Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Тюнинг Его Величества – Автомобиля!

Тюнинг Его Величества – Автомобиля!

Предисловие от ведущего рубрики

Рязанов Федор, окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1990-х годах в России начали появляться первые иномарки и возникла необходимость в диагностике, ремонте и обслуживании систем впрыска и зажигания автомобилей. Тогда автомобили, оснащенные такими системами, назывались «инжекторными». Информация по ним в то время практически отсутствовала, поэтому автору строк пришлось заняться этой темой, что называется, с «нуля». Доходить до всего приходилось, как правило, только собственной головой и руками. С развитием интернета в России сложился коллектив таких же увлеченных людей. Обсуждения на форумах, слеты диагностов и просто личное общение помогли немного разобраться с проб­лемами диагностики и ремонта бензиновых систем впрыска.

Но в это время на рынке появились дизельные двигатели с электронной системой управления. И опять новое неизведанное направление. Бессонные ночи в интернете, общение с коллегами и многое другое с целью понять, как это работает и что с этим делать. В то же самое время начал оживать отечественный автоспорт и в какой-то момент у автора строк произошло то, что неизбежно должно было произойти. Пути диагностики и ремонта обычных («гуляльных») и спортивных автомобилей пересеклись. И так же как и раньше, появилось желание заняться этой неведомой темой. Информации по ней – ноль, знаний немного.

Конструкторы и технологи «Формулы‑1» ревностно оберегали свои секреты, поэтому при подготовке автомобиля к соревнованиям в те годы очень многое делалось на «слух и на нюх». Катастрофически не хватало теоретических знаний. Но мир автоспорта – особый мир! Без «блеска в глазах» и спортивного азарта пробиться в нем невозможно. Но и без знаний теоретических основ и расчетов спортивный болид подготовить также крайне сложно.

Прошли годы… В 2006 году Федор Рязанов получил предложение вести подготовку специалистов в Школе диагностов «ИнжекторКар». Ни одна цивилизация не может развиваться без передачи опыта от старших к последующим поколениям, поэтому в очередной раз пришлось браться за новое дело. Но, передавая знания другим, приходится постоянно учиться и самому. Основа для этого есть – Школа «ИнжекторКар» базируется на территории крупного автотехцентра СТАНДИ (до ребрендинга он назывался «ИнжКар»).

Постоянно новые автомобили, новые дефекты – тема автоспорта как-то незаметно отошла на второй план. Но мир автоспорта, как уже говорилось – мир особый и «бывших» в нем не бывает. В последнее время возрос интерес к доводке автомобилей «под себя», да и мир автоспорта пополнился другими направлениями. Но к сожалению, весь тюнинг в большинстве случаев по-прежнему делается дедовскими методами по принципу: «Давай сделаем как другие, а там посмотрим, что получится». То есть без должной теоретической проработки. Настало время изменить эту ситуацию. С этого номера мы начинаем новый цикл статей, посвященных тюнингу автомобилей. В нем планируется совместить теоретические знания и богатый практический опыт, как самого автора, так и его коллег по обслуживанию обычных автомобилей. И использовать его в подготовке тюнинговых (или, как их еще называют, «заряженных») автомобилей.

Введение

Для чего люди тюнингуют свои автомобили? На этот вопрос сразу просится ответ: «Ну как, для чего? Неужели непонятно?! Для того чтобы… чтобы…». И тут эмоции постепенно стихают, а в голове начинает возникать пока еще не очень осознанный, но достаточно разумный вопрос: «А собственно говоря, действительно – для чего?». Попробуем разобраться.

Вспоминается случай – на одном из ведущих автомобильном форумов был опубликован интересный пост. За дословность ручаться не буду, но звучал он примерно так: «Парни! Я купил себе спойлер на ВАЗ 15-й модели. Куда мне его воткнуть!?». Самое интересное, что в подобных случаях остряки (ну, без юмора в авторемонте не прожить!) очень тонко и с легким сарказмом начинают намекать, в какое именно место его следует засунуть (воткнуть, приделать и далее по списку). Так вот, я вынужден вас огорчить. Всего этого не было!

А началось вполне серьезное обсуждение: какого диаметра отверстия просверлить, какие болты поставить и нужен ли при этом двухсторонний скотч. И абсолютно никто (повторим – никто!) не задал вопрос: «А зачем его ставить?! Что должно получиться в результате?». Также никто не задал вопрос: а какой именно спойлер имелся в виду? На ВАЗ-21015 идут как «родные» спойлеры, так и множество якобы «тюнинговых» родом из Китая, которые кроме вреда аэродинамике никакой другой пользы не приносят. Но самое интересное, что автор топика в дальнейшем обсуждении не участвовал. Так и хочется задать вопрос – а что это было? Тюнинг, или еще что-либо? А вообще, что такое тюнинг? Поскольку в Регламентах Федерации автоспорта определение слова «тюнинг» отсутствует, обратимся к интернету. Различные источники по-разному трактуют это понятие, но суть сводится примерно к следующему.

Тюнинг автомобиля – процесс доработки обычного автомобиля, нацеленный на изменение заводских характеристик (увеличение мощности и эффективности двигателя, повышение эффективности тормозов, улучшение подвески, улучшение мультимедиа системы автомобиля), а также кардинальная переделка автомобиля.

Но это еще не все. Интернет дает еще одну интересную ссылку.

Стайлинг автомобиля (от англ. styling – стилизация) – изменение внешнего вида или салона автомобиля, для создания индивидуального стиля, выделяющего автомобиль в потоке и привлекающего внимание окружающих. Стайлинг подразумевает установку иных бамперов или спойлеров, окраску автомобиля в необычный цвет и другие приемы, позволяющие придать автомобилю индивидуальный стиль и выделить его из тысяч подобных.

Так вот, оказывается, что это было! Это обычный стайлинг, к тюнингу не имеющий никакого отношения. Отсюда следует простой вывод: задача такого действия не повышение и улучшение характеристик автомобиля, а просто желание привлечь к себе внимание. Ну что же, не будем осуждать его за это. Если что-то приносит удовольствие и не мешает другим, то почему бы этим не заняться? Кто-то делает себе пирсинг в самом неподходящем месте, кто-то ставит спойлер «не как у других» (вариант – «как у чемпиона мира по авторалли», кто-то придумывает еще много всяких разных «примочек», «фенечек» и проч.

Фото 1. За стильным дизайном скрывается не менее совершенный и доработанный мотор
(фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года)
Фото 1. За стильным дизайном скрывается не менее совершенный и доработанный мотор (фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года)
Фото 2. Фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года
Фото 2. Фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года
Фото 3. Фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года
Фото 3. Фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года

Но жизнь показывает: после того как юношеский возраст проходит и вчерашний подросток превращается в серьезного мужчину, все это уходит. Как океанский лайнер, отправляясь в дальнее плавание, сначала тает в утренней дымке, а потом и вовсе, превратившись в точку, исчезает за горизонтом. В каком возрасте это происходит – трудно сказать. Правда, некоторые умудряются остаться в «детском садике» до глубокой старости. Оно и понятно – все мы родом из детства, но некоторые со временем взрослеют, а некоторые так в нем и остаются навсегда.

И тут же вспоминается другой случай. В наш автоспортивный клуб пришел неприметный молодой парнишка и заявил: «Хочу гонять!». Руководитель, мастер спорта по шоссейно-кольцевым гонкам, уже собрался сказать ему: «До свидания». Но что-то его заставило отказаться от таких слов. Скорее всего, он увидел особый блеск в глазах этого паренька. И главное, желание побеждать. Кивнув на старый, много испытавший в спортивных баталиях автомобиль Toyota, произнес следующее: «Восстановишь – будешь на ней участвовать в соревнованиях».

Парень засучил рукава. Основное внимание было уделено доводке и оптимизации работы двигателя. К этому времени у автора этих строк спортивная карьера закончилась, и ему было очень интересно помочь молодому парню с подготовкой спортивного болида. Работа закипела! И уже через год на соревнованиях молодой, никому не известный парень уверенно поднимался пусть не на высшую, но тем не менее достаточно высокую ступень на пьедестале почета.

