Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Сибирские ученые оставят грузовики без водителей

Сибирские ученые оставят грузовики без водителей

Специалисты конструкторского бюро (СКБ) "Связь" Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в конце года поставят ПАО "КАМАЗ" макет радара для беспилотного автомобиля, предупреждающего водителя об опасности на дороге и предотвращающего столкновение, сообщил журналистам ректор вуза Александр Шелупанов.

"Сделано два макета, мы рассчитываем, что до конца года они по плану передадутся заказчику. В следующем году предполагаются испытания на площадке заказчика", - сказал Шелупанов на пресс-конференции в понедельник в пресс-центре агентства "Интерфакс" в Томске.

Как сообщала ранее пресс-служба университета, разработанные учёными ТУСУРа радиолокационные датчики совместно с данными видеокамер позволят обеспечить полностью автономное управление транспортным средством в любых погодных условиях и в любое время суток.

Оказалось, что существующие решения не подходят по ряду характеристик либо недостаточно универсальны. По словам руководителя СКБ «Связь», доцента кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники ТУСУРа Андрея Гельцера, информация с существующих радиолокационных датчиков не всегда годится для однозначного распознавания текущей обстановки: случаются пропуски целей, иногда не хватает быстродействия, нет доступа к исходным данным для более глубокой и корректной интеграции с разрабатываемыми системами. Кроме того, внутри каждого серийного радара ведётся собственная обработка поступающих сигналов с помощью довольно простых процессоров, которые просто не могут обеспечить уровень обработки сигналов, требуемый заказчиком.

Разработчики КамАЗа-беспилотника обратились в российские вузы и предприятия с предложением совместной работы в этом направлении, и разработка СКБ «Связь» ТУСУРа оказалась наиболее соответствующей уровню решаемых задач и целям проекта.

«В общем случае ситуация такая – чем лучше «видит» радар, тем больше его размер. Однако при создании беспилотника нужно совместить высокое качество получаемых изображений и небольшой размер. Используя разработанные в нашем конструкторском бюро алгоритмы обработки сигналов, мы смогли получить высокодетализированные изображения, сохранив компактные размеры радара», – говорит Андрей Гельцер.

Благодаря работе специалистов ТУСУРа будет возможно создать небольшой, размером со смартфон, радар, который можно встроить в элементы обшивки автомобиля, и при этом его возможности будут превосходить сегодняшние относительно простые решения. До конца года специалистам ТУСУРа предстоит создать макет радара, который затем будет проходить предварительное тестирование и испытания на разрабатываемом беспилотном автомобиле при участии специалистов ПАО «КамАЗ». По завершении этих испытаний будет сделан следующий шаг – создание компактного прототипа разрабатываемого радара, который затем будет готовиться для серийного производства.

Макет радара создаётся в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки». ТУСУР в партнёрстве с НИТУ «МИСиС» и ООО «НПК «ТЕСАРТ»» выполняет проект «Разработка грузового автомобиля повышенной безопасности, оснащённого программным комплексом на базе технологии миллиметровой радиолокации для целей обнаружения и классификации препятствий и других транспортных средств с обеспечением функции управления торможением», ведущей организацией проекта является компания Cognitive Technologies.

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены