moody’s Йеспер Купер. В то же время компании столкнутся с более дорогим ремонтом, если аварии избежать все-таки не удастся. Ведь дорогостоящие датчики и камеры располагаются обычно в районе переднего бампера, эта область чаще всего повреждается при авариях.
Такие автопроизводители, как Ford, Nissan и Tesla, уже озвучили планы по выводу на рынок транспортных средств с функцией автопилота в ближайшие несколько лет. Первоначально такие опции предназначались для седанов класса «люкс». «Широкое распространение автономных машин произойдет лишь через десятки лет, однако этот факт поднимает вопрос о том, какова будет роль страховой компании в условиях снизившегося количества ДТП, – добавил Купер. – Регуляторы, законодатели и судебная власть должны будут решить, как разделить ответственность между страховщиками, автопроизводителями и компаниями – поставщиками технологий».
В исследовании Moody’s также утверждается, что, как только машины с автопилотом станут обыденностью, частота аварий резко упадет, что сделает полисы намного дешевле. Для СК это будет означать меньшее количество прибыли. Влияние на отрасль распространения автономных транспортных средств окажется существенным, учитывая, что автострахование занимает огромную долю в портфеле услуг многих СК по всему миру.
Несмотря на неопределенность будущего для страховщиков, у них есть достаточно времени для инноваций и диверсификации. Это позволит остаться конкурентоспособными на сужающемся рынке, считают специалисты рейтингового агентства.
Так что можно не сомневаться, что за отведенное на трансформацию время СК найдут доводы, чтобы объяснить клиентам, почему при отсутствии ДТП на дорогах стоимость полиса продолжит расти.