Одной из целей стайлинга является произвести впечатление на окружающих
Одной из целей стайлинга является произвести впечатление на окружающих
Но иногда на этом пути возникают непредвиденные трудности
Но иногда на этом пути возникают непредвиденные трудности

Как мы видим – два разных случая, два разных человека, два абсолютно разных подхода к автомобилю. В обоих случаях общее одно – выделиться из общей массы и стать лучшим. Только в первом случае подход звучит так: «Классная тачка сделает меня любимцем всех женщин на планете и вызовет уважение у другой половины человечества». Результат порой бывает весьма не­ожиданный. Как-то на просторах интернета встретилась фотография. На какой-то автомобиль ее владелец, насмотревшись ютубов и обчитавшись форумов, а также проявив недюжинную смекалку, сделал себе крутой передний спойлер. При виде его конструкторы болидов «Формулы‑1» со своими передними антикрыльями (кстати, параметры которых очень жестко ограничиваются Регламентом) просто, размазывая кулачком слезы, тихо заплакали бы в уголке.

Выглядел этот автомобиль, конечно же, красиво. Скажем даже больше – просто впечатляюще! Но при создании этого «шедевра» не было учтено изменение угла переднего свеса. Фотография была сделана при безуспешной попытке этого чудовища переехать «лежачего полицейского». Своим передним спойлером он буквально касался асфальта и такое препятствие ему оказалось просто не под силу. Ослик Иа из мультфильма про Винни Пуха, если бы увидел это безобразие, с вселенской грустью в глазах сказал бы: «Душераздирающее зрелище!». Подпись под фотографией была более лаконичной. Она гласила: «Дотюнинговался!».

Во втором случае подход немного иной. «Я восстановлю эту ласточку и на ней надеру уши всем чемпионам и сам стану им!» Тут тоже не все так однозначно. Положим, достигнуть уровня мастера спорта за год невозможно. Но если ты не будешь стремиться к победам, успеха ты не добьешься никогда! Успех в автоспорте складывается из двух составляющих.

Еще одной задачей тюнинга является достижение высоких спортивных результатов
Еще одной задачей тюнинга является достижение высоких спортивных результатов
Тюнинг подвески должен делаться под конкретный вид автоспорта
Тюнинг подвески должен делаться под конкретный вид автоспорта

– Мастерство пилота. Годы упорных тренировок, изучение опыта других, более маститых и именитых гонщиков. Пьедесталы почета и горечь поражений. Звездная болезнь («Я лучше всех!») и возврат к реалиям («Я ни на что не годен…»). Тонны сожженного бензина только для того, чтобы научиться грамотно проходить связку поворотов («змейку»). Впрочем, этот перечень можно продолжать до бесконечности.

– Техническая подготовка автомобиля. Без достойного железного коня победа невозможна. Но сразу следует предупредить – подготовка своей «ласточки» к автоспортивным соревнованиям с уровнем выше дворового требует достаточно больших капиталовложений. В одиночку, потихоньку отрывая деньги от семейного бюджета, эту проблему не решить. Нужна спонсорская поддержка. Но чтобы ее получить, нужно иметь известность по предыдущему пункту. Получается замкнутый круг – чтобы стать мастером автоспорта, требуются достаточно большие финансовые вложения. А спонсоры не хотят финансировать обычного, никому не известного «парня с нашего двора». Чтобы затраченные деньги вернулись (в основном за счет рекламы), им нужен маститый и хорошо раскрученный пилот.

Вывод: мир большого автоспорта – удел избранных.

Но мы с вами не будем ставить грандиозную задачу затмить славу самого Михаэля Шумахера. Просто, научившись правильно управлять автомобилем, человек приобретает уверенность в себе. Эта уверенность возрастает, если под тобой настоящий «железный конь». Весело откликающийся на педаль газа и уверенно «держащий» дорогу. А не старая кляча, не желающая ехать сама и требующая хорошего пинка. Желательно под горку или (как крайний случай!) – вниз с обрыва. Так что составляющие автоспорта (мастерство пилота – техническое состояние автомобиля) действуют и в повседневной жизни. Причем одно не может существовать без другого.

Фото 4. Пример грамотного тюнинга тормозной системы (фото сделано на выставке
MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года)
Фото 4. Пример грамотного тюнинга тормозной системы (фото сделано на выставке MotorShow, Япония, ноябрь 2019 года)

Тут уместно вспомнить еще один случай. В то время наш автосервис специализировался на ведущих японских брендах Toyota – Mitsubishi – Nissan. Но поскольку его руководители ездили только на Subaru, автомобили этого не менее известного производителя были нередкими гостями наших боксов. И вот представьте себе картину: лето, ясное небо, дует приятный легкий ветерок. Мы стоим на улице, жмуримся на солнышке. Короче, вовсю наслаждаемся жизнью и свободной минуткой отдыха. Как вдруг подъезжает Subaru Impreza VR-X, из нее выходит очень респектабельный господин и направляется в нашу сторону. Его вид достаточно необычен – сочетаются респект, уверенный вид владельца и автомобиль, изначально предполагающий «спортивный» стиль езды. Но еще больше удивила просьба, с которой он обратился к нам.

Звучала она примерно так: «Найдите мне, что плохо в моем автомобиле». На вопрос – а на что, собственно, жалуетесь – последовал ответ: жалоб нет, едет машина хорошо, но нужно посмотреть, что плохо. Хорошо, что девиз автосервиса: «Любой каприз за ваши деньги!». Механики приступают к работе: осмотру ходовой части, рулевого механизма, тормозов и так далее… Но владельца, похоже, это мало интересовало. С нетерпением ждет, когда его ласточка окажется у меня на диагностическом посту. И наконец-то очередь доходит до диагностики силового агрегата. При этой процедуре большинство работников ограничиваются просто чтением кодов ошибок. Это в корне неверно. Правильная работа двигателя складывается из правильной работы:

– самого двигателя;

– системы зажигания;

– системы топливоподачи.

Только оптимальная настройка всех этих систем гарантирует оптимальную работу автомобиля. Приступаем к проверке. Результаты очень обнадеживающие. Двигатель вкладывается в заданные параметры. Придраться можно разве что к чуть-чуть загрязненному узлу дроссельной заслонки. Да и то, в крайне незначительной степени. Как говорится, бывали случаи и похуже. В системе зажигания обнаруживаются незначительные отклонения в работе одной из катушек, не приводящие к серьезным последствиям. Просто одна из катушек начинает подавать пока еще не очень внятные намеки: «Что-то я немного устала… Я еще, конечно же, поработаю, но надо начинать думать и искать мне достойную замену».

В системе топливоподачи особых отклонений не обнаруживается. Делается заключение: за исключением мелких и незначительных отклонений по дросселю и катушке автомобиль полностью исправен. Реакция владельца просто потрясла меня до глубины души. Он заявил: «Чистить дроссель не надо! Я куплю новый, а заодно сразу поменяю катушку». Зачем?!

Оказалось, хозяин автомобиля – заядлый стритрейсер. Из приватной беседы выяснилось – в этой сфере крутятся очень большие деньги. И «копейки» (по его выражению) за нашу работу и запчасти не идут ни в какое сравнение со ставками в этих видах соревнований. Как направление стритрейсинг не входит в Федерацию автоспорта и ее регламент на такие автомобили не распространяется. Поэтому их тюнинг (доводка) делается, как говориться, кто во что горазд. Иногда это получается неплохо. Тогда владелец становится «королем» такого вида соревнований и тщательно скрывает тайны настройки своего болида. А иногда получается «как всегда». И тогда человек становится блоггером и заводит свой канал на YouTube. Где с великим удовольствием рассказывает и показывает, как он добился таких ошеломляющих успехов.

Итак, мы с вами выделили основные направления для доводки (тюнинга) автомобиля. Давайте перечислим их еще раз и подумаем, чем нам интересно заниматься, а что оставим другим людям.

О чем будет этот цикл статей?

Другими словами, о чем мы будем разговаривать? Как мы видим, у нас с вами достаточно большой выбор. Стайлинг мы отсекаем сразу. Ему посвящено много статей в интернете, роликов на YouTube – к чему лишний раз повторяться!? Тем более, установка дополнительных элементов на кузов без учета их влияния на аэродинамику – неинтересное занятие. Более интересным будет проведение тюнинга. Но тут тоже не все так однозначно. Давайте разберемся, какие виды тюнинга автомобиля существуют? Снова обратимся к интернету.

Тюнинг двигателя – доработка двигателя или его замена более мощным. Как правило, с целью увеличения его мощности и эффективности. Для тюнинга двигателя меняют детали заводского производства на улучшенные (поршни, шатуны, клапаны), дорабатывают и облегчают заводские детали двигателя для уменьшения потерь, устанавливают на двигатель систему турбонаддува или механический нагнетатель (компрессор), улучшают выхлопную систему, устанавливают воздушные фильтры пониженного сопротивления («нулевик»), применяют иные доработки с одной целью – получить максимальную мощность двигателя.

Пример «псевдотюнинга» тормозной системы
Пример «псевдотюнинга» тормозной системы

Тюнинг трансмиссии – это один из важнейших видов тюнинга автомобиля, ведь трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущему мосту и по­этому она является механизмом реализации динамических качеств двигателя. Основная роль в трансмиссии – у коробки передач. Если ее передаточные числа грамотно подобраны, то ваша машина может быть быстрой даже с относительно слабым двигателем. Они подбираются в зависимости от мощности мотора, размеров колес и крутящего момента автомобиля. Приступая к тюнингу трансмиссии, нужно знать определенные особенности этого вида тюнинга.

Тюнинг подвески – установка более жестких пружин, амортизаторов или стоек подвески в сборе, установка или замена стабилизаторов поперечной устойчивости, замена рычагов подвески с целью занижения клиренса автомобиля и улучшения устойчивости автомобиля на высоких скоростях и в поворотах. Реже устанавливают систему пневмоподвески, которая позволяет из салона изменять клиренс автомобиля.

Тюнинг трансмиссии и подвески должен делаться под конкретный вид соревнований и под конкретного пилота. Ввиду наличия большого количества индивидуальных параметров при проведении этого вида доработок, а также его узкой направленности мы не будем этим заниматься.

Тюнинг тормозов – установка высокотемпературных тормозных колодок с повышенным коэффициентом трения, установка передних и задних суппортов с большим количеством поршней (суппорты бывают с 1, 2, 4, 6, 8 поршнями) и дисков большего диаметра и толщины с целью повышения эффективности тормозной системы автомобиля. Как правило, тюнинг тормозной системы предшествует тюнингу двигателя.

Эту тема достаточно подробно рассмотрена в руководящих документах, и нам она также не очень интересна. Но для примера рассмотрим несколько вариантов этого тюнинга.

А вот доводка двигателя – это интересно! Хотя бы потому, что на просторах интернета есть множество предложений по поставке узлов для проведения данного вида тюнинга. Начиная от обычных фильтров нулевого сопротивления, заканчивая наборами для установки турбокомпрессоров. Про их качество мы с вами говорить не будем – как и везде, есть качественные узлы от ведущих брендов, а есть и откровенная подделка. Мы будем рассматривать другой аспект. Что даст установка того или иного устройства, как проверить правильность его функционирования, а самое главное – целесообразность его применения. Есть еще одно основание для рассмотрения этого вопроса. Маститые автоспортсмены уже давно не настраивают себе автомобили сами.

К сожалению, общий тренд развития российского автоспорта – заплатить деньги и купить в Англии уже готовый спортивный болид. Почему в Англии? Тут следует заметить, что теме автоспорта там уделяется достаточно большое внимание. И их «заряженные» автомобили показывают неплохие результаты. Но и у нас на заводе ВАЗ также делают стандартные модели в спортивном исполнении. К сожалению, их стоимость достаточно высока, поэтому они не получили широкого распространения. Поэтому приобретение английского, исчерпавшего в спортивных баталиях свой ресурс, автомобиля считается более целесообразным.

А как же быть «ребятам с нашего двора», которым просто хочется подготовить себе автомобиль, на который можно положиться в трудной ситуации? Уверенно чувствовать себя на дороге? Или просто устроить дружеские «покатушки» или поучаствовать в каких-либо соревнованиях районного масштаба?

Не секрет, что очень часто им при доработке двигателя приходиться полагаться только на свои силы и знания. И они нуждаются порой просто в дружеском совете, как настроить, или просто улучшить работу силового агрегата. Вот именно для них и будут опубликованы в последующих статьях некоторые нюансы и особенности тюнинга двигателя. В них мы разберем назначение разных предлагаемых устройств, а также поймем, как можно оптимизировать работу уже имеющихся узлов и агрегатов. Итак, выбор сделан – засучиваем рукава! И, как говорил один видный политический деятель: «За работу, товарищи!». В последующих выпусках нас с вами ждет много интересного – следите за продолжением. Оно обязательно последует!

  • Федор Рязанов, преподаватель, технический тренер

Эксклюзивное издание

Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены