Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 16
Прошлый урок мы заканчивали тестированием отремонтированной батареи и «виватом!» – успешным мастерам. Говорили: «Если все четыре условия при выполнении теста соблюдены, то поздравляю вас – вы действительно отремонтировали ВВБ! Если нет, и вы где-то в процессе ремонта допустили ошибку, то придется все начинать с самого начала. Почему мы с вами использовали для обучения в качестве примера ВВБ Prius в 10-м кузове? Потому что это самая сложная из всех типов и видов высоковольтная батарея! Если вы сможете правильно отремонтировать такую, то ремонт, например, ВВБ на Lexus CT200H покажется вам простым до безобразия. На этом сегодня остановимся. В следующий раз будем говорить об особенностях ремонта ВВБ на автомобилях Prius в 11-м, 20-м и 30-м кузовах, а также на гибридных Camry, Estima и Lexus».
Этот момент настал, и мы идем дальше по пути познания устройства гибридных автомобилей и их ремонта.
Сегодня будем ремонтировать ВВБ Prius 11 и Estima 10. Высоковольтные батареи этих модели гибридов и их модификаций являются весьма оригинальными не в лучшем понимании этого определения. Именно в этих двух образцах встречается огромное количество схожих «засад», которые будут поджидать вас при ремонте и хранении таких батарей. А вот ВВБ их более современных собратьев достаточно надежны в устройстве и, соответственно, в ремонте.
Как вы помните из предыдущих уроков, элементы ВВБ этих автомобилей изготавливаются в виде призм, соединенных по 6 штук в пластиковом корпусе. Сначала рассмотрим принцип действия размыкателя. Он отличается от размыкателя Prius 10. Оснащаются таким устройством целая линейка гибридов: Estima 10, Alphard 10, Lexus rx400h, Highlander и Kluger.
Сам размыкатель, несмотря на простоту конструкции, имеет свои хитрости. Как и у Prius 10, в корпусе ВВБ Prius 11, в который защелкивается размыкатель, имеется встроенный предохранитель и «защита от дурака», для обеспечения правильной установки размыкателя.
Только в Prius 11 контроль за размыкателем осуществляется за счет микровыключателя, расположенного в посадочном месте «чеки» размыкателя. Поэтому, если мы просто вставим размыкатель, но не повернем чеку до упора вверх – на экране сканера загорится код неисправности, хотя неисправности на самом деле и нет.
Интересна структурная электрическая схема, отвечающая за контроль наличия размыкателя, но не только. Именно она помогает спасти нерадивых ремонтников от поражения электрическим током при ремонте высоковольтной части гибридного автомобиля. Как она работает?
Свое начало она берет с корпуса инвертора. В Prius 11 провод вместе с платой управления силовыми модулями прикручен внутри инвертора. В Estima 10, Alphard 10 и Lexus rx400h массовый провод крепится снаружи на корпус инвертора. Но если на Lexus rx400h он обозначается наклейкой с предупреждением, то на Estima 10 этот малозаметный проводок без каких-либо специальных маркировок никак не ассоциируется у малоопытного механика с проводником тока высокого напряжения. Соответственно, 90% начинающих ремонтников ВВБ сталкиваются с этой «засадой» при первом же ремонте инвертора.
Идем дальше. Названный провод не соединяется напрямую к микровыключателю размыкателя. Прежде он дотягивается до крышек высоковольтных разъемов мотор-генераторов. Их две – как на Prius 10–11, так и на Estima 10 и Alphard 10. В каждой крышке есть свой размыкатель. Соответственно, не установив крышку на место, мы не замыкаем цепь до размыкателя, а значит, увидим ошибку P3140. Автомобиль, конечно же, при этом не заведется. Плюс ко всему, внутри инвертора провода от крышек-размыкателей соединяются маленькими «однопиновыми» разъемами, которые ремонтники часто забывают соединить.
Все как будто элементарно и просто, но, не зная об этих нюансах или не умея «читать» электрические схемы, люди днями и ночами мучают размыкатель с микровыключателем, а потом звонят к нам и спрашивают: «Я ремонтировал инвертор, а теперь у меня высвечивается ошибка по размыкателю, почему?».
Как действовать дальше в данной ситуации, можно будет узнать из большой книги, которую мы готовим к изданию. В ней же можно найти ответы на множество других сложных вопросов, возникающих при ремонте ВВБ различных гибридных автомобилей.
Не менее интересные истории бывают и с остальными размыкателями, но о них позднее.
Идем дальше. Как и у Prius 10, на Prius 11 для снятия ВВБ с автомобиля необходимо воспользоваться размыкателем. Снова «защита от дурака». Здесь они реализуется следующим образом. Для того чтобы мастер не забыл вытащить размыкатель, перед тем как станет подбираться к высоковольтной части ВВБ, конструкторы гибрида установили на корпусе либо на защитных крышках специальные оранжевые клипсы. Чтобы их снять, необходимо взять размыкатель и обратной его стороной повернуть внутреннюю часть клипсы. На фото это легко заметить. При этом она (внутренняя часть клипсы) отщелкнется и вылезет наружу.
К сожалению, мастера обычно клипсу ломают и только потом задумываются над тем, как она устроена и как нужно было ее снимать. На этом все функции размыкателя не заканчиваются – он нам еще понадобится, когда будем подключать нагрузку к ВВБ. Рассмотрим расположение и устройство ВВБ в Prius 11 и Estima 10.
Начнем с Prius 11. Месторасположение ВВБ в автомобиле одинаково, независимо от рынка, для которого выпущен автомобиль, – она находится в багажнике, сразу за задним сиденьем. В европейских и японских версиях ее можно увидеть, откинув спинку заднего сиденья. В версии для рынка США – только открыв багажник (спинка заднего сиденья аналогична Prius 10 – цельная и вперед не откидывается).
Размыкатель находится в левой части ВВБ, под обшивкой. Получить доступ к нему возможно только из багажника.
Для снятия ВВБ с автомобиля необходимо:
- снять минусовую клемму со вспомогательного 12В аккумулятора;
- снять обшивку ВВБ (она держится только на клипсах);
- вытащить размыкатель;
- отключить пять разъемов возле размыкателя;
- снять заднее сиденье.
Демонтаж заднего сиденья различается в зависимости от рынка, для которого произведен автомобиль. Если для американского, то сиденье снимается аналогично Prius 10. Если европейского или японского, то сначала удобнее откинуть спинки сиденья на подушку, открутить четыре болта крепления спинок и снять их. Затем демонтировать подушку заднего сиденья. После этого открутить болты крепления боковых подушек.
Сняв заднее сиденье, продолжаем:
- откручиваем черный воздуховод, идущий от ВВБ к вентилятору ее охлаждения;
- берем размыкатель и снимаем оранжевую клипсу, мешающую снять крышку на трех гайках;
- сняв защитную крышку, откручиваем высоковольтные провода, соединяющие систему главных реле и инвертор;
- откручиваем кронштейны крепления ВВБ к кузову автомобиля;
- отворачиваем кронштейн крепления спинок заднего сиденья;
- откручиваем кронштейн крепления подводящего воздуховода к корпусу ВВБ;
- снимаем газоотводную трубку с правой стороны ВВБ;
- отворачиваем болты крепления ВВБ к полу автомобиля.
Все, высоковольтная батарея готова к снятию. Вытаскивать ее удобнее всего, как и на Prius 10 – через заднюю левую дверь.
При этом сначала поднимаем левую часть ВВБ и тянем ее к левой части автомобиля. Затем помощник берется за второй край, и батарея вынимается из автомобиля.
На сегодня достаточно. Продолжим на следующем уроке.