Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

У вас аккумуляторы свежие?

У вас аккумуляторы свежие?

Ни для кого не секрет, что любой выбор занятие серьезное, требующее вдумчивого подхода. Даже выбор арбуза подразумевает как минимум тщательность и определенные знания. Без них приобретение недозрелой, а то и испорченной ягоды (а арбуз, что ни говори – биологически ягода) становится слишком вероятным.

Так и покупка новой аккумуляторной батареи (если к этому процессу относиться серьезно) – дело очень непростое. Причем гораздо более «весомое» по своим последствиям. Арбуз может «проделать дыру» в кошельке на сумму около 100 руб. – что, конечно, тоже жалко, но пережить можно. А вот автомобиль, вышедший из строя из-за аккумуляторной батареи, может стать трагедией – причем не только финансовой. Если аккумулятор взорвется, да еще на ходу, или выгорит вся электроника (которой в современных автомобилях в десятки раз больше, чем в компьютерах), то последствия могут быть вообще трагичными.

Когда была сделана?

Вопрос о «свежести» аккумуляторных батарей – далеко не шутка. Даже если аккумулятор штатно залит электролитом и заряжен, он не может храниться вечно на полке или складе магазина. Длительное время хранения снижает заряженность стартерной батареи, уровень электролита в ней. Электрокоррозия решеток положительных пластин снижает последующий ресурс АКБ в эксплуатации.

Однако сегодня каждый изготовитель стартерных аккумуляторных батарей ставит свою маркировку даты изготовления АКБ – и потому зачастую трудно точно определить, когда же она реально была изготовлена. Даже продавец не всегда может ответить на этот вопрос. Поэтому стоит выбирать именно ту стартерную батарею, о которой точно известно, когда она была произведена – пусть даже она и стóит несколько дороже.

Ходите за АКБ со своими весами

К сожалению, сегодня даже известная марка производителя стартерной батареи не гарантирует ее качества. Причем определить «на месте» при покупке брак можно не всегда. Но кое-что все-таки сделать можно…

Недолив электролита в АКБ опасен возможностью взрыва
Недолив электролита в АКБ опасен возможностью взрыва

Например, случается, что при сборке АКБ на заводе в некоторые (а то и во все) банки не доливается электролит. В результате значительно снижается срок службы батареи и резко возрастает опасность взрыва из-за скопления водорода и кислорода в корпусе.

Но сегодня производится много АКБ с надписью «необслуживаемая» – хотя на них необходимо писать слово «недоливаемая»: в их конструкции отсутствуют пробки, через которые можно определить уровень электролита в каждой банке и долить дистиллированную воду при необходимости.

Поэтому первое, что можно сделать – это определить, соответствует ли вес АКБ заявленному в паспорте. Проще говоря, взвесить ее. И если батарея, которая по штату должна весить, например, 18 кг, в реальности весит меньше, то вывод напрашивается сам. Часто для этого не обязательно носить с собой весы – разницу в несколько килограммов можно «поймать», просто взяв батарею в руки. И если возникают хоть малейшие сомнения, необходимо отказаться от ее приобретения.

Иногда производитель не сообщает в паспорте о массе батареи. Тогда остается перед походом в магазин залезть в справочники, чтобы выяснить, сколько должна весить та или иная модель АКБ.

Пробки в конструкции аккумуляторной батареи введены 
для того, чтобы можно было проконтролировать уровень и 
плотность электролита. О чем владельцы этого АКБ забыли
Пробки в конструкции аккумуляторной батареи введены для того, чтобы можно было проконтролировать уровень и плотность электролита. О чем владельцы этого АКБ забыли

Проверьте плотность и заряд

Если батарея имеет пробки, то кроме уровня электролита необходимо измерить его плотность – она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/см3, что соответствует примерно 80%-й заряженности аккумуляторной батареи. А последнюю проверку следует произвести с нагрузочной вилкой – ее вольтметр должен показать 12,5–12,9 В при отключенной нагрузке, а при включенной – не опуститься в течение 5–10 с ниже 11 В.

Зарядные устройства бывают разные

Батарея куплена, установлена и работает. Но проходит время – и вдруг она разряжается. Причин у этого может быть несколько: неисправность электрооборудования, ослабевший ремень генератора, а то и просто забыли выключить ближний свет. И встает вопрос – как зарядить АКБ?

Производственный брак. Слева — отрицательные пластины, 
справа — положительные. На отрицательных пластинах четко  виден уровень недолива электролита
Производственный брак. Слева — отрицательные пластины, справа — положительные. На отрицательных пластинах четко виден уровень недолива электролита

Способы заряда стартерной батареи известны и указаны во всех инструкциях. Конечная цель этого процесса – достижение плотности электролита во всех банках АКБ не менее 1,27 г/см3 (при +25°С). Напряжение на полюсных выводах батареи при этом должно достигать величины 16,20–16,30 В. После достижения этих показателей заряд батареи можно прекращать и ставить ее на автомобиль – естественно, после устранения причин разряда.

Но в некоторых ситуациях АКБ подвергается чрезмерно глубокому разряду (ЭДС при этом может быть менее 10 В). И в таком состоянии разряда батарея находится длительное время (2–3 недели и более).

При постановке на заряд у такой АКБ напряжение на полюсных выводах может быть 16–18 В и более. Но это совсем не значит, что батарея заряжена – просто ее внутреннее сопротивление увеличилось при хранении в разряженном состоянии.

Некоторые образцы современных зарядных устройств не включают батарею на заряд, если ЭДС АКБ ниже 10,50 В. А при достижении зарядного напряжения 14,50 В отключают ее, как готовую.

Если бы недоливаемый аккумулятор взвесили перед покупкой, то выяснилось бы, что в нем электролит не залит до штатного уровня.  И не было бы таких вот последствий
Если бы недоливаемый аккумулятор взвесили перед покупкой, то выяснилось бы, что в нем электролит не залит до штатного уровня. И не было бы таких вот последствий

В первом случае батарея не включается на заряд (и ее обвиняют, что она на заряд не включается). А во втором – только что включенная на заряд АКБ объявляется готовой к работе. То есть батарея не может питать даже лампочку, а устройство считает ее заряженной.

Вывод – создатели некоторых современных устройств для заряда стартерных АКБ не знают реальных характеристик этих изделий. И создают приборы, пригодные не для всех случаев, в которых оказываются автомобилисты в реальной жизни. Соответственно при покупке зарядного устройства стоит внимательно прочитать описание прибора: излишние технические «навороты» могут оказаться не всегда полезными и эффективными.

Гарантия

Необходимо помнить, что гарантия на АКБ далеко не всегда дает возможность ее поменять. Гарантийный талон заполняется на каждую стартерную АКБ при продаже. Но этот талон предполагает, что в батарее может быть производственный дефект, который не удалось обнаружить в конце цикла изготовления АКБ. И гарантирует замену, если только этот дефект (производственный!) будет обнаружен с помощью специалистов гарантийного пункта – причем в пределах установленного срока.

То есть гарантия производителя не устанавливается на любые иные показатели АКБ: ресурс – календарный и по пробегу автомобиля, характер снижения работоспособности, интенсивность износа и т.д. Производители стартерных батарей объясняют это тем, что невозможно проконтролировать режим эксплуатации автомобиля и обслуживания АКБ.

Следовательно, на замену АКБ по гарантии можно рассчитывать только при установленном производственном дефекте. А батарей с такими дефектами мало. Да и определение – производственный дефект или эксплуатационный – занимает много времени, сил и требует привлечения специалистов.

Так что проще будет, если при покупке АКБ заранее проявить больше внимания и дотошности, чем потом разбираться с последствиями.

  • Николай Курзуков, научный сотрудник аккумуляторной лаборатории ФГУП НИИАЭ

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены