Тяжеловесы на природном газе
Новая волна
В конце августа на Дмитровском автополигоне НАМИ компания Scania продемонстрировала грузовую и специальную технику, работающую на газовом топливе. В «меню» вошли презентации с вопросами-ответами и осмотр автомобилей «в статике». А на десерт подали лакомое блюдо – тест-драйвы на тягачах, мусоровозе и специальном автомобиле-мультилифте с крюковым захватом.
Не скрою, было интересно и познавательно. И даже интригующе. Ведь внедрение газа в качестве моторного топлива у нас всегда шло волнообразно – что в СССР, что в современной России.
Вот примеры из недавнего прошлого: то Юрий Лужков в бытность мэром озаботился газификацией московского транспорта, то Дмитрий Медведев заявил о переходе на газ в госуда рственном масштабе.
Каждый раз нам вещали о гигантских запасах природного газа в родных краях, об экологичности транспорта на метане, о широкой сети газовых заправок, которые вот-вот появятся и замечательной жизни, что сулит нам голубое топливо. Но массовой газификации автомобильного транспорта так и не произошло.
Словом, накатит газовая волна, наделает шуму, а потом стихнет – до прихода очередной волны.
И вот она пришла – очередная волна. Покруче предыдущих. Во-первых, о газификации автомобильного транспорта впервые заговорили на президентском уровне. Во-вторых, в газовую программу включился один из крупнейших производителей грузовой техники. Неужели в этот раз всё по-взрослому?
Действительно экологичный
Поговорим о газомоторном топливе. Простым языком, не влезая в научные дебри, ибо давно известно: газ – это выгодно и экологично.
Действительно, любой газ, будь то природный метан или нефтяной пропан-бутан, имеет простую химическую формулу (см. таблицу). Сгорая, он образует в основном углекислый газ СО2 и воду Н2О, естественные компоненты атмосферы. Правда, СО2 относят к вредным для планеты парниковым газам. Но в отличие от оксида углерода СО (угарного газа), он не токсичен.
Да, в газовом топливе есть примеси, но мы берем идеальный вариант, которым козыряют апологеты газификации. Ведь их главный аргумент – чистый выхлоп газового двигателя.
Хорошо, когда теория подтверждается практикой. Вот бытовой пример: газовая плита. В городской квартире в ее конфорках горит природный газ метан, подаваемый по трубам. В дачном домике – пропан-бутан из баллона. Но эффект один: вы не угорите. Можете спокойно готовить пищу, смотреть телевизор, играть с детьми – словом, жить и радоваться.
А теперь попробуйте сделать то же самое с бензином. Зажгите бензиновую горелку, разогрейте на ней суп, включите телевизор или почитайте детям книжку. Угорите в самый неподходящий момент. А почему? А потому что бензин – это сложная смесь углеводородов.
Единой химической формулы у бензина нет – можно написать лишь приблизительную структурную формулу со статистическим соотношением атомов углерода C и атомов водорода Н. Компоненты бензина сгорают по-разному, молекулы каждого имеют разную длину, и многие, особо длинные и разветвленные, дают опасные для здоровья вещества.
К слову, именно длинные молекулы компонентов бензина сгорают не полностью и образуют нагар и отложения в двигателе. А оксида углерода СО (смертельного угарного газа!) при сгорании жидких топлив образуется более чем достаточно. Именно по этим причинам конструкторы бензиновых и дизельных ДВС озаботились созданием катализаторов – дожигать СО и несгоревшие углеводороды СН. А еще – бороться с оксидами азота NOХ.
Справедливости ради отметим, что при сгорании газовых смесей оксиды азота тоже образуются. И для достижения норм Euro V и Euro VI их также надо нейтрализовать. Но в целом экологических проблем, свойственных бензину и дизельному топливу, у газа нет.
Что нам рассказали и показали
На презентации газомоторных решений Scania выступил генеральный директор «Скания-Русь» Войцех Ровински. Он привел любопытную статистику: лидерами использования компримированного природного газа (КПГ) являются Китай, Иран, Индия, Пакистан, Аргентина и Италия – но отнюдь не Россия.
Российский парк средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей на газовом топливе составляет всего 1,8% от общего количества такой техники. А ведь в нашей стране сосредоточено 40% мировых запасов природного газа.
Может ли Scania помочь в деле газификации российского транспорта? Аргументы, которые нам привели, подтверждают: да, может. Недаром компания занимается альтернативными видами топлива c 1929 года. А первая техника Scania на метане появилась в России в 2015 году.
«Техника на альтернативных видах топлива – отличный способ оптимизировать затраты. Многие наши партнеры-единомышленники уже поняли это. Кроме того, мы вносим вклад в заботу об окружающей среде», – отметил г-н Ровински.
Партнеры действительно оценили преимущества газовой техники. На презентации назвали реальные цифры экономии. Приведем лишь один пример.
Вот седельный тягач Scania R410 4x2 с полуприцепом-рефрижератором. Специализация – перевозка молочной продукции по маршруту Москва – Санкт‑Петербург. Со 2 по 15 августа 2018 года его пробег составил 6199 км.
Сравним газовый тягач с аналогичным дизельным. Газовый автомобиль при расходе газа 38,4 м3/100 км (стоимость газа 17,5 руб. за м3) потратил 672 руб. на дистанции 100 км. Дизельный – при расходе дизельного топлива 30 л/100 км (стоимость топлива 45 руб. за 1 л) потратил на те же 100 км 1350 руб. Экономия составила 6,78 руб. на километр в пользу газа – весьма неплохо.
Кроме того, рассматриваются меры государственной поддержки владельцев газовой техники – в частности, снижение транспортного налога и льготные тарифы системы «Платон».
Сегодня в газовой линейке нового поколения более 400 вариантов автомобилей с тремя моделями двигателей, работающих на компримированном природном газе (или биогазе) и сжиженном природном газе.
На Дмитровском полигоне нам показали технику на метане для магистральных перевозок, коммунального хозяйства и строительной отрасли. Участники конференции смогли не только осмотреть, но и опробовать в тест-драйвах следующие автомобили:
- седельные тягачи R410 A4x2, G410 A6x4, G410 A4x2 ADR FL, G410 A6x2;
- самосвал G410 B8x4/4;
- автомобиль специальный (мультилифт) Scania G410 B6х4HA;
- мусоровоз Р340 B6x2х4NA;
- рефрижератор P280 LB6x2х4;
Руководитель направления продаж техники на газомоторном топливе «Скания-Русь» Иван Папазов рассказал о газовом двигателе Scania – в нашей статье он показан слева вверху. Главные его отличия от дизеля не только цикл Отто с искровым зажиганием, но и особенности цилиндропоршневой группы, клапанного механизма и других узлов, приспособленных под газ. Ну и блоков управления, разумеется. То есть, несмотря на широкую унификацию с дизелем, это газовый мотор по рождению. И он прекрасно себя зарекомендовал.
«Если в 2017 году было реализовано 34 автомобиля Scania на метане, то в 2018 году – уже 214, а только за первое полугодие 2019 года 150 единиц техники», – отметил Иван Папазов.
А Войцех Ровински обратил внимание на то, что «Скания-Русь» еще больше сосредоточится на поддержке клиентов. «Мы должны быть рядом с клиентами, чтобы помогать бизнесу в решении транспортных задач и повышении рентабельности их бизнеса. На это сейчас направлены все наши усилия в России», – подчеркнул генеральный директор.
Резюме
Что ж, пора подводить итоги встречи. Поддержка государственных устремлений крупным автопроизводителем, альянс России с лидерами мирового автобизнеса – вот чего не хватало прежним газовым волнам, с которых мы начали статью!
Но мировой бизнес он такой – если не видит выгоды, сотрудничать не станет. Значит, выгода очевидна, и газовое направление в России будет развиваться.
Впрочем, поживем – увидим. Все же здоровая доля скептицизма не помешает. А пока посоветуем Scania следующее: развивайте сервисную сеть. В предшествующих газовых гонках первыми сдавались эксплуатационники. Обслуживать газовое оборудование сложно и непривычно, здесь требуются высококвалифицированные специалисты. Готовьте их. И теребите Газпром с развитием сети заправок. И тогда, глядишь, все срастется.