Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Российский автопром попался в сети

Российский автопром попался в сети

В КВЦ «Сокольники» 20–21 декабря прошло мероприятие Connected Car Summit 2016. В этом году саммит был посвящен передовым технологиям подключенных авто. Основным событием стала конференция, где были представлены ведущие игроки рынка, а также эксперты и лидеры сегмента подключенных автомобилей. Докладчики поделились своим опытом, идеями и прогнозами развития отрасли на ближайшие годы.

Как заметил вице-президент по продажам Octo Telematics Винсент Бонне, огромный массив данных, поступающих от различных систем автомобиля, можно сравнить с нефтью, которая перерабатывается для получения бензина, дизельного топлива, мазута и других продуктов. Массивы данных также используются для производства различных продуктов от умного страхования до каршеринга.

Кстати, Octo Telematics – мировой лидер в сфере предоставления страховых телематических услуг, осуществляющая в том числе разработку программного обеспечения для страховых и транспортных компаний с целью оптимизации управления автопарками, в 2014 году была куплена ГК «Ренова».

«Мы считаем, что компания Octo Telematics имеет значительный потенциал развития практически на всех мировых рынках, – прокомментировал тогда сделку председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг. – Но особое внимание мы планируем уделить внедрению передовых технологий компании на российском рынке, где они сегодня не имеют аналогов и могут дать отличный синергетический эффект во взаимодействии с российской навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Приобретение данного актива полностью соответствует стратегии “Реновы” по наращиванию инвестиций в высокотехнологичные наукоемкие отрасли».

Огромный потенциал

По словам Винсента Бонне, рынок телематических услуг быстро растет в мире и имеет огромный потенциал в России. С помощью технологий можно убедить клиента в том, что он платит более справедливую цену за услуги.

Бонне сравнивает традиционную схему страхования с походом в ресторан, когда один человек заказывает скромное блюдо, а второй – пир горой. При этом совокупная стоимость блюд распределяется на этих двух посетителей поровну. Новые технологии позволяют расплатиться каждому за то количество блюд, которые он заказал.

Применительно к традиционному страхованию эта ситуация означает, что владельцы полисов переплачивают за риски других, в то время как умное страхование позволяет оплачивать только собственные.

Среди препятствий на пути внедрения новых технологий представитель Octo Telematics назвал боязнь клиентов устанавливать дополнительные «следящие» устройства в личный автотранспорт. Чтобы успокоить потенциальных приобретателей услуги, специалист предложил указать им на смартфоны, которые теперь почти у каждого в кармане.

Ведь, скачивая большинство приложений, пользователь сам открывает доступ к личным данным сторонним лицам. Выходит, что следящее устройство и так есть у всех.

Телематика плюс ассистенты

В Sollers будущее видят в соединении телематических сервисов и ассистентов водителя. Как отметил руководитель проекта электрики и электроники а/м SUV C ОАО УАЗ Сергей Шпилев, объединение систем в итоге даст больший эффект, чем внедрение каждой по отдельности.

Причем, по мнению эксперта, обеспечить интеграцию может только автопроизводитель. Со вступлением в силу требования об обязательном наличии модуля ГЛОНАСС на борту количество сторонних игроков, предлагающих блоки с системой, уменьшится. Соответственно будет падать объем установок на вторичном рынке.

Можно ожидать изменений и на рынке операторов телематических услуг. По аналогии с поставщиками услуг сотовой связи, снижение стоимости абонентской платы за использование ГЛОНАСС позволит значительно вырасти рынку.

В идеале необходимо унифицировать продукты всех операторов, ведь зачастую получается так, что телематические продукты одного оператора не позволяют пользоваться услугами конкурентов.

В то же время самим автопроизводителям не стоит задаваться целью заработать на подобном сервисе. Основной упор в этой области должен быть сделан на удобстве пользования технологиями, подчеркнул Шпилев.

Как выглядит

Наглядно продемонстрировать, какие возможности открывают новые технологии, была призвана недавняя презентация «Патриота» с комплексным решением, включающим элементы информационной безопасности и объединяющим в себе работу системы ассистентов помощи водителю, системы ЭРА-ГЛОНАСС с телематической платформой, диспетчерским центром и мобильным приложением на платформе iOS и Android.

Функционал позволяет клиентам автоматизировать сервисы по многопользовательскому контролю за доступом к автомобилю, контролю за стилем управления автомобилем, соблюдением маршрута движения и правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Система дает возможность своевременно контролировать расход топлива, планировать ТО и ремонт автомобилей исходя из получаемых сведений о состоянии транспортных средств.

Работа комплекса осуществляется за счет установленного в автомобиле телематического блока, подключенного к электронной системе автомобиля, принимающего навигационный сигнал со спутника, который собирает информацию о состоянии машины и передает ее через сотовую сеть связи на сервер телематической платформы.

Далее информация проходит обработку и систематизацию на сервере и передается диспетчеру для анализа и дальнейшего взаимодействия с водителем или непосредственно с автомобилем путем отправки команд.

При этом интеграция систем ассистентов помощи водителя в телематические сервисы позволяет диспетчеру вовремя выявлять наличие рассеянности, утомленности, сонливости или агрессивности у водителя и тем самым принимать профилактические меры по повышению безопасности вождения.

Особенностью представленного решения является наличие во внедорожнике кнопки SERVICE – одним ее нажатием водитель может в любой момент связаться с диспетчером, который видит положение автомобиля на карте, получаемое по сигналам от спутников ГЛОНАСС.

Наличие такой кнопки позволяет решать массу оперативных вопросов, таких как вызов скорой технической или правовой помощи прямо на дороге и др.

Данное решение предусматривает возможность интеграции с информационными системами корпоративных клиентов, что позволяет существенно повысить безопасность управления транспортными средствами и достичь значительной экономии эксплуа­тационных затрат.

Использование системы дает возможность клиентам получить экономию на расходе топлива в среднем 15% за счет прекращения сливов и отклонений от маршрутов, сократить искажение пробега автомобиля, снизить простои автомобилей на ТО и получить дополнительные скидки при страховании автопарка.

Одновременно с этим мобильное приложение (платформы iOS, Android) позволит своевременно получать информацию, требуе­мую для оперативного принятия управленческих решений.

«Компания УАЗ первой на российском рынке представила комплексное решение в области телематических сервисов с элементами информационной безопасности, которое может серийно устанавливаться на автомобиль непосредственно на предприя­тии автопроизводителя и настраиваться под потребности конкретного клиента, – заявил заместитель генерального директора по развитию, директор научно-технического центра ООО УАЗ Евгений Галкин. – Мы убеждены, что данное решение будет максимально востребовано среди корпоративных заказчиков, поскольку применение в практической деятельности телематических функций позволяет значительно увеличить безопасность вождения и достичь существенной экономии затрат при эксплуатации и обслуживании транспортного парка компании».

Доступность технологий – ключ к успеху

О важности предоставления телематических услуг потенциальным клиентам рассказал на конференции и директор по продуктам и программам ОАО «АвтоВАЗ» Алексей Лихачев. По его словам, компания рассматривает новые технологии в качестве инструмента привлечения тех, кто раньше никогда не задумывался о покупке продукции российского автогиганта.

В автомобилестроении, отметил Лихачев, наметились новые тренды. Среди них: сокращение цикла владения транспортным средством, рост популярности автомобилей с полным приводом и дигитализация. Кроме того, появляется все больше людей, которые хотят пользоваться автомобилем, а не владеть им. Поэтому ожидается рост популярности услуг каршеринговых компаний.

Исходя из новых трендов, автопроизводитель может зарабатывать как на производстве программного обеспечения, так и на выпуске оборудования. При этом капризный клиент хочет получить новые технологии по низкой цене. Если их стоимость будет неоправданно высокой, платить за них потенциальный покупатель не будет, отметил представитель ОАО «АвтоВАЗ».

Автогигант планирует в будущем все больше концентрироваться на облачных решениях, а не на выпуске оборудования. Особое внимание также будет уделено развитию автономного вождения. Правда, оговорился Лихачев, для того чтобы технология получила по-настоящему широкое распространение, она должна для начала стать экономически успешной. В ближайшей перспективе можно ожидать появление на машинах производителя функций полуавтономного вождения. Они будут предлагаться как платные опции.

В качестве примера доступных новых технологий Лихачев привел представленную в рамках московского автосалона ММАС‑2016 перспективную телематическую платформу LADA CONNECT, которая позволит управлять системами автомобиля с помощью смартфона. Это опция для автомобилей доступного и среднего ценовых сегментов.

Сегодня подобные системы ограниченно применяются лишь в автомобилях премиум-класса. Первые LADA Vesta и LADA XRAY с функцией Connect планируется выпустить в начале 2017 года. Применение системы на других моделях планируется в 2017–2018 годах.

LADA CONNECT связывает автомобиль, пользовательские устройства, информационно-развлекательные и навигационные сервисы в единое мультимедиа-пространство, при этом используются крипто-защищенные каналы связи через мобильный Интернет. Система обладает необходимой защитой от некорректных сигналов и предотвращает их подачу и прием во время движения автомобиля.

LADA CONNECT позволит:

  • открыть и закрыть автомобиль;
  • запустить и остановить двигатель;
  • открыть багажник;
  • проверить статус дверей и багажника (открыты/закрыты);
  • подать световой и звуковой сигнал (это облегчает поиск машины на парковке);
  • увидеть текущее местоположения автомобиля на карте;
  • получить уведомление при эвакуации или внешнем воздействии/ударе;
  • заблокировать запуск двигателя и передать координаты местонахождения автомобиля службам полиции (через клиентскую службу LADA);
  • автоматически включить прогрев или кондиционирование салона при дистанционном запуске двигателя (активация предустановленных параметров);
  • запустить и остановить двигатель по таймеру или при изменении температуры окружающей среды;
  • получить информацию о состоянии автомобиля и необходимости его технического обслуживания;
  • записаться на техническое обслуживание;
  • дистанционно продиагностировать автомобиль.

Также предусматривается функция анализа стиля вождения с ежедневной статистикой по всем событиям с автомобилем. Эта функция поможет совершенствовать водительские навыки и достигать экономичного вождения. Кроме того, это позволит получить индивидуальную скидку на полис КАСКО, основанную на анализе стиля вождения.

Система LADA CONNECT ориентирована как на частного авто­владельца, так и на корпоративных клиентов. По сути, это готовое решение по управлению парком для малого и среднего бизнеса, в котором возможна интеграция с корпоративными системами через API и предоставлены широкие возможности для car-sharing и других сервисов.

В перспективе, по мере развертывания системы LADA Connect, станет возможна ее интеграция с навигационными и информационно-развлекательными сервисами компании «Яндекс».

Проникновение технологий

Повышенное внимание отечественных автопроизводителей к новым технологиям понятно. По словам президента НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко, в предстоящие 2–3 года проникновение технологий connectivity на российский автомобильный рынок составит 70–80%. При этом основными драйверами роста в настоящее время являются крупные инфраструктурные проекты, такие как «Платон», «ЭРА-Глонасс», «Безопасный город», «Система 112».

Но этих проектов недостаточно, чтобы инвестиции в отечественное производство достигли необходимого для развития масштаба. Поэтому на рынке, скорее всего, будут представлены зарубежные решения, отметил Гурко.

Новые возможности, которые открываются для игроков на автомобильном рынке, были показаны в демонстрационной зоне Connected Car Summit. Здесь были выставлены электрокары, оборудование для их зарядки, решения для каршеринга.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены