Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Тяжеловесы на природном газе

Тяжеловесы на природном газе

Новая волна

В конце августа на Дмитровском автополигоне НАМИ компания Scania продемонстрировала грузовую и специальную технику, работающую на газовом топливе. В «меню» вошли презентации с вопросами-ответами и осмотр автомобилей «в статике». А на десерт подали лакомое блюдо – тест-драйвы на тягачах, мусоровозе и специальном автомобиле-мультилифте с крюковым захватом.

Не скрою, было интересно и познавательно. И даже интригующе. Ведь внедрение газа в качестве моторного топлива у нас всегда шло волно­образно – что в СССР, что в современной России.

Вот примеры из недавнего прошлого: то Юрий Лужков в бытность мэром озаботился газификацией московского транспорта, то Дмитрий Медведев заявил о переходе на газ в госуда рственном масштабе.

Каждый раз нам вещали о гигантских запасах природного газа в родных краях, об экологичности транспорта на метане, о широкой сети газовых заправок, которые вот-вот появятся и замечательной жизни, что сулит нам голубое топливо. Но массовой газификации автомобильного транспорта так и не произошло.

Словом, накатит газовая волна, наделает шуму, а потом стихнет – до прихода очередной волны.

И вот она пришла – очередная волна. Покруче предыдущих. Во-первых, о газификации автомобильного транспорта впервые заговорили на президентском уровне. Во-вторых, в газовую программу включился один из крупнейших производителей грузовой техники. Неужели в этот раз всё по-взрослому?

Действительно экологичный

Поговорим о газомоторном топливе. Простым языком, не влезая в научные дебри, ибо давно известно: газ – это выгодно и экологично.

Действительно, любой газ, будь то природный метан или нефтяной пропан-бутан, имеет простую химическую формулу (см. таблицу). Сгорая, он образует в основном углекислый газ СО2 и воду Н2О, естественные компоненты атмосферы. Правда, СО2 относят к вредным для планеты парниковым газам. Но в отличие от оксида углерода СО (угарного газа), он не токсичен.

Да, в газовом топливе есть примеси, но мы берем идеальный вариант, которым козыряют апологеты газификации. Ведь их главный аргумент – чистый выхлоп газового двигателя.

Хорошо, когда теория подтверждается практикой. Вот бытовой пример: газовая плита. В городской квартире в ее конфорках горит природный газ метан, подаваемый по трубам. В дачном домике – пропан-бутан из баллона. Но эффект один: вы не угорите. Можете спокойно готовить пищу, смотреть телевизор, играть с детьми – словом, жить и радоваться.

А теперь попробуйте сделать то же самое с бензином. Зажгите бензиновую горелку, разогрейте на ней суп, включите телевизор или почитайте детям книжку. Угорите в самый неподходящий момент. А почему? А потому что бензин – это сложная смесь углеводородов.

Единой химической формулы у бензина нет – можно написать лишь приблизительную структурную формулу со статистическим соотношением атомов углерода C и атомов водорода Н. Компоненты бензина сгорают по-разному, молекулы каждого имеют разную длину, и многие, особо длинные и разветвленные, дают опасные для здоровья вещества.

К слову, именно длинные молекулы компонентов бензина сгорают не полностью и образуют нагар и отложения в двигателе. А оксида углерода СО (смертельного угарного газа!) при сгорании жидких топлив образуется более чем достаточно. Именно по этим причинам конструкторы бензиновых и дизельных ДВС озаботились созданием катализаторов – дожигать СО и несгоревшие углеводороды СН. А еще – бороться с оксидами азота NOХ.

Справедливости ради отметим, что при сгорании газовых смесей оксиды азота тоже образуются. И для достижения норм Euro V и Euro VI их также надо нейтрализовать. Но в целом экологических проблем, свойственных бензину и дизельному топливу, у газа нет.

Что нам рассказали и показали

На презентации газомоторных решений Scania выступил генеральный директор «Скания-Русь» Войцех Ровински. Он привел любопытную статистику: лидерами использования компримированного природного газа (КПГ) являются Китай, Иран, Индия, Пакистан, Аргентина и Италия – но отнюдь не Россия.

Российский парк средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей на газовом топливе составляет всего 1,8% от общего количества такой техники. А ведь в нашей стране сосредоточено 40% мировых запасов природного газа.

Может ли Scania помочь в деле газификации российского транспорта? Аргументы, которые нам привели, подтверждают: да, может. Недаром компания занимается альтернативными видами топлива c 1929 года. А первая техника Scania на метане появилась в России в 2015 году.

По данным производителя, новый 13-литровый газовый двигатель Scania унифицирован с
дизельным двигателем на 70%. Ресурс газового агрегата выше в 1,5 раза, степень сжатия
в 1,5–2 раза меньше. И еще несколько преимуществ: нет ударных нагрузок, газ не
содержит серы, сокращающей срок службы масла, а сама масляная пленка не смывается
со стенок цилиндров
По данным производителя, новый 13-литровый газовый двигатель Scania унифицирован с дизельным двигателем на 70%. Ресурс газового агрегата выше в 1,5 раза, степень сжатия в 1,5–2 раза меньше. И еще несколько преимуществ: нет ударных нагрузок, газ не содержит серы, сокращающей срок службы масла, а сама масляная пленка не смывается со стенок цилиндров
Седельный тягач Scania G410 A6x4
Седельный тягач Scania G410 A6x4
Седельный тягач Scania R410 А4x2
Седельный тягач Scania R410 А4x2

«Техника на альтернативных видах топлива – отличный способ оптимизировать затраты. Многие наши партнеры-единомышленники уже поняли это. Кроме того, мы вносим вклад в заботу об окружающей среде», – отметил г-н Ровински.

Партнеры действительно оценили преимущества газовой техники. На презентации назвали реальные цифры экономии. Приведем лишь один пример.

Вот седельный тягач Scania R410 4x2 с полуприцепом-рефрижератором. Специа­лизация – перевозка молочной продукции по маршруту Москва – Санкт‑Петербург. Со 2 по 15 августа 2018 года его пробег составил 6199 км.

Сравним газовый тягач с аналогичным дизельным. Газовый автомобиль при расходе газа 38,4 м3/100 км (стоимость газа 17,5 руб. за м3) потратил 672 руб. на дистанции 100 км. Дизельный – при расходе дизельного топлива 30 л/100 км (стоимость топлива 45 руб. за 1 л) потратил на те же 100 км 1350 руб. Экономия составила 6,78 руб. на километр в пользу газа – весьма неплохо.

Кроме того, рассматриваются меры государственной поддержки владельцев газовой техники – в частности, снижение транспортного налога и льготные тарифы системы «Платон».

Сегодня в газовой линейке нового поколения более 400 вариантов автомобилей с тремя моделями двигателей, работающих на компримированном природном газе (или биогазе) и сжиженном природном газе.

На Дмитровском полигоне нам показали технику на метане для магистральных перевозок, коммунального хозяйства и строи­тельной отрасли. Участники конференции смогли не только осмотреть, но и опробовать в тест-драйвах следующие автомобили:

  • седельные тягачи R410 A4x2, G410 A6x4, G410 A4x2 ADR FL, G410 A6x2;
  • самосвал G410 B8x4/4;
  • автомобиль специальный (мультилифт) Scania G410 B6х4HA;
  • мусоровоз Р340 B6x2х4NA;
  • рефрижератор P280 LB6x2х4;

Руководитель направления продаж техники на газомоторном топливе «Скания-Русь» Иван Папазов рассказал о газовом двигателе Scania – в нашей статье он показан слева вверху. Главные его отличия от дизеля не только цикл Отто с искровым зажиганием, но и особенности цилиндропоршневой группы, клапанного механизма и других узлов, приспособленных под газ. Ну и блоков управления, разумеется. То есть, несмотря на широкую унификацию с дизелем, это газовый мотор по рождению. И он прекрасно себя зарекомендовал.

 Мусоровоз P340 B6x2
Мусоровоз P340 B6x2
Самосвал G410 B8x4/4
Самосвал G410 B8x4/4
Автомобиль специальный (Мультилифт) Scania P410 B6х4HA CNG с системой крюкового
захвата Palfinger GT 26
Автомобиль специальный (Мультилифт) Scania P410 B6х4HA CNG с системой крюкового захвата Palfinger GT 26

«Если в 2017 году было реализовано 34 автомобиля Scania на метане, то в 2018 году – уже 214, а только за первое полугодие 2019 года 150 единиц техники», – отметил Иван Папазов.

А Войцех Ровински обратил внимание на то, что «Скания-Русь» еще больше сосредоточится на поддержке клиентов. «Мы должны быть рядом с клиентами, чтобы помогать бизнесу в решении транспортных задач и повышении рентабельности их бизнеса. На это сейчас направлены все наши усилия в России», – подчеркнул генеральный директор.

Резюме

Что ж, пора подводить итоги встречи. Поддержка государственных устремлений крупным автопроизводителем, альянс России с лидерами мирового автобизнеса – вот чего не хватало прежним газовым волнам, с которых мы начали статью!

Но мировой бизнес он такой – если не видит выгоды, сотрудничать не станет. Значит, выгода очевидна, и газовое направление в России будет развиваться.

Впрочем, поживем – увидим. Все же здоровая доля скептицизма не помешает. А пока посоветуем Scania следующее: развивайте сервисную сеть. В предшествующих газовых гонках первыми сдавались эксплуатационники. Обслуживать газовое оборудование сложно и непривычно, здесь требуются высококвалифицированные специалисты. Готовьте их. И теребите Газпром с развитием сети заправок. И тогда, глядишь, все срастется.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